Таможенный контроль легковых автотранспортных средств, выпущенных для личного пользования в государствах - членах Таможенного союза

 

6 июля 2010 г. для всех государств - членов Таможенного союза вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза [1], основной целью которого является обеспечение унифицированного порядка таможенного регулирования на единой таможенной территории.
Порядок и особенности перемещения, декларирования и совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования изложены в гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТКТС) [2], содержащиеся в ней положения дополнены нормами белорусско-казахстанско-российского Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение) [3].
Указанным Соглашением подробно регламентированы единые ставки таможенных пошлин, налогов и условия возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования, порядок определения момента выпуска и объема двигателя автотранспортных средств, период их нахождения под таможенным контролем на единой таможенной территории, а также единые правила их письменного декларирования с использованием пассажирской таможенной декларации или помещения под таможенную процедуру таможенного транзита с применением обеспечения уплаты таможенных платежей.
Однако вышеперечисленные международные договоренности не урегулировали в полной мере одну из наиболее сложных проблем в сфере таможенного дела на единой таможенной территории - обеспечение применения единых ставок таможенных пошлин, налогов на ввозимые физическими лицами - гражданами государств - членов Таможенного союза легковые автотранспортные средства происхождения третьих стран для личного пользования.
Так, ст. 17 указанного выше Соглашения введены переходные положения в части подтверждения статуса для таможенных целей легковых автомобилей, ввезенных после 1 января 2010 г. на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от принятых Соглашением единых ставок пошлин, налогов [4], а именно: установлено, что до 1 января 2013 г. такие автотранспортные средства до момента доплаты таможенных платежей до сумм, подлежащих уплате по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, в Российской Федерации признаются иностранными товарами.
Вступивший 6 июля 2010 г. в силу одновременно с Соглашением трехсторонний Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г. (далее - Протокол об изъятиях) [5] подтвердил положение о неприменении правила о беспрепятственном перемещении в пределах единой таможенной территории автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств для личного пользования, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением (далее - автомобили изъятия). Одновременно ст. 1 Протокола об изъятиях установлен предельный срок применения государствами - членами Таможенного союза неунифицированных ставок таможенных пошлин, налогов на ввозимые физическими лицами из-за пределов ЕврАзЭС легковые автомобили - до 1 июля 2011 г.
Вследствие этого, к примеру, должностные лица приграничных с территорией Республики Беларусь российских таможен вынуждены осуществлять таможенный контроль и совершать таможенные операции в отношении перемещаемых в Россию через российско-белорусскую границу легковых автомобилей, ввезенных в Белоруссию после 1 января 2010 г. и выпущенных для личного потребления, по ставкам в среднем в 3 - 5 раз меньшим, чем установлено Соглашением, и применяемым в Российской Федерации, непосредственно в пунктах принятия уведомлений [6], являющихся местами пересечения российско-белорусской границы [7].
В то же время необходимо отметить, что возложение только на таможенные органы Российской Федерации всего объема таможенного контроля ввозимых из Белоруссии и Казахстана физическими лицами легковых автомобилей, выпущенных после 1 января 2010 г. на территориях этих государств для личного пользования по меньшим, чем в России, ставкам таможенных пошлин, налогов [8, 9], не соответствует принципу обеспечения непрерывности таможенного контроля ввезенных на единую таможенную территорию товаров и транспортных средств, не приобретших статуса товаров Таможенного союза.
Так, положения ст. 17 Соглашения четко устанавливают критерии отнесения ввезенных легковых автомобилей для личного пользования к товарам Таможенного союза:
1. Автомобили, ввезенные до 1 января 2010 г.
2. Автомобили, ввезенные после 1 января 2010 г.:
- после уплаты таможенных пошлин, налогов по единым ставкам;
- в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом;
- с 1 января 2013 г.
То есть автомобили изъятия на всей единой таможенной территории Таможенного союза не признаются товарами Таможенного союза.
По этой причине должная эффективность таможенного контроля за перемещением таких автотранспортных средств по территории Таможенного союза без задействования таможенными органами России дополнительных сил и средств непосредственно на российско-белорусском и российско-казахстанском участках внутренней границы Таможенного союза может быть достигнута путем организации совместного контроля силами таможенных служб Белоруссии, Казахстана и России от момента пересечения автомобилями изъятия внешней таможенной границы до их выпуска с целью обращения на единой таможенной территории без ограничений по пользованию и распоряжению.
Однако эксперты таможенных служб Республики Беларусь и Республики Казахстан полагают, что таможенное законодательство Таможенного союза не содержит положений, которые обязывали бы национальные таможенные органы этих государств признавать ввезенные на их территории после 1 января 2010 г. автомобили для личного пользования с уплатой таможенных платежей по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением, иностранными товарами, а следовательно, осуществлять таможенный контроль после их выпуска для личного пользования на территориях этих государств - членов Таможенного союза.
В качестве основного довода, приводимого для подтверждения вышеизложенной точки зрения, белорусскими и казахстанскими экспертами высказывается мнение о том, что автомобили изъятия не подпадают под определение условно выпущенных товаров, имеющих статус иностранных, поскольку согласно ст. 200 ТКТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в то время как в соответствии со ст. 354 гл. 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования" ТКТС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры. Кроме того, в доказывание правильности этой позиции ими приводится решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 [10], п. 2 которого дано указание при осуществлении таможенного контроля и таможенного декларирования автомобилей изъятия применять нормы Соглашения.
В то же время специалистами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан не учтены следующие нормы таможенного законодательства Таможенного союза:
- изложенное в ст. 3 межправительственного Соглашения о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 г. [11] положение о том, что товары, не имеющие статуса товаров Таможенного союза, имеют статус товаров не Таможенного союза (к которым следует отнести товары, имеющие статус иностранных; товары, приобретшие статус иностранных; товары, не имеющие или не приобретшие статуса товаров Таможенного союза);
- приведенное в пп. 10 п. 1 ст. 4 ТКТС определение термина "иностранные товары", т.е. товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТКТС.
Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза перемещающиеся по единой таможенной территории автомобили изъятия не являются товарами Таможенного союза и в связи с этим как на территории Российской Федерации, так и на территориях Республики Беларусь и Республики Казахстан признаются имеющими статус иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем.
Соответственно выпуск для личного пользования в Белоруссии и Казахстане ввезенных из-за пределов ЕврАзЭС после 1 января 2010 г. легковых автотранспортных средств с уплатой таможенных пошлин, налогов по ставкам, меньшим установленных Соглашением (даже при единичном использовании в Соглашении и решении Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311 словосочетания "в свободное обращение" [12]), не приводит к изменению статуса для таможенных целей Таможенного союза этих ввезенных из третьих стран автомобилей, признаваемых иностранными товарами.
То есть до момента приобретения автомобилями изъятия согласно нормам Соглашения статуса товаров Таможенного союза такие автотранспортные средства должны находиться под таможенным контролем на всей единой таможенной территории. По указанной причине при вывозе с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан в Российскую Федерацию автомобилей изъятия они подлежат помещению белорусскими или казахстанскими таможенными органами под таможенную процедуру таможенного транзита по представлению физическим лицом транзитной декларации и внесении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов согласно Соглашению. Таможенным органом назначения в транзитной декларации следует указывать российский таможенный орган, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которое приобрело в Белоруссии или Казахстане такой автомобиль или пользуется им на территории России по доверенности, кроме случаев временного ввоза в Россию лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Список использованных документов

1. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе Таможенного союза" с изменениями, внесенными Протоколом "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза" от 16 апреля 2010 г. // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Договором между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 27 ноября 2009 г. "О Таможенном кодексе Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
3. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
4. Приложение 5 к Соглашению между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
5. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 5 июля 2010 г. // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
6. Письмо ГТК России от 23 марта 2001 г. N 01-20/11052 "О пунктах принятия уведомлений" (в ред. от 22 января 2004 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Письмо ФТС России от 1 октября 2010 г. N 01-11/47866 "О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки Государственной границы Российской Федерации" // Официально не публиковалось.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. N 503 "О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования" (в ред. от 23 января 2009 г.) // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь".
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2010 г. N 682 "О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования" // Казахстанская правда. 2010. 2 июля.
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 335 "О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
11. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12 декабря 2008 г. "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.
12. Пункт 7 ст. 17 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"; п. 14 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311 // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www.tsouz.ru.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру