Таможенная процедура беспошлинной торговли

 

Под таможенной процедурой беспошлинной торговли понимается таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 302 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК)).

В Российской Федерации определение таможенной процедуры беспошлинной торговли представлено отсылочной нормой в ст. 292 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к ст. 302 и ст. 303 ТК. В Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" определение таможенной процедуры беспошлинной торговли дословно заимствовано из ТК.
В Таможенном кодексе Республики Беларусь в определении таможенного режима беспошлинной торговли не указано, что товары, находящиеся под указанным режимом, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов установлено п. 4 ст. 292 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Применение мер нетарифного регулирования к товарам, помещаемым под таможенный режим беспошлинной торговли, на территории Республики Беларусь зависит от характера наложенных ограничений (п. 5 ст. 292 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Если ввоз или вывоз товаров ограничен по основаниям экономического характера, то предоставления дополнительных документов таможенному органу при помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли не требуется. Если ограничение ввоза или вывоза носит неэкономический характер, то для помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли необходимо предоставление в таможенные органы соответствующих разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз этих товаров.
Несмотря на единообразие в подходе к определению таможенной процедуры беспошлинной торговли, содержание указанной процедуры различается в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза ЕврАзЭС. Например, в Республике Беларусь таможенный режим беспошлинной торговли различается для иностранных товаров и товаров таможенного союза, а в Российской Федерации товары помещенные под таможенный режим беспошлинной торговли, являются условно выпущенными товарами.
В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур описания таможенной процедуры беспошлинной торговли отсутствуют, хотя в международной практике понятие "беспошлинная торговля" используется достаточно широко.
Под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут быть помещены как иностранные товары, так и товары таможенного союза. Иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли как сразу после пересечения таможенной границы, так и если товары первоначально были помещены под иную таможенную процедуру. Дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли определены в ст. 303 ТК путем перечисления критериев, исключающих возможность помещения товаров под указанную таможенную процедуру. К таким критериям относятся:
1) запрет к ввозу на таможенную территорию таможенного союза;
2) запрет к вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза;
3) запрет к обороту на территории государств - членов таможенного союза;
4) запрет к помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли Комиссией таможенного союза;
5) использование для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли.
Перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу на территорию таможенного союза ЕврАзЭС, утвержден решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 19 и решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 132.

При определении возможности помещения товара под таможенную процедуру беспошлинной торговли следует учитывать, что запрет к ввозу или вывозу может определяться только на наднациональном уровне. Национальное законодательство следует учитывать только в отношении товаров, запрещенных к обороту на территории государств - членов таможенного союза.
Например, запрет на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками или маркированных с нарушением установленного порядка (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1008 "Об акцизных марках"), не препятствует помещению подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, под таможенную процедуру беспошлинной торговли для розничной продажи в магазине беспошлинной торговли, расположенного в Российской Федерации.
Изъятие товаров из оборота на территории Российской Федерации регламентируется рядом законов, например: ст. 24 Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"; п. 3 ст. 13 Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. 5 - Федеральный закон от 2 мая 1997 года N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"; ст. 6 Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; п. 5 ст. 7 Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Данный список, в частности, включает тяжеловесные грузы (весом более 20 кг) и громоздкие товары (сумма размеров по длине, ширине и высоте более 200 см), товары для розничной торговли, не расфасованные в потребительскую тару, продукцию военного назначения, наркотические и психотропные вещества.

Под таможенную процедуру беспошлинной торговли не могут быть помещены товары таможенного союза, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений, который был утвержден решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 19 и решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 132. Однако п. 6 решения Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 установлены изъятия из этого ограничения. В частности, под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут быть помещены следующие товары:

- изделия из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, икры и изделий из нее (кроме икры осетровых), упакованные для розничной продажи и готовые к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
- икра осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированная в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года;
- лекарственные препараты (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемые в медицинских целях и зарегистрированные в установленном порядке в государствах - членах Таможенного союза, в упаковках для розничной продажи, без рецепта(назначения)врача;
- сувениры или изделия народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.
Положение п. 3 ст. 303 ТК о запрете на помещение товаров, используемых для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, под таможенную процедуру беспошлинной торговли, распространяется на такие товары, как, например, рекламная продукция, спецодежда для работников, оборудование (стеллажи и т.д.), кассовые аппараты, мебель и компьютерная техника и т.п. Если указанные товары имеют статус товаров таможенного союза, то помещение их под таможенную процедуру не требуется. Если для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли планируется использовать иностранные товары, то они должны быть помещены под таможенную процедуру, допускающую возможность их использования в магазине беспошлинной торговли (например, выпуск для внутреннего потребления, временный ввоз).
В качестве декларанта товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация товаров (п. 2 ст. 303 ТК). Необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 33 ТК владельцем магазина беспошлинной торговли, следовательно, и декларантом таможенной процедуры беспошлинной торговли, может выступать только юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Определенное в ТК условие, на основании которого лицо имеет право выступать в качестве декларанта, не противоречит, как может показаться на первый взгляд, п. 3.7 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которым любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, имеет право выступать в качестве декларанта. Именно владелец магазина беспошлинной торговли обладает правомочием по определению дальнейшей юридической судьбы товара (отчуждение по договору купли-продажи, уничтожение, помещение под таможенную процедуру реэкспорта и т.д.).
Право на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли реализует путем подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 179 ТК). Никаких изъятий из этого правила для товаров таможенного союза не предусмотрено, в связи с этим не совсем понятна причина, по которой был введен п. 4 ст. 303 ТК, устанавливающий, что помещение товаров таможенного союза под таможенную процедуру беспошлинной торговли происходит путем подачи таможенной декларации.
Предоставленное декларанту право на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли порождает корреспондирующие обязанности, связанные с учетом товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли, их реализации, обеспечения возможности проведения таможенного контроля и т.д. (ст. 36 ТК).
В ТК нет прямого указания на то, что товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, считаются условно выпущенными. Тем не менее в соответствии с п. 8 ст. 200 ТК законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи отнесения товаров к условно выпущенным. В частности, пп. 2 ч. 1 ст. 222 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, являются условно выпущенными товарами.
В Республике Казахстан и Республике Беларусь товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, не являются условно выпущенными товарами.
В соответствии со ст. 304 ТК требования к магазину беспошлинной торговли определяются на национальном уровне государств - членов таможенного союза и касаются:
- порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли;
- требований к расположению, обустройству, оборудованию магазинов беспошлинной торговли;
- правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- порядка ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
В Российской Федерации может быть создано два вида магазинов беспошлинной торговли, различающихся по категориям покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров:
1) магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза;
2) магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.
В зависимости от вида магазина беспошлинной торговли различаются требования, предъявляемые к его расположению, обустройству и оборудованию. Расположение магазина беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза, требования к его обустройству и оборудованию на территории Российской Федерации определяются ст. 84 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Порядок организации беспошлинной торговли, а также требований к расположению, обустройству и оборудованию магазинов беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, должны быть установлены Правительством Российской Федерации (ст. 294 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Однако постановление Правительства Российской Федерации по этому вопросу в настоящее время отсутствует, в связи с чем невозможно организовать беспошлинную торговлю для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними на территории Российской Федерации.
В Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, выделено два вида магазинов беспошлинной торговли в зависимости от категории покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров, однако ко всем магазинам беспошлинной торговли, расположенным на территории Республики Казахстан, применяются единые требования к обустройству и оборудованию (п. 1 ст. 408 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Эти требования установлены ст. ст. 53 - 58 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Требования к двум видам магазинов беспошлинной торговли различаются в допустимых местах расположения, а также документах, требуемых для предъявления покупателями при приобретении товаров. Так, магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза, должны располагаться в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза, а дополнительного документа при покупке предъявлять не требуется. Магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, могут располагаться только в столице Республике Казахстан, городе Астане, и осуществлять продажу покупателям при предъявлении документа, подтверждающего аккредитацию покупателя в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан (пп. 2 п. 1 - ст. 409 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Порядок реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, устанавливаются Правительством Республики Казахстан (пп. 2 п. 1 ст. 409 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").
Завершение таможенной процедуры беспошлинной торговли происходит в следующих случаях:
1) реализация товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли;
2) помещение товаров под иную таможенную процедуру.
Товары, реализованные в розницу в магазине беспошлинной торговли, становятся товарами для личного пользования. Следовательно, с момента реализации товаров в магазине беспошлинной торговли перемещение этих товаров через таможенную границу таможенного союза регулируется нормами главы 49 ТК.
Помещение товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, под иные таможенные процедуры может происходить как по желанию декларанта, так и в императивном порядке в случаях, предусмотренных ТК или законодательством государств - членов таможенного союза.
По желанию декларанта товары, нереализованные в магазине беспошлинной торговли, могут помещаться под иные таможенные процедуры: реэкспорта, уничтожения, выпуска для внутреннего потребления и т.д. Порядок помещения товаров под иные таможенные процедуры происходит в соответствии с нормами ТК.
Обязанность декларанта поместить товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, под иную таможенную процедуру установлена п. 2 ст. 305 ТК и возникает в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли. Срок помещения товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, под иную таможенную процедуру установлен п. 2 ст. 305 ТК и составляет один месяц со дня следующего за днем прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли. В случае если товары не были помещены под иную таможенную процедуру в течение указанного срока, то они задерживаются таможенными органами в порядке, определенном главой 21 ТК.
Несмотря на то что на наднациональном уровне установлены сроки и порядок помещения товаров под иную таможенную процедуру, в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли, в п. 5 ст. 228 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлен не только иной срок помещения товаров под иную таможенную процедуру, но и различный порядок для иностранных товаров и отечественных товаров (товаров таможенного союза). В Республике Беларусь срок помещения иностранных товаров под иную таможенную процедуру в случае ликвидации магазина беспошлинной торговли составляет два месяца со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли. Отечественные товары в течение указанного срока должны быть вывезены из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза установлен случай, когда декларант обязан поместить товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, под иную таможенную процедуру - вступление в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. В Российской Федерации данная обязанность установлена п. 12 ст. 57 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а в Республике Казахстан - п. 4 ст. 56 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". В каждом государстве - члене таможенного союза процедура имеет свои особенности. В частности, в Российской Федерации товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. В Республике Казахстан товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение 30 календарных дней со дня принятия приказа о приостановлении деятельности владельца магазина беспошлинной торговли.
Владелец магазина беспошлинной торговли (декларант) обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в следующих случаях:
при нарушении требований и условий таможенной процедуры беспошлинной торговли;
в случае утраты иностранных товаров, за исключением их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Декларант обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, если указанные случаи возникли с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и до любого из следующих событий:
1) реализации товаров разрешенным лицам;
2) помещения товаров под иную таможенную процедуру;
3) задержания товаров таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК;
4) в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК.
Исчисление ввозных таможенных пошлин производится без учета тарифных преференций, льгот и подлежат оплате в размерах соответствующих сумм, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 4 ст. 306 ТК).
Срок уплаты зависит от факта, в связи с которым у декларанта возникла обязанность уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов:
1) при нарушении требований и условий таможенной процедуры беспошлинной торговли - день совершения действий, нарушающих установленные требования и условия;
2) в случае утраты иностранных товаров, за исключением их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и ранения - день утраты товаров.
Если день совершения действий, нарушающих установленные требования и условия или день утраты товара не установлен, то срок уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов устанавливается как день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
На территории таможенного союза ЕврАзЭС обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, не требуется, а возврат налогов, уплаченных в отношении товаров таможенного союза, не производится.
Таким образом, введение в действие ТК позволило унифицировать на наднациональном уровне большинство аспектов правового регулирования таможенной процедуры беспошлинной торговли. Тем не менее некоторые аспекты, не только по-разному урегулированы на национальном уровне государств - членов таможенного союза, но и противоречат ТК. Несомненно, учет национальных особенностей позволяет наиболее полно соблюдать интересы как государства, так и предпринимателей. Тем не менее противоречия между ТК и национальным законодательством государств - членов таможенного союза должны быть устранены в кратчайшие сроки, так как затрудняют ведение предпринимательской деятельности и оставляют возможность усмотрения со стороны таможенных органов. Следовательно, несмотря на то, что скоро исполняется один год со дня вступления в силу ТК, законодателю необходимо продолжать работу по приведению норм национального законодательства в соответствие с требованиями ТК.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру