Таможенное оформление грузов дипломатических представительств и международных организаций в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

 

Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации создало новую правовую базу регулирования отношений между дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций (далее - представительства) и таможенными органами, а также изменило порядок таможенного оформления грузов дипломатических (консульских) представительств и международных организаций.
К числу таких лиц помимо дипломатических и консульских представительств, представительств при международных организациях относятся парламентские и правительственные делегации, а также на основе взаимности члены официальных делегаций для участия на конгрессах и конференциях, на переговорах в специальных международных комиссиях (следственных, согласительных и т.д.).

Правовой базой таможенного оформления таких грузов является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) и принятый в его развитие Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Однако не стоит забывать об основополагающих международных актах, таких, как: Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.), Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), а также соглашения и договоры между Правительством Российской Федерации и международными организациями, например Соглашение между Европейским космическим агентством и Правительством Российской Федерации об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства Европейского космического агентства и его статусе от 10 апреля 1995 г., которыми установлены базовые статусы (преимущества, привилегии) и иммунитеты данных лиц. Привилегии и иммунитеты представительства в зависимости от его статуса могут включать неприкосновенность помещений и архивов, свободу сношений со своим правительством, включая использование дипломатической почты, таможенные льготы, иммунитет от судебного преследования и др.

Таможенные органы Российской Федерации при декларировании товаров, перемещаемых данной категорией лиц, руководствуются гл. 45 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями лиц" (ст. 317 - 327) и пп. 3 п. 2 ст. 328 "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами" гл. 46 "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц" ТК ТС, а также п. 2 ст. 131 "Освобождение от уплаты таможенных сборов" и ст. 318 "Ввоз и вывоз товаров отдельными категориями иностранных лиц" Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что если правилами международных договоров Российской Федерации установлены более льготные правила для ввоза товаров в Российскую Федерацию или их вывоза из Российской Федерации, чем установленные гл. 45 ТК ТС, то применяются правила международных договоров Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров происходит в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС. Однако законодательством Российской Федерации установлено таможенное декларирование товаров путем представления в таможенный орган представительствами письменного заявления, заверенного печатью представительства и подписанного главой представительства либо уполномоченным им лицом.
Заявление составляется в произвольной форме в двух экземплярах и содержит следующие данные: наименование таможенного органа; наименование и место нахождения отправителя товаров; наименование и место нахождения получателя товаров; номер и дату транспортного документа, в соответствии с которым товар перемещается через таможенную границу Таможенного союза; наименование товара, позволяющее его идентифицировать для таможенных целей, количество (масса, объем и другие количественные характеристики) товара с указанием сокращенного наименования единицы измерения и стоимости (по товаросопроводительному документу). С заявлением подаются транспортные и коммерческие документы; документы, подтверждающие соблюдение ограничений, а также документ, подтверждающий статус лица, или доверенность, заверенная печатью представительства и подписью главы представительства либо иного уполномоченного на то должностного лица представительства.
Следует также отметить, что, несмотря на повсеместное внедрение электронного таможенного декларирования в Российской Федерации, представительства могут подать заявление только в письменной форме.
Таким образом, федеральным законом закреплен порядок таможенного оформления в упрощенном порядке (декларирование путем подачи заявления), который распространяется не только на дипломатические и консульские представительства иностранных государств, но и на международные организации.
Если в отношении таможенных льгот дипломатических и консульских представительств все установлено ст. 317 - 326 ТК ТС, то в отношении международных организаций ст. 327 "Таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств" предусмотрено, что таможенные льготы для международных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами. В указании Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 3 августа 1995 г. N 01-12/964 "О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации" (в ред. от 6 ноября 2008 г.) приведен список международных организаций, которым предоставлены таможенные льготы, а также приведены тексты данных соглашений.
В соответствии со ст. 205 "Место декларирования товаров" Федерального закона декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации. Однако Федеральная таможенная служба в соответствии с п. 2 ст. 205 вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров в случаях создания специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров, исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров. В настоящее время ФТС России установила компетенцию таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении представительств на территории г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Приказ ФТС РФ от 11 января 2006 г. N 4 "Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц" (в ред. от 1 апреля 2010 г.)).

Основные нормативные акты ФТС России были приняты до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона о таможенном регулировании и базируются на устаревших понятиях российского законодательства, что создает определенные трудности с толкованием нормативных актов. Часть понятий не четко сформулированы или их формулировки вообще отсутствуют. Например, в таможенном законодательстве используются понятия: товары, предназначенные для официального пользования; товары, предназначенные для личного и семейного пользования; товары для первоначального обзаведения, а Приказ ГТК России от 10 октября 2002 г. N 1087 дает определение только для товаров, предназначенных для официального пользования, и товаров, предназначенных для личного пользования.
При определении товара, предназначенного для официального пользования, как товара, ввозимого (вывозимого) исключительно для выполнения представительствами своих функций, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях и Венской конвенцией о консульских сношениях, используется отсылочная норма. Данные функции (ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях) сводятся к представительству государства, защите его интересов и содействию в развитии торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также поощрению дружественных отношений между ними и содействию в их развитии. В результате получается, что сотрудник таможенного органа должен определить, насколько конкретная партия ввозимого товара соответствует общим функциям представительства.
ТК ТС и ФЗ о таможенном регулировании для характеристики льгот данной категории лиц используют несколько понятий (таможенная льгота, привилегия, преимущество). Таможенную льготу можно трактовать как исключение из общепринятых норм таможенного законодательства при перемещении товаров отдельными категориями лиц через таможенную границу РФ, вытекающее из международных обязательств РФ или предоставленное РФ в одностороннем порядке.
Понятия привилегии и преимущества шире, чем понятие таможенной льготы, и включают в себя помимо таможенных льгот льготы нетаможенного характера. Венская конвенция о дипломатических сношениях использует понятие привилегии, а Венская конвенция о консульских сношениях - понятия преимущества и привилегии. Не совсем понятно, в чем отличие понятия преимущества (исключительное право, предоставленное кому-либо) от понятия привилегии (выгода, превосходство; исключительное право на что-либо; привилегия), используемого в ТК ТС.
С учетом вышеизложенного можно отметить следующие особенности таможенного оформления грузов, перемещаемых представительствами:
1. Таможенное оформление и таможенный контроль регламентируются нормами российского законодательства, законодательством Таможенного союза и международного права. При таможенном оформлении используются таможенные акты, принятые до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона о таможенном регулировании, базирующиеся на устаревших понятиях Таможенного кодекса РФ и других российских нормативных актах.
2. Иностранные представительства и их сотрудники имеют судебный иммунитет, что накладывает ограничения на производство по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела и на их рассмотрение.
3. Иностранные Представительства освобождены от уплаты всех видов таможенных платежей, включая таможенные сборы.
4. В случае возникновения проблем иностранные представительства имеют возможность обращаться в МИД России и ФТС России для их решения или использовать принцип взаимности для введения ограничений в отношении российских представительств и их сотрудников в иностранных странах.
Очевидно, что, несмотря на кажущуюся простоту таможенного оформления товаров представительств, порядок декларирования и законодательство нуждаются в уточнении в связи с созданием Таможенного союза с участием Российской Федерации и учете принципа взаимности, так как в случае ограничения деятельности данных организаций могут быть наложены соответствующие ограничения на сотрудников российских представительств в иностранных государствах. Но, с другой стороны, нечеткость формулировок и ослабление таможенного контроля будут способствовать росту злоупотреблений и контрабанды товаров в данной сфере.