Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 86 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

В ст. 86 ТК конкретизированы отдельные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в п. 1 указанной статьи предусматриваются следующие обеспечительные меры: 1) внесение денежных средств (денег); 2) банковская гарантия; 3) поручительство; 4) залог имущества. Данный перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей является открытым, поскольку законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Российское и белорусское таможенное законодательство дополнительных обеспечительных мер не предусматривает. Отдельного упоминания заслуживает Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", в п. 1 ст. 144 которого помимо названных способов обеспечения уплаты таможенных платежей предусмотрена дополнительная обеспечительная мера - страхование. Особенности ее применения закреплены в ст. 149 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".
Перед тем как перейти к рассмотрению конкретных способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, следует сделать несколько замечаний общего порядка.
Под уплатой таможенных пошлин, налогов понимается совершение плательщиком действий по внесению установленной суммы соответствующего таможенного платежа на определенный таможенным законодательством счет или в кассу таможенного органа. Сущность исполнения данной обязанности составляет совершение таким лицом действия, направленного на переход права собственности на принадлежащие ему денежные средства к государству. Публично-правовая природа данной обязанности не исключает гражданско-правового характера отдельных элементов механизма ее реализации, одними из которых и являются отдельные обеспечительные меры.
Все способы обеспечения исполнения уплаты таможенных пошлин, налогов, как предусмотренные в ТК, так и установленные национальным таможенным законодательством одного из государств - членов Таможенного союза, следует разделить на две группы: 1) обеспечительные меры, связанные с установлением прав на имущество плательщика (другого лица), реализация которых позволяет взыскать таможенные платежи за счет стоимости такого имущества (внесение денежных средств, залог имущества); 2) обеспечительные меры, предполагающие возникновение обязательства третьих лиц уплатить таможенные платежи за плательщика в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) им данной обязанности (банковская гарантия, поручительство, применительно к Республике Казахстан - страхование).
Внесение денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает зачисление предполагаемых сумм соответствующих таможенных платежей на счет, определенный национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации таким счетом является счет Федерального казначейства, в Республике Казахстан - счет временного размещения денег таможенного органа, в Республике Беларусь - счет таможенного органа. Правовая природа денег обуславливает возникновение у получателя права собственности на них. Однако применительно к рассматриваемой обеспечительной мере предполагается их возвратность в случае надлежащего исполнения плательщиком своих обеспечиваемых таким способом обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. В случае же их неисполнения (ненадлежащего исполнения) подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из находящихся на названных выше счетах сумм. Порядок взыскания устанавливается национальным законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 145 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 145 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 267 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

При применении залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов между таможенным органом и плательщиком заключается договор о залоге. Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливается, что предметом залога могут быть вещи (товары), ввозимые на таможенную территорию, а также иное имущество, которые могут быть предметом залога в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. В Российской Федерации и Республике Казахстан к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, обращением взыскания на заложенное имущество, применяются положения гражданского законодательства (ч. 2 ст. 140 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. п. 6, 7 ст. 148 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). В Республике Беларусь к правоотношениям, связанным с обращением взыскания на заложенное имущество, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (п. 3 ст. 263 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Залог имущества не предполагает переход к залогодержателю права собственности на заложенное имущество. Собственником заложенного имущества продолжает быть залогодатель. Залогодержатель приобретает право удовлетворить свои требования за счет стоимости заложенного имущества, обратив взыскание на него в установленном законом порядке. Залог может быть предоставлен таможенному органу как плательщиком таможенных пошлин, налогов, так и иным лицом в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза. В случае неисполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспеченной залогом, удовлетворение требования таможенных органов осуществляется за счет стоимости заложенного имущества (в Российской Федерации и Республике Казахстан - в порядке, определенном гражданским законодательством, в Республике Беларусь - Гражданским кодексом Республики Беларусь).
Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предполагает, что банк (иная кредитная или страховая организация), включенный в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет национальный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь - Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан), по просьбе плательщика выдает письменное обязательство внести сумму соответствующих таможенных платежей в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком данной обязанности. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, подлежат применению положения национального банковского и гражданского законодательства государств - членов Таможенного союза (ч. 2 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 264 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Однако применение банковской гарантии как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет ряд особенностей по сравнению с данной мерой, применяемой для обеспечения гражданско-правовых обязательств:

- установлены специальные требования, предъявляемые к банкам (иным кредитным или страховым организациям) для включения их в реестр организаций, имеющих право выдавать банковские гарантии, а также правила ведения данного реестра (см. ст. 142 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. ст. 265, 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь, главы 9 - 12 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь", п. 1 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 26 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан");

- могут быть предусмотрены специальные обязанности банков (иных кредитных или страховых организаций), включенных в реестр для выдачи банковских гарантий (например, ст. 143 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определены основания для исключения банков (иных кредитных или страховых организаций) из названного выше реестра (например, ст. 144 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 266 Таможенного кодекса Республики Беларусь);

- установлены специальные требования к содержанию банковской гарантии (ч. 4 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 2 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 165 Банковского кодекса Республики Беларусь);

- определен порядок рассмотрения предоставленной банковской гарантии таможенным органом (например, ч. ч. 8 - 10 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 3 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");

- установлены ограничения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной (страховой) организацией для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (например, ч. 14 ст. 141 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации");

- определен специальный порядок предъявления требования гаранту об уплате сумм таможенных пошлин, налогов в случае неисполнения этой обязанности их плательщиком (п. 4 ст. 146 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 374 ГК РФ, ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 года N 441-З "Банковский кодекс Республики Беларусь").

При применении поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей предполагается возложение такой обязанности в случае ее неисполнения или исполнения ненадлежащим образом на предварительно определенное лицо - поручителя. В соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза поручитель солидарно отвечает с плательщиком (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 1 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 1 ч. 3 ст. 146 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган по своему усмотрению в полном объеме может предъявить требования по уплате соответствующих таможенных платежей, пеней, процентов как самому плательщику, так и поручителю (п. 1 ст. 147 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", п. 2 ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 2 ст. 363 ГК РФ).
В п. 3 ст. 86 ТК закреплены принципы применения рассматриваемого института:

- непрерывность обеспечения уплаты таможенных платежей в течение всего его срока;

- достаточность срока действия обеспечительных мер для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении соответствующего обязательства.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС