Таможенный союз: применение электронных технологий таможенного контроля

 

Попытки создать систему электронного декларирования (ЭД) в России ведутся не первый год. Первым опытом можно считать эксперимент по оформлению ЭД в ноябре 2002 года. В начале 2002 года был принят Федеральный закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП), и лишь в конце того года состоялись робкие попытки оформить первую в истории ЭД - на Каширском таможенном посту Центрального таможенного управления.
В июле 2004 г. на Чертановском таможенном посту в г. Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. В течение нескольких лет работает система электронного декларирования, больше похожая на систему электронного информирования, на многих территориях Российской Федерации. В настоящее время в таможенном оформлении наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов; электронное декларирование товаров с использованием сети Интернет и удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.
Отмечается растущий интерес бизнес-сообщества к применению электронных технологий таможенного контроля. Именно Интернет как универсальная общедоступная информационная среда представляет наибольшую перспективу для развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов.
Инновационным и массовым становится ЭД после выхода в свет программы для электронного декларирования "ГТД ПРО" (от компании "Альта Софт") в сочетании с программой информационной защиты "Крипто-ПРО CPS". Вскоре после этого становится возможным использование так называемой версии ЭД-2 для работы участников ВЭД по открытым интернет-каналам через уполномоченных информационных операторов с ГНИВЦ ФТС России и подразделениями таможен.
Некоторые участники ВЭД проявляют активность в совершенствовании данных информационных технологий. Так, например, 9 марта 2010 г. СВХ ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG) и компания "Онтэкс РУ" на территории ПЛК "Северное Домодедово" в Московской области в рамках таможенного оформления осуществили процедуру удаленного выпуска социально значимого товара, перевозимого автомобильным транспортом через Государственную границу Российской Федерации в г. Смоленске.
Автомобиль зарубежного перевозчика с импортным товаром был размещен на СВХ в зоне деятельности "Заднепровского" таможенного моста Смоленской таможни, который осуществлял фактический таможенный контроль. Регистрация электронной таможенной декларации, документальный контроль и выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой "Выпуска для свободного обращения" были произведены Каширским таможенным постом Ногинской таможни в Московской области.
Вся процедура от момента пересечения Государственной границы Российской Федерации до момента выпуска товара в свободное обращение было осуществлена всего за 33 минуты. Вся процедура состояла из:
- контроля документов при прибытии товара на СВХ;
- оформления и выдачи подтверждения о прибытии транспортного средства;
- завершения процедуры таможенного транзита;
- подачи электронной таможенной декларации через Интернет по технологии ЭД-2;
- проверки достоверности документов;
- сверки информации, указанной в товаросопроводительных документах;
- проверки условного выпуска товаров;
- списания причитающихся к уплате таможенных платежей;
- выпуска и проставления отметок на транспортных документах.
Как видим, преимущества технологии ЭД-2 очевидны. По этой технологии любой участник ВЭД при наличии определенных навыков и знаний сможет проводить таможенное оформление импортных и экспортных товаров непосредственно из своего офиса через Интернет с одновременной скоростной системой проводок таможенных платежей "Зеленый коридор".
Следует отметить, что удаленный выпуск - это квинтэссенция электронного декларирования, которая внедряется ФТС России, Правительством Российской Федерации, Министерством транспорта РФ. ФТС России при разработке Концепции таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, полагала основной упор делать на современные технологии в таможенной логистике, и в соответствии с этим появляются новые методы работы с импортными товарами участников ВЭД, такие, как:
- удаленный визуальный и аппаратный досмотр;
- удаленный выпуск и т.д.
При таможенном контроле товаров в пунктах пропуска, в частности, автомобильные грузопотоки становятся оптимальными по автодорожной сети Российской Федерации, исчезают дополнительные затраты у участников ВЭД в логистической цепочке поставок потребителю импортного товара на территорию России.
По информации участников ВЭД, процедура удаленного выпуска будет набирать все большую популярность по мере отработки и совершенствования данной технологии и внедрения ее для более сложных групп товаров, к которым можно отнести:
- скоропортящиеся продукты;
- фармацевтические компоненты;
- бытовую технику;
- ряд других товаров, требующих дополнительного контроля в месте удаленного выпуска.
Анализ показал, что круг потребителей процедуры удаленного выпуска товара, поступающего по импорту в Российскую Федерацию, обширен. Это:
- внешнеторговые объединения;
- участники ВЭД.
Очевидно, что технология удаленного выпуска коренным образом меняет отношение к таможенной очистке и к постоянному присутствию участников ВЭД в совершенствовании данной процедуры. Например, ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (г. Домодедово Московской области) процедуру удаленного выпуска планирует отрабатывать на Смоленской, Брянской и Выборгской таможнях, фактически закрывающих большую часть направлений импортных поставок из Европы в Россию. В последнее время таможенные органы приступили к активному оснащению и модернизации электронного оборудования и программного обеспечения, активнее отрабатываются процедуры удаленного выпуска, корректируются и совершенствуются программы, обеспечивающие данную технологию, отрабатываются методики процедуры удаленного выпуска.
Из практики ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" и "Альта Софт": включение процедуры электронного декларирования и удаленный выпуск как ее высшая точка достаточно просты:
- необходимо заключить договор с информационным оператором этих компаний на информационные услуги с предоставлением стандартных документов от юридического лица - участника ВЭД со списком аттестованных таможенных представителей для предоставления им ЭЦП;
- после процедуры проверки документов в ГНИВЦ ФТС России (проверка проходит примерно месяц) участнику ВЭД предоставляются соответствующие ключи и ЭЦП для работы с данной технологией ЭД-2;
- участник ВЭД должен иметь минимальный набор программ - "ГТД ПРО", "Крипто-ПРО CPS", которые позволяют работать в технологии ЭД-2 с электронным декларированием через Интернет, быть автономным и независимым на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время при таможенном контроле наиболее активно применяются информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет: предварительное информирование таможенных органов; электронное декларирование товаров с использованием сети Интернет и удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования.
Учитывая новые технологии, значительно возрос интерес бизнес-сообщества к применению электронных технологий таможенного контроля. Именно Интернет как универсальная общедоступная информационная среда представляет наибольшую перспективу для развития взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Целью проводимых ФТС России работ на этом направлении является разработка и повсеместное внедрение в практику таможенного контроля технологий, основанных на возможностях сети Интернет, обеспечивающих ускорение и, при определенных условиях, упрощение таможенного контроля без снижения его качества.
Развитие электронного декларирования явилось тем фундаментом, на котором стало возможным приступить к внедрению технологии удаленного выпуска, основанной на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами. В основе технологии удаленного выпуска лежит принцип разделения процесса таможенного контроля на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы.
Изначально разработка данной технологии преследовала следующие цели:
- сокращение потока большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в крупные города;
- сокращение документооборота при таможенном контроле;
- исключение звена оформления процедуры таможенного транзита;
- перераспределение и оптимизация нагрузки на таможенные органы;
- сохранение и концентрация профессиональных кадров;
- сокращение финансовых расходов участников ВЭД;
- уменьшение общего времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.
В 2010 г. 100% таможенных постов ФТС России, уполномоченных принимать таможенные декларации в электронном виде, аттестованы на осуществление интернет-декларирования. Было выпущено интернет-деклараций свыше 530 тысяч. При этом доля деклараций на товары, поданных и выпущенных в электронной форме, составляла более 23,3% от общего количества таможенных деклараций, а с использованием международной ассоциации сетей Интернет - 16,1%.
В настоящее время таможенными органами ежедневно оформляется свыше 53% электронных деклараций, в т.ч. около 51,5% - с использованием международной ассоциации сетей Интернет.
В целях расширения практики электронного декларирования издан Приказ ФТС России от 14.07.2010 N 1331, предусматривающий снятие ограничений на декларирование в электронной форме товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и квотирования.
Получила дальнейшее развитие организация автоматизированного информационного обмена предварительными сведениями между таможенными службами государств - членов ЕС и Федеральной таможенной службой по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. В информационном обмене задействованы 13 государств - членов Европейского союза (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония).
Увеличилось количество сообщений с предварительной информацией о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза, направляемых заинтересованными лицами. В 2010 г. было подано около 294 тысяч таких сообщений, более 200 тысяч из которых было использовано при регистрации сообщений о прибытии товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации.
На основе WEB-технологий с использованием международной ассоциации сетей Интернет ФТС России введен в опытную эксплуатацию портал электронного представления сведений (edata.customs.ru/Pages/default.aspx), обеспечивающий возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Таможенного союза.
С начала 2010 г. заинтересованными лицами с использованием данного портала подано более 23 тысяч сообщений с предварительной информацией, около 17 тысяч из которых было использовано при оформлении прибытия товаров и транспортных средств.
На базе Центрального и Северо-Западного таможенных управлений был проведен эксперимент по отработке технологии удаленного выпуска товаров с использованием бумажных документов, который показал принципиальную возможность ее реализации, однако в силу громоздкости она осталась невостребованной. Однако эксперимент подтвердил правильность выводов о необходимости развития технологии удаленного выпуска на основе полностью электронного взаимодействия между удаленными таможенными постами. В начале февраля 2010 г. на таможенных постах Центрального таможенного управления Каширском, Митинском, Вашутинском были выпущены первые 5 ГТД по данной технологии.
Технология удаленного выпуска реализуется следующим образом. Таможенная декларация подается в электронной форме по сети Интернет на внутренний таможенный пост в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на внешнем складе временного хранения, находящемся в регионе деятельности приграничного таможенного поста (пункт пропуска на границе). На внутреннем посту выполняется обработка документов и сведений, заявленных в электронной таможенной декларации, а на приграничном - контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и при необходимости товаров. Информационное взаимодействие между таможенными органами осуществляется в штатном программном средстве АИСТ-М или АИСТ-РТ-21. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в любой таможенный орган на территории страны, но при этом выпускать груз в свободное обращение уже на границе. Кроме повышения удобства и оперативности оформления, процедура удаленного выпуска полностью укладывается в русло задач, намеченных Концепцией переноса таможенного оформления в места, приближенные к Государственной границе Российской Федерации.
На начальном этапе реализации технологии удаленного выпуска Приказом ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 317 был определен ограниченный Перечень из 10 внутренних и 6 приграничных таможенных органов ЦТУ, СЗТУ И ПТУ в соответствии с Приказом ФТС России от 10 декабря 2009 г. N 2233. Следует отметить, что технология удаленного выпуска может использоваться только между таможенными органами, указанными в этом списке, вместе с тем он постоянно расширяется. Сейчас в Перечень таможенных постов, участвующих в реализации технологии удаленного выпуска, включены 36 внутренних (из них 7 находятся в регионе деятельности СЗТУ) и 27 приграничных (в СЗТУ входят 10) таможенных постов.
Как видим, получила развитие технология удаленного выпуска товаров, основным принципом которой стало разделение таможенных операций на процессы документального и фактического контроля, осуществляемых различными таможенными органами. Приказом ФТС России от 10.12.2009 N 2233 утвержден Порядок совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещенных на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.
В 2010 г. таможенными органами было выпущено 6,5 тысячи электронных деклараций с использованием технологии удаленного выпуска.
Решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 утверждена Инструкция о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.
В настоящее время при таможенном контроле активно применяются следующие перспективные информационные технологии:
- предварительное информирование таможенных органов;
- декларирование товаров в электронной форме;
- удаленный выпуск товаров.
Благодаря развитию электронного декларирования стало возможным введение технологии удаленного выпуска товаров. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Приказ ФТС России от 10 декабря 2009 г. N 2233. Разработка данной технологии позволяет сокращать поток большегрузного автотранспорта, следующего под таможенным контролем в крупные города, сокращает документооборот при совершении таможенных операций и процедур, исключает звено открытия процедуры таможенного транзита, оптимизирует нагрузку на таможенные органы, сокращает расходы участников ВЭД, уменьшает время проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. При данной технологии таможенная декларация подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне, причем здесь производится только документальный контроль, а все остальные формы таможенного контроля осуществляются на таможенно-логистических терминалах. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в любой таможенный орган на территории страны, но при этом выпускать груз в свободное обращение уже на границе (на ТЛТ). Кроме повышения удобства и оперативности таможенного контроля, процедура удаленного выпуска полностью укладывается в Концепцию переноса таможенного оформления в места, приближенные к Государственной границе Российской Федерации.
В основе удаленного выпуска находится электронное декларирование, которое тоже имеет свои плюсы, о которых необходимо знать, заказывая услугу удаленного выпуска товаров.
Во-первых, это безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.
Во-вторых, плюс заметен при таможенном контроле товаров, который осуществляется по долговременным контрактам, если данные по поставкам изменятся, то процесс подготовки и проведения электронных таможенных деклараций займет минимум времени.
В-третьих, данное декларирование обеспечивает полную прозрачность процесса таможенного контроля.
В-четвертых, электронное декларирование дает возможность провести таможенный контроль в автоматическом режиме.
Следует отметить, что положения Таможенного кодекса Таможенного союза позволяют расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в т.ч. с использованием предварительного декларирования. Первая декларация с использованием технологии удаленного выпуска в зоне ответственности СЗТУ была оформлена 7 мая 2010 г. при участии информационного оператора ООО "СЗТЛС". Документ выпустили на Южном таможенном посту Санкт-Петербургской таможни, а декларируемый товар находился в ОТО и ТК N 2 Выборгского таможенного поста Выборгской таможни. Абоненты ООО "СЗТЛС" уже оценили преимущества технологии удаленного выпуска и все более активно применяют ее на практике. Безусловно, электронное декларирование товаров через Интернет и удаленный выпуск, как и любые новые технологии, требуют дальнейшего совершенствования.
Пункт 6 ст. 193 ТК ТС определяет, что при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной нормой в том смысле, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Следует отметить, что при некотором накопленном положительном опыте применения технологии удаленного выпуска очевидны положительные стороны данной технологии, которые обеспечивают ее востребованность среди участников ВЭД и таможенных представителей. Совершение таможенных операций по таможенному оформлению во внутреннем таможенном органе при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складах временного хранения, расположенных в приграничных районах, позволяет разгрузить транспортную инфраструктуру в крупных населенных пунктах и способствует оптимизации логистических связей между грузоотправителями и грузополучателями ввозимых товаров.
При недостатке квалифицированных специалистов по таможенному оформлению в пограничном таможенном органе технология удаленного выпуска позволяет задействовать кадровый потенциал внутреннего таможенного органа одновременно с ускорением сроков доставки уже оформленных грузов до получателя. Товары после завершения таможенного контроля, минуя крупные города и избегая очередей на внутренних складах временного хранения, направляются непосредственно потребителю.
Потенциал технологии удаленного выпуска в ближайшем будущем будет развит за счет распространения технологии удаленного выпуска в отношении таможенного контроля товаров, перемещаемых не только автомобильным, но также морским, железнодорожным и воздушным видами транспорта. В настоящее время ФТС России проводит работу по подготовке нормативных правовых актов, расширяющих сферу применения этой технологии.
Например, СЗТУ совместно с представителями ОАО "РЖД" прорабатываются предложения по комплексному использованию технологий предварительного информирования и удаленного выпуска товаров, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации железнодорожным транспортом через ЖДПП Ивангород, при осуществлении декларирования товаров на Ямбургском таможенном посту Кингисеппской таможни.
Технология удаленного выпуска товаров имеет устойчивую положительную динамику объемов таможенного оформления. Ее внедрение способствует совершенствованию и оптимизации работы таможенных органов и участников ВЭД в регионах Российской Федерации.
Однако новые технологии не только связаны с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия таможни и бизнеса, но и имеют проблемные места. Наработанная статистика по удаленному выпуску товаров в тесном сотрудничестве с делами по внедрению перспективных таможенных технологий позволила выявить и систематизировать наиболее характерные проблемы в развитии этой технологии.
Во-первых, это технические проблемы: сбои в системе программного обеспечения и каналов связи, ошибки в альбомах форматов электронных форм документов, необходимость доработки программных средств ЕАИС в части организации электронного документооборота при таможенном оформлении.
Во-вторых, технологические: недостаточная адаптированность системы управления рисками при применении электронных форм представления документов и взаимодействия с участниками ВЭД, требующая во многих случаях представления бумажных документов; отсутствие единой базы разрешительных документов иных контролирующих органов.
В-третьих, нормативная необходимость переработки нормативно-правовой базы в расчете на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможенниками, а также иными контролирующими органами при таможенном оформлении; регламентирование действий должностных лиц таможенного контроля при обнаружении нарушений таможенного законодательства с использованием электронных документов.
В-четвертных, организационные: недостаточно развитая сеть и пропускная способность приграничных складов временного хранения, психологические аспекты работы должностных лиц таможенных органов и декларантов при осуществлении декларирования и проверки таможенной декларации в условиях отсутствия бумажных документов, введение конъюнктурной ценовой политики со стороны владельцев приграничных складов временного хранения.
Одной из проблем, требующих решения на уровне ФТС России, является необходимость перестройки системы управления рисками применительно к технологиям интернет-декларирования удаленного выпуска. В настоящее время количество профилей риска, содержащих в себе указание на необходимость запроса дополнительных документов и сведений либо их проверки, достигает 80-ти. При этом данная мера на практике реализуется таможенными органами как необходимость представления документов на бумажных носителях.
Необходимость представления бумажного документа во многих случаях является одной из главных причин, не позволяющих завершить полностью электронное оформление или побуждающих участника ВЭД отказываться от него еще на этапе выбора формы декларирования. Поэтому структурным подразделениям ФТС России предлагается разработать предложения по направлениям своей деятельности о переработке действующих профилей рисков и иных с учетом необходимости их автоматизации и адаптации к практике применения технологий интернет-декларирования и удаленного выпуска.
Следует отметить, что существует проблема необходимости совершенствования процессуальных действий сотрудниками таможенных органов при выявлении ими таможенных правонарушений. Например, в случае проведения таможенного осмотра, досмотра, отбора проб и образцов, возбуждения дел об административных правонарушениях у декларанта возникает необходимость физического присутствия в месте нахождения товара - личного или через представителя. Пока практика срабатывания рисков и проведения таможенных досмотров при реализации технологии удаленного выпуска невелика, дела об административных правонарушениях не возбуждались. Вместе с тем при увеличении объемов декларирования по данной технологии и распространения ее на иные таможенные органы необходимость в четком регулировании порядка совершения процессуальных действий будет все более актуальной (в 2010 г. было выпущено 6,5 тыс. ЭД с использованием технологии удаленного выпуска). В этой связи подразделениям правоохранительного блока, наверное, следовало бы определить порядок действий должностных лиц таможенного контроля при реализации технологии удаленного выпуска при обнаружении нарушений таможенного законодательства.
По итогам 2010 г. практика применения технологии удаленного выпуска и в целом положительная реакция таможенных органов и участников ВЭД позволяет сделать выводы о дальнейших направлениях совершенствования технологии удаленного выпуска. Это:
- расширение сферы применения технологии удаленного выпуска на иные таможенные органы;
- внедрение технологии удаленного выпуска на "коротком" плече между внутренними таможенными органами с целью перераспределения нагрузки, решения вопросов организации таможенного контроля товаров предприятий, на которых размещены подразделения таможенных органов;
- разработка подходов к реализации технологии удаленного выпуска товаров, помещенных под иные таможенные процедуры и в первую очередь под таможенную процедуру экспорта;
- расширение практики электронного взаимодействия с перевозчиками товаров;
- повышение стабильности работы программного обеспечения и каналов связи, развитие электронного документооборота, создание единой электронной базы разрешительных документов других контролирующих органов;
- повышение пропускной способности и технической оснащенности приграничных складов временного хранения, в т.ч. распространение электронных систем складского учета;
- проведение разъяснительной работы среди участников внешнеэкономической деятельности об особенностях и преимуществах электронного декларирования;
- создание центров электронного декларирования - ЦЭД, основным принципом работы которых станет использование современных технологий, автоматизация, ускорение и упрощение таможенных процедур, что создаст благоприятные условия для участников ВЭД.
 

Апрель 2012 г.