Таможенные льготы (преференции), в виде освобождения уплаты или снижения ставок пошлины, в отношении товаров из Украины

При ввозе компанией товаров в Россию из Украины у таможенного органа возникли сомнения в достоверности информации, содержащейся в сертификате о происхождении товара формы СТ-1. Применяются ли в настоящее время льготы (преференции), предусмотренные законом о таможенном тарифе или другими нормативными актами, в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины в отношении товаров, происходящих из Украины, и на основании каких нормативных актов, документов и сведений? Если применяются, то какие особенности современного законодательства необходимо учитывать в указанном выше случае?

 

Статьей 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) предусмотрено предоставление льгот (преференций) в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли" (далее - Соглашение).
В соответствии с п. 1 ст. 62 Таможенного кодекса таможенного союза, применяемого с 01.07.2010, при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В свою очередь, п. 1 ст. 37 Таможенного кодекса РФ предусматривает, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Пунктом 6 Приказа ГТК России от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций" установлено не применять ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории данного государства.
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения (в число которых входит и Украина), страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств государств СНГ от 30.11.2000 "О Правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Согласно п. 1 Правил страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке).
В силу п. п. 10 и 11 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения таможенным органам страны ввоза необходимо представлять сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (Приложение 2 к Правилам) или декларации о происхождении товара. Из п. 12 Правил следует, что заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать определенным требованиям, которые должны быть соблюдены. В противном случае при возникновении обоснованных сомнений в достоверности такого сертификата или содержащейся в нем информации у российского таможенного органа, производящего таможенное оформление, упомянутые выше льготы (преференции) в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины могут быть не применены.
Вместе с тем следует учитывать также и то, что, руководствуясь Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 110 "Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств -участников Соглашения о создании зоны свободной торговли", российский таможенный орган в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает.