Уплата транспортного налога при временном хранении автотранспорта по договору ответственного хранения

На основании договора ответственного хранения организация оказывает услуги по временному хранению автотранспортных средств сроком более двух месяцев. Местом хранения транспортных средств является территория РФ. Является ли в данном случае организация-хранитель плательщиком транспортного налога?

 

Плательщиками транспортного налога согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также другие транспортные средства, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 3 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) признание лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусмотрено, что транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами (п. 4 Методических рекомендаций, п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, зарегистрированным Минюстом России 07.03.2003 N 4251).

Подтверждением статуса собственника транспортных средств является указание такого лица в следующих документах:

1) паспорте транспортного средства (предусмотрен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005);

2) справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющих право собственности на транспортное средство;

3) документе, подтверждающем право собственности.

Таким образом, согласно Правилам регистрации одним из оснований для государственной регистрации транспортного средства является наличие права собственности на транспортные средства.

Согласно ст. ст. 886, 892 Гражданского кодекса РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. При этом хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и предусмотрено договором хранения.

Таким образом, право собственности на транспортные средства, полученные на ответственное хранение, к организации-хранителю не переходит.

Порядок государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938.

Пунктом 3 Постановления предусмотрена обязанность собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами, зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Положения о паспортах транспортных средств в состав "владельцев транспортных средств", за исключением собственников, включены лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортным средством и шасси на законных основаниях. Также владельцами транспортных средств являются организации, являющиеся изготовителями транспортных средств и (или) шасси.

При этом, в случае вывоза транспортного средства за пределы региона регистрации на срок более двух месяцев, по заявлению собственника оно может быть временно зарегистрировано в органах ГИБДД по месту пребывания транспортного средства (п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п. 51 Приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств").

Кроме того, п. 40 Методических рекомендаций установлен следующий порядок в отношении транспортных средств, по которым налогоплательщиком признается лицо, указанное в доверенности: контроль за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога в бюджет осуществляет налоговый орган, в котором лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете по месту нахождения транспортного средства в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ.

В случае если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.

В силу изложенного организация-хранитель признается плательщиком транспортного налога в случае регистрации транспортного средства на такую организацию (указание организации в паспорте транспортного средства, справке-счете, иных вышеперечисленных документах). При этом если транспортное средство зарегистрировано "временно" на организацию-хранителя, в силу п. 40 Методических рекомендаций уплата налога по месту его временного нахождения не производится.