Уплата акцизов при ввозе подакцизных товаров Таможенного союза

 

Какие товары относятся к подакцизным?

 

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (до 01.01.2011 - на таможенную территорию РФ), признаются объектом обложения акцизом. При этом назначение ввозимого товара (с целью использования в качестве сырья для производства продукции, для перепродажи и др.) роли не играет. Указанные поправки связаны с началом функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, которую составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Для справки. Территория РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - это территория РФ, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права (новое положение п. 2 ст. 11 НК РФ).

Предприятия торговли должны учитывать, что список подакцизных товаров, приведенный в п. 1 ст. 181 НК РФ, изменен. В него среди прочего входят:
- спирт этиловый из всех видов сырья;
- спирт коньячный (ранее данный вид спирта не признавался подакцизным товаром, изменение направлено на предотвращение его нелегального оборота);
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ. Отметим: до 01.01.2011 не рассматривалась в качестве подакцизных товаров парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл. Теперь к этому списку добавилась парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%). Пиво и напитки, изготовленные на его основе, теперь выделены не в отдельный вид подакцизных товаров, а включены в состав алкогольной продукции, поэтому меняется порядок исчисления и уплаты акцизов по этим товарам производителями;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

 

Импорт подакцизных товаров Таможенного союза

 

Особенности взимания акциза при ввозе подакцизных товаров Таможенного союза установлены ст. 186 НК РФ (изменения, внесенные в эту статью Федеральным законом N 306-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2011). Прежде чем переходить к нормам данной статьи, заглянем в международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза в части взимания косвенных налогов (НДС и акциза) при импорте товаров.
Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров установлен ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе". Итак, при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. При этом законодательством последнего может быть установлено иное в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Кроме того, косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. Еще один момент: ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
На основании ст. 4 указанного Соглашения взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным Протоколом, заключаемым между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таковым является Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (далее - Протокол). В нем порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров установлен ст. 2. Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым с территории одного государства на территорию другого, оба из которых являются членами Таможенного союза, осуществляется налоговым органом государства, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (с учетом отдельных особенностей). Данное правило не распространяется на товары, подлежащие маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). По ним взимание акцизов осуществляется таможенными органами государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством данного государства (п. 12 ст. 2 Протокола).

Для справки. В целях применения положений Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или переход права собственности на товары к которому предусмотрен договором (контрактом).

Таким образом, порядок взимания акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, зависит от того, подлежит ли маркировке акцизными марками ввозимый товар. Подтверждение этому теперь можно найти и в Налоговом кодексе. Согласно п. 1 ст. 186 НК РФ при ввозе на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза подакцизных товаров Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами при условии, что эти товары не подлежат маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством РФ. Взимание акцизов по ним - обязанность таможенных органов, осуществляемая в порядке, установленном новой ст. 186.1 НК РФ.

 

Подакцизные товары, подлежащие маркировке

 

В соответствии с законодательством РФ маркировке акцизными марками подлежит табачная и алкогольная продукция. На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. При этом табачная продукция иностранного производства, ввозимая на территорию РФ с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками, изготовление которых осуществляется в соответствии с образцами, утвержденными ФТС по согласованию с Минфином с учетом Требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 76. Акцизные марки приобретаются импортерами в таможенных органах, уполномоченных на обеспечение ими импортеров, по месту государственной регистрации.
Обязательной маркировке акцизными марками при ввозе на территорию РФ подлежит также алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками, не предусмотренными Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", не допускается (п. 2 ст. 12 указанного Закона). Требования к образцам акцизных марок для маркировки импортируемой алкогольной продукции установлены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 786. Как и в случае с табачными акцизными марками, марки на алкоголь приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Протокола). В Налоговом кодексе эти сроки определены ст. 186.1: обязанность по уплате акцизов по маркированным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза, возникает со дня ввоза маркированных товаров на территорию РФ (п. 1). При этом акциз должен быть перечислен на счет Федерального казначейства не позднее пяти дней со дня принятия на учет ввезенных маркированных товаров (п. 4). Сумма акциза исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по налоговым ставкам, установленным ст. 193 НК РФ, действующим на день уплаты акциза (п. 3). При этом налоговая база определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком ввозимых подакцизных товаров, но не позднее даты подачи статистической декларации на маркированные товары, если статистическое декларирование по таким товарам предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 186.1 НК РФ для целей уплаты акциза по маркированным товарам Таможенного союза в таможенный орган необходимо представить документы (их копии, заверенные в установленном порядке) по списку, приведенному в этом пункте. Первым в данном перечне идет заявление на бумажном носителе и в электронном виде по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в количестве экземпляров, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная таможенная служба в Письме от 13.01.2011 N 01-11/256 прокомментировала, что, пока форма заявления не утверждена, допускается принимать заявления об уплате акциза по маркированным товарам Таможенного союза в произвольной форме с обязательным указанием в них расчета суммы акциза, подлежащей уплате.

 

Подакцизные товары, не подлежащие маркировке

 

В отношении этих товаров налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (п. 4 ст. 2 Протокола). Сумма акциза исчисляется по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, и подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок в налоговый орган необходимо представить налоговую декларацию по косвенным налогам (в настоящее время используется форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н). Одновременно с декларацией в налоговый орган подаются документы (либо их копии, заверенные в установленном законодательством РФ порядке), список которых приведен в п. 8 ст. 2 Протокола.
Учтите, если в отчетном месяце налогоплательщиком не осуществлялось принятие на учет импортированных товаров, а также если в отчетном месяце у налогоплательщика не наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга, в отношении товаров (предметов лизинга), то декларация в налоговый орган по месту постановки на учет налогоплательщика не представляется (п. 4 Письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101).



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру