Специальная таможенная статистика

 

Комментарий к статье 48 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Специальная таможенная статистика

Специальная таможенная статистика - предмет регулирования ст. 48 ТК. Она ведется в целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы (ст. 6 ТК).
Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации - ст. 103 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Приказом ФТС России от 10 августа 2010 года N 1495 "Об утверждении Порядка ведения специальной таможенной статистики".
Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств - членов Таможенного союза.

Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета (п. п. 1 - 2 Порядка ведения специальной таможенной статистики).

Правовой основой ведения специальной таможенной статистики в Российской Федерации являются: ТК (ст. 48), Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 103), правовые акты ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие формы статистической отчетности по различным направлениям деятельности таможенных органов.

Правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Объектом учета специальной таможенной статистики являются сведения о различных направлениях деятельности таможенных органов:

- взимание таможенных платежей;

- контроль таможенной стоимости;

- валютный контроль;

- система управления рисками;

- таможенные процедуры;

- оперативно-розыскная деятельность;

- борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;

- профессиональная подготовка должностных лиц;

- технические средства таможенного контроля и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в целях обеспечения решения задач, возложенных на Правительство РФ и иные государственные органы, таможенными органами осуществляются сбор, обработка и передача сведений, перечень и периодичность представления которых определяются Правительством РФ.

Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей. Соответствующая норма содержится в п. 2 ст. 48 ТК и воспроизводится законодательством государств - членов Таможенного союза. Под "таможенными целями" в этом случае понимаются:

- усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций;

- повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;

- усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;

- оптимизация структуры таможенных органов;

- корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц;

- другие цели (п. 6 Порядка ведения специальной таможенной статистики).

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру