Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 87 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 87 ТК устанавливается возможность применения генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Сущность данного механизма раскрывается в п. 1 ст. 87 ТК, согласно которому он может применяться в том случае, если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов Таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный период времени. При этом обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется в отношении всех таможенных операций, совершаемых на территории данного государства. Обязательным условием принятия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов является возможность его использования любым из таможенных органов соответствующего государства в случае неисполнения (исполнения ненадлежащим образом) плательщиком своих обеспеченных обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 87 ТК порядок применения генерального обеспечения определяется на национальном уровне правового регулирования, т.е. законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации следует руководствоваться ст. ст. 138, 139 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Республике Беларусь - п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Республике Казахстан - ст. 150 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
В национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза применены различные подходы к установлению порядка применения генерального обеспечения уплаты таможенных платежей.
В Республике Беларусь на законодательном уровне только декларируется возможность использования данного механизма (см.: п. 5 ст. 260 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Его детали конкретизируются на подзаконном уровне в постановлениях Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.
В Республике Казахстан на законодательном уровне устанавливаются общие условия предоставления генерального обеспечения. Так, согласно п. 2 ст. 150 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" основанием принятия такого обеспечения таможенными органами служит письменное заявление при условии соответствия предоставляемого обеспечения одной из установленных ст. 144 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" обеспечительных мер. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщиком по одному или нескольким обязательствам по обеспечению уплаты таможенных пошлин, налогов, возникающим в случаях, установленных ст. 143 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Указанное генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей принимается таможенными органами на срок, определенный в заявлении плательщика. При этом срок действия генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен превышать сроки исполнения плательщиком обеспечиваемых обязательств, возникающих в течение периода, указанного в заявлении плательщика.
На законодательном уровне наиболее детально порядок применения рассматриваемого механизма прописан в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Так, в частности, в ст. 138 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается, что генеральное обеспечение может применяться лицами, предоставившими такое обеспечение, и предоставляться в один или несколько таможенных органов. По выбору указанных лиц генеральное обеспечение может предоставляться в виде денежного залога, поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение предоставляется на срок не менее одного года. В случае обращения взыскания на генеральное обеспечение таможенный орган, осуществляющий взыскание, информирует об этом лицо, предоставившее генеральное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания. Таможенный орган, выявивший нарушение исполнения обязательства лица, влекущее обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исполнение которой обеспечивается поручительством или банковской гарантией, вправе выступить в качестве кредитора (бенефициара) с полным объемом прав кредитора (бенефициара), даже если в договоре поручительства или банковской гарантии в качестве кредитора (бенефициара) назван иной таможенный орган.
В ст. 139 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривается, что по заявлению лица, предоставившего генеральное обеспечение, таможенный орган, принявший генеральное обеспечение, выдает подтверждение о предоставлении генерального обеспечения, которое является документом, свидетельствующим о принятии таможенным органом генерального обеспечения и возможности его использования в таможенном органе, указанном в подтверждении в качестве таможенного органа, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок. В подтверждении указываются:

1) таможенный орган, принявший генеральное обеспечение;

2) лицо, предоставившее генеральное обеспечение;

3) сумма принятого генерального обеспечения;

4) срок действия принятого генерального обеспечения, в течение которого возможно своевременное принятие мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей путем обращения взыскания на генеральное обеспечение;

5) таможенные операции, для совершения которых принято генеральное обеспечение;

6) таможенный орган, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок;

7) сумма генерального обеспечения, которая может быть использована в таможенном органе, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок.

Подтверждение выдается для каждого таможенного органа, в котором совершается несколько таможенных операций в определенный срок, в пределах суммы принятого генерального обеспечения. О принятии генерального обеспечения и выдаче подтверждения таможенный орган, принявший генеральное обеспечение, информирует таможенный орган, в котором будут совершаться таможенные операции. В случае неисполнения обязательства, обеспеченного генеральным обеспечением, таможенный орган, перед которым имеется неисполненное обязательство, обращает взыскание на предоставленное генеральное обеспечение. При наличии технической возможности у таможенных органов и по желанию лица, предоставившего генеральное обеспечение, учет и контроль применения генерального обеспечения могут осуществляться с использованием информационных систем без выдачи подтверждения.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС