Таможенный союз: предоставление таможенных льгот иностранным инвесторам

 

Положительное влияние на состояние экономики любого государства, в том числе и Российской Федерации, оказывает активное участие иностранных инвестиций в национальной экономике. Одним из основополагающих факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является действующая законодательная система, характерной чертой которой является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения испытывают на себе действие различных нормативных актов.

Отраслевые акты таможенного законодательства в части стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения иностранных инвестиций имеют важное значение в регулировании инвестиционной деятельности. При этом задачей таможенных органов является разумное совмещение фискальной направленности своей деятельности и применение мер, содействующих развитию внешней торговли и притоку зарубежных инвестиций в российскую экономику.
В связи с участием России в Таможенном союзе ряд норм национального законодательства в этой сфере утратили свою силу. Им на смену пришли межгосударственные соглашения, зачастую также декларирующие привилегированный статус иностранных инвесторов, создание режима наибольшего благоприятствования, предоставление различных правовых гарантий.
Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О едином таможенно-тарифном регулировании" допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (пп. 2 п. 3 ст. 5).

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. также установлено, что допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников Таможенного союза (пп. 7.3 п. 7) (Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 (в ред. от 19.03.2012) "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").

Анализ действующего законодательства по вопросу определения условий и порядка предоставления данной льготы позволяет говорить о несогласованности существующих правовых норм и излишней формализации процедуры. Так, п. 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728, установлено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (п. 4) (Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"). При этом п. 15 этого же документа предусматривает, что не требуется установления дополнительного порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении ряда подпунктов, в том числе и пп. 7.3 п. 7 решения Комиссии N 130, в котором названы товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд).

Такое разночтение приводит к совершенно противоположным выводам о необходимости или отсутствии необходимости принятия на уровне Российской Федерации дополнительных нормативных актов об условиях и порядке применения рассматриваемой таможенной льготы.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. определено, что в случае, если порядок и условия освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд).
Российским законодателем условия освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, были определены еще в Постановлении Правительства Российской Федерации N 883 от 23 июля 1996 г. В целом это те же условия, что и в решении Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г.

Во-первых, указанные товары не должны являться подакцизными, т.е. определенными в ст. 181 НК РФ. Во-вторых, товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, должны относиться к основным производственным фондам, т.е. иметь код по "Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94", служить более года и соответствовать иным требованиям, указанным в Классификаторе. В-третьих, освобождение от обложения таможенными пошлинами возможно при условии ввоза товаров в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Исследователи отмечают, что соблюдение сроков, установленных учредительными документами, для внесения как первоначальных, так и дополнительных вкладов в уставный капитал общества, является одним из условий предоставления тарифной льготы. Большинство судебных споров тем или иным образом затрагивают именно вопрос о сроках ввоза товаров в качестве вкладов в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью или о сроках перехода прав на имущество от иностранного участника к обществу.

Регламентация вопроса о порядке предоставления исследуемой таможенной льготы осуществлена российским законодателем отлично от требований решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. Приказом ФТС России от 26 мая 2010 г. N 1022 (в ред. от 01.06.2012) "О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей", помимо необходимых для предъявления учредительных документов, названы дополнительные документы, необходимые при таможенном декларировании для предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а именно свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ и отчет независимого оценщика.

При этом следует отметить, что ст. 131 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации не упоминает о ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранным участием как основании освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, а п. 5 ст. 137 в качестве товаров, в отношении которых обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, упоминает о технологическом оборудовании (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также о воздушных и морских судах, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Кроме того, стоит упомянуть, что устав и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, в уставный капитал которого в качестве вклада вносились перемещаемые через таможенную границу товары, необходимо было предоставлять и по ранее действовавшим таможенным правилам. Так, в период действия ст. 37 Закона о таможенном тарифе (Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) "О таможенном тарифе") ФТС России, разъясняя вопросы, возникающие при условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вкладов в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью при его увеличении, указывала, что при таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот. Анализ положений Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "Об обществах с ограниченной ответственностью") позволил сформулировать вывод, что для получения участником ВЭД льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью (и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении) в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока (Письмо ФТС РФ от 4 октября 2006 г. N 01-06/34547 "О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью").

Применение таможенно-правового стимулирования иностранных инвесторов в нашей стране и так затруднено. Импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного, и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесен на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и принятия Постановления Правительства РФ N 372 с 1 июля 2009 г. при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0%, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует, и практического применения она почти не имеет.

Представляется, что в свете декларируемых Правительством принципов приоритета интересов иностранных инвесторов и отказа от излишней бюрократизации административных процедур введение обязанности предоставления дополнительной документации не может быть признано целесообразным.

Май 2013 г.