Декларирование таможенной стоимости товаров

 

Комментарий к статье 65 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Декларирование таможенной стоимости товаров

В ст. 65 ТК содержатся общие положения о декларировании таможенной стоимости товаров. Предписания настоящей статьи действуют в отношении всех лиц, которые декларируют товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, за исключением физических лиц, ввозящих товары для личного пользования. Порядок таможенного декларирования физическими лицами товаров для личного пользования при их следовании через таможенную границу Таможенного союза определен главой 49 ТК, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

В соответствии с п. 1 ст. 65 ТК декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров, т.е. заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, и регулируется положениями глав 8, 27 ТК, а также решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376.
Согласно п. 2 ст. 65 ТК при декларировании таможенной стоимости товаров декларант заявляет сведения, необходимые для таможенных целей: выбранный метод определения таможенной стоимости, величина таможенной стоимости, обстоятельства и условия внешнеэкономической сделки, имеющие отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представляет необходимые документы в подтверждение заявленных сведений.
Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров содержится в Соглашении "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", и включает в себя:

1) метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания (метод по стоимости реализации товаров на единой таможенной территории);

5) метод сложения (метод расчетной стоимости);

6) резервный метод (комбинированный метод).

Методы, закрепленные в указанном Соглашении, подлежат применению, как правило, в строгой последовательности. При этом каждый следующий метод используется в случае невозможности определения таможенной стоимости с помощью предыдущего.

В п. 1 ст. 2 рассматриваемого Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Согласно ст. 4 для целей Соглашения под стоимостью сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

Иные вышеперечисленные методы определения таможенной стоимости, установленные в Соглашении: метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод по стоимости сделки с товарами, реализуемыми на единой таможенной территории (метод вычитания); расчетный метод (метод сложения); резервный (комбинированный) метод - подлежат применению, когда использование цены внешнеторговой сделки неприемлемо для целей определения таможенной стоимости товаров.

Дефиниции понятий идентичных и однородных товаров приведены в ст. 3 Соглашения. Последовательность применения методов сложения и вычитания может устанавливаться по заявлению декларанта (п. 1 ст. 8). Последний из предусмотренных в Соглашении резервный метод используется только тогда, когда не может быть применен ни один другой метод (п. 1 ст. 10).

С целью обоснованного выбора стоимостной основы определения таможенной стоимости таможенные органы и декларанты могут проводить совместные консультации. Согласно ст. 52 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в течение месяца со дня получения запроса. При этом таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Если запрашиваемая информация была предоставлена уполномоченным на проведение консультаций лицом несвоевременно или в недостоверном виде, по причине чего лицо, обратившееся за консультацией, потерпело убытки, то такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

В ст. 11 Соглашения содержится положение, согласно которому в случае если при таможенной оценке ввозимых товаров возникает необходимость отложить завершение определения декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости в связи с тем, что на дату регистрации декларации на товары в соответствии с условиями внешнеторгового договора отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения, необходимые для расчета таможенной стоимости товаров, декларант (таможенный представитель) имеет право получить товары в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Данное положение полностью соответствует содержанию ст. 13 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ.

В соответствии с п. 3 ст. 65 ТК существуют два основных способа декларирования таможенной стоимости. Во-первых, таможенная стоимость заявляется в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС). Во-вторых, сведения о таможенной стоимости могут вноситься непосредственно в декларацию на товары, но только в тех случаях, когда нормами ТК обязанность декларанта представлять ДТС не предусмотрена и отсутствует мотивированное требование таможенного органа заполнить ДТС.

ДТС рассматривается как неотъемлемая часть декларации на товары и без нее признается недействительной. ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. При этом подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

ДТС составляется в двух экземплярах, один из которых предназначен для таможенного органа, а другой - для лица, заполнившего ДТС (декларанта либо его таможенного представителя).

Порядок декларирования таможенной стоимости утвержден решением Комиссии Таможенного союза N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров". В Приложении N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров содержится форма ДТС-1, применяемая при определении таможенной стоимости товаров с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Данный метод определения таможенной стоимости применяется во всех случаях, когда отсутствуют условия, препятствующие его использованию (п. 1 ст. 4 Соглашения). Среди таких условий наибольшее число споров между декларантами и таможенными органами вызывает наличие факта взаимосвязи между продавцом и покупателем в случаях, когда такая взаимосвязь оказывает влияние на цену сделки.

Для целей таможенного права лица являются взаимозависимыми исключительно в том случае, если:

1) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

2) являются юридически признанными деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

3) являются работодателем и работником, служащим;

4) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

5) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

6) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

7) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

8) являются родственниками или членами одной семьи.

Необходимо подчеркнуть, что сам по себе факт существования взаимосвязи между сторонами внешнеторгового договора (продавцом и покупателем) не может быть признан достаточным основанием, исключающим возможность применения цены такого договора в качестве исходной базы для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, то есть возможность применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Однако, если в отношении взаимосвязанных лиц становится известно о том, что их взаимосвязь повлияла на цену сделки, то таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, в том числе с целью анализа сопутствующих продаже обстоятельств. В описанном случае для признания стоимости сделки с ввозимыми товарами приемлемой для определения таможенной стоимости этих товаров декларант (таможенный представитель) имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате одним из следующих способов.

Во-первых, декларант (таможенный представитель) должен представить дополнительные документы и сведения, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства. Таможенный орган при проведении анализа сопутствующих продаже обстоятельств должен рассмотреть все условия сделки, включая способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения и то, как была установлена рассматриваемая цена. В случае если в результате проведенного анализа таможенный орган установит, что покупатель и продавец, являясь взаимосвязанными лицами, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, как если бы они не являлись взаимосвязанными лицами, то этот факт будет являться доказательством, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Во-вторых, для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену внешнеторгового контракта декларант (таможенный представитель) должен представить документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза. В качестве таких величин таможенные органы признают стоимость сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза; таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенных методом вычитания либо методом сложения.

Если таможенный орган уже имеет достаточную информацию о том, что какая-либо из перечисленных проверочных величин близка к стоимости сделки, то он не должен запрашивать у декларанта дополнительно информацию, доказывающую соблюдение этих условий.

Тем не менее, если таможенный орган все же посчитал, что цена сделки, заключенной между взаимосвязанными лицами, неприемлема для целей таможенной оценки, таможенная стоимость товаров будет определяться путем последовательного применения иных методов в соответствии со ст. ст. 6 - 9 Соглашения, а в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров с использованием данных методов - в соответствии со ст. 10 Соглашения, т.е. по резервному методу. При этом если поставщик (импортер) является производителем декларируемых товаров, то становится возможным применение метода на основе сложения стоимости (в терминах Соглашения - применение расчетного метода), использование которого на практике в основном ограничивается случаями, когда покупатель и продавец (производитель) являются взаимозависимыми лицами (Разъяснения Минфина России от 6 февраля 2006 года N 03-10-05/10 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации взаимозависимыми лицами").

При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 4 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" декларант (таможенный представитель) должен заполнить форму ДТС-1 (приложение N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"). В том случае если используются альтернативные методы определения таможенной стоимости, то заполняется форма ДТС-2 (установлена в Приложении N 3 к Порядку декларирования). Правила заполнения ДТС-1 и ДТС-2 установлены самим Порядком декларирования таможенной стоимости товаров.

Как уже упоминалось, во всех случаях подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ДТС сведения. В зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости Перечни документов установлены в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров.

При перемещении товаров на таможенную территорию Таможенного союза формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 подлежат применению, если ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и налогами (НДС и акцизами) в соответствии с заявленными в декларации на товары таможенными процедурами. Однако в исключительных случаях, установленных п. 8 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость заявляется в декларации на товары без подачи ДТС, а именно:

1) если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

2) если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований ТК;

3) если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве - члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, за исключением многоразовых поставок в рамках одного договора, а также повторяющихся (два и более раз) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам;

4) если в соответствии с п. 2 ст. 64 ТК при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

5) в иных случаях, когда в соответствии с законодательством Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами.

Кроме того, даже если обязательное заполнение ДТС не установлено, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно, мотивированно, в произвольной форме потребовать представления ДТС.

При вывозе товаров из Российской Федерации декларанты (их таможенные представители) должны представлять заполненные декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3 или ДТС-4, установленные Приказом ФТС России от 27 января 2011 года N 152 "Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации".

ДТС-3 заполняется при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с п. 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, или по резервному методу на основе гибкого применения основного метода (за исключением случаев определения таможенной стоимости декларируемых товаров различными методами), в иных случаях заполняется ДТС-4.

В отношении товаров, для которых не установлены вывозные таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, ДТС не заполняется.

ДТС также не заполняется при подаче временной таможенной декларации вывозимых товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о таможенной стоимости при вывозе из Российской Федерации. В соответствии со ст. 214 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" заявление сведений осуществляется исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости, определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

При подаче полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации ДТС представляется таможенному органу в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

В п. 4 ст. 65 ТК содержится важное условие декларирования таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров: заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации о цене сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Согласно п. 5 ст. 65 ТК за указание в ДТС недостоверных сведений или неисполнения обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК, декларант или его таможенный представитель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза. Так, в Российской Федерации ответственность за нарушение таможенных правил установлена в ст. 16.1 КоАП РФ.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС