О некоторых условиях переработки товаров на таможенной территории

 

Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории допускает использование на таможенной территории Российской Федерации ввезенных товаров в течение установленного срока для проведения операций по переработке товаров. Указанный таможенный режим сопровождается рядом условий, соблюдение которых является обязательным. Речь идет прежде всего о соблюдении срока переработки и обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 177 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) срок переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года. В некоторых случаях сроки переработки могут превышать два года, что регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 311 "Об утверждении Правил установления сроков переработки товаров, превышающих два года, в отношении вооружения и военной техники". Таким образом, переработка с превышением двухлетнего срока возможна лишь в отношении вооружения и военной техники.

Следует иметь в виду, что срок переработки, несмотря на установление предельного времени для проведения операций по переработке, определяется в каждом конкретном случае с учетом продолжительности процесса выполнения необходимых технологических операций и времени, которое требуется для распоряжения продуктами переработки.

Статья 177 ТК РФ предусматривает возможность продления срока переработки, который был первоначально определен, такое продление допускается до предельного двухлетнего срока. Причина, вызвавшая необходимость продления срока, должна быть объективной и не зависеть от лица, получившего разрешение на переработку. Для оценки такой причины заявление о продлении срока должно быть мотивированным, что потребует, как показывает практика, представления соответствующих документов. Следует отметить, что таможенные органы в таких случаях требуют представления документов, которые имеют весьма условное отношение к продлению срока переработки. Можно привести примеры, когда таможенный орган, не принимая во внимание современную экономическую обстановку, в условиях взаимных неплатежей между предприятиями, при наличии письма предприятия, непосредственно осуществлявшего ремонт, об отсутствии расчетов, требовал представить дополнительные документы о невозможности завершить режим в установленный срок. В другом случае таможенный орган потребовал договор на оплату услуг представителя заказчика по контролю качества и приемки отремонтированных товаров, хотя такой договор находится вне связи с продлением срока переработки, поскольку не завершены ремонтные операции.

ТК РФ предусматривает также приостановление действия таможенного режима переработки, для чего заинтересованное лицо должно обратиться с запросом в таможенный орган.

Основания для приостановления действия режима переработки перечислены в п. 5 ст. 185 ТК РФ.

При рассмотрении такого основания для приостановления, как помещение продуктов переработки на таможенный склад, следует принять во внимание то, что существуют определенные ограничения в категориях товаров, которые могут помещаться на такой склад. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2003 г. N 1712-р установлен Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим таможенного склада, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Срок переработки:

- время для выполнения операций, вытекающих из технологии переработки;

- время, необходимое для распоряжения продуктами переработки (подача таможенной декларации, транспортировка и т.д.).

Основания для приостановления:

1. Помещение продуктов переработки на таможенный склад в соответствии с п. 3 ст. 217 ТК РФ.

2. Помещение продуктов переработки под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуск товаров для свободного обращения.

В частности, на таможенный склад не могут помещаться ядерные материалы; продукция военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям; химикаты и оборудование, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль; изотопы во всех видах, соединениях и изделиях, другие радиоактивные вещества, а также радиоизотопные изделия, входящие в состав приборов и оборудования, предусмотренные в Положении о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества; взрывчатые вещества; опасные отходы и т.д.

ТК РФ не содержит положений, которые регулировали бы вопросы, связанные с запросом о приостановлении действия режима переработки, но следует иметь в виду, что такой запрос должен быть своевременно направлен в таможенный орган до истечения установленного срока переработки, после возобновления течения срока переработки до его окончания также должен быть промежуток времени, необходимый для завершения действия рассматриваемого режима. Перечисленные обстоятельства приобретают первостепенное значение, если истекает предельный двухлетний срок переработки.

Дополнительные положения о приостановлении действия таможенного режима содержатся в Приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 266 "О Правилах совершения отдельных операций при использовании таможенного режима переработки товаров на таможенной территории". В частности, пункт 11 предусматривает, что для приостановления действия режима заявитель режима подает в таможню, выдавшую разрешение на переработку, запрос в виде заявления в произвольной письменной форме, в котором указывает справочный номер ГТД на помещение продуктов переработки под таможенный режим таможенного склада либо под иной режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения.

В соответствии с п. 6 ст. 185 ТК РФ проведение операций по переработке товаров в период приостановления действия таможенного режима переработки не допускается.

Помещение товаров на таможенный склад должно сопровождаться подачей грузовой таможенной декларации в таможенный орган для заявления таможенного режима "таможенный склад". После того как отпали обстоятельства, связанные с приостановлением действия режима переработки, Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. N 236 "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада" установил, что для возобновления действия приостановленного таможенного режима таможенный режим таможенного склада должен быть изменен на ранее действовавший таможенный режим (п. 16).

Что касается продукции военного назначения, то, как указывалось выше, возможно продление срока переработки на срок свыше двух лет при соблюдении правил, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 311. Устанавливаемый таможней срок переработки товаров не должен превышать 5 лет. При этом возможно его последующее неоднократное продление, но не более чем на 5 лет каждый раз.

Анализ правил, содержащихся в указанном Постановлении, позволяет сделать вывод, что продление срока переработки свыше двух лет возможно как для выполнения технологических операций, так и для распоряжения продуктами переработки. Так, п. 2 Постановления предусматривает использование понятий в значениях, определенных таможенным законодательством. Понятие "срок переработки", как уже указывалось, включает в себя время продолжительности процесса переработки товаров и время, необходимое для распоряжения продуктами переработки.

Возможность установления срока переработки свыше двух лет имеет первостепенное значение при введении запретов на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Так, Совет Безопасности ООН в своей Резолюции 1907 (2009), принятой 23 декабря 2009 г., постановил, что все государства-члены должны немедленно принять необходимые меры к предотвращению того, чтобы их гражданами, либо с их территории, либо с использованием водных или воздушных судов, действующих под их флагом, осуществлялись продажа или поставка Эритрее вооружений и смежных материальных средств всех типов, включая оружие и боеприпасы, военные машины и технику, полувоенное снаряжение и запасные части для перечисленного, а также технической помощи, обучения, финансовой и иной помощи, связанной с военной деятельностью либо с предоставлением, изготовлением, техобслуживанием или использованием этих предметов, независимо от того, происходит ли это с их территории.

При выполнении указанной Резолюции товары перечисленных категорий, ввезенные, например, для ремонта, к обратному вывозу запрещаются, в связи с чем возникает вопрос о продлении срока таможенного режима переработки на таможенной территории Российской Федерации. Особенно это касается продукции военного назначения, которая не подлежит помещению на таможенный склад, поэтому приостановление действия режима невозможно.

В соответствии со ст. 160 ТК РФ при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, таможенный орган вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Таможенный режим переработки на таможенной территории предполагает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории, поэтому норма, содержащаяся в ст. 160 ТК РФ, является актуальной.

Следует иметь в виду, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Статья 338 ТК РФ устанавливает, что размер обеспечения определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в режиме экспорта, и не может превышать размер указанных сумм. Таким образом, данное требование является общим принципом, находящимся в основе исчисления сумм обеспечения.

Особенностью обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в режиме переработки на таможенной территории является то, что объем или количество товаров, ввезенных для проведения соответствующих операций, например для ремонта, не является неизменным для размера обеспечения. Так, для ремонта ввозится 20 единиц блоков, агрегатов, при выдаче разрешения на переработку таможенный орган требует обеспечения, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате при выпуске их для свободного обращения. Между тем продукты переработки могут вывозиться несколькими партиями и при вывозе каждой партии сумма подлежащих уплате таможенных платежей будет сокращаться, в то же время размер обеспечения будет сохраняться до полного завершения режима переработки. Возникает вопрос: возможно ли внесение изменений в разрешение на переработку с целью корректировки размера обеспечения в сторону его уменьшения?

Следует отметить, что внесение обеспечения при ввозе для ремонта товаров приводит к удорожанию услуг, увеличивает издержки предприятий.

Позиция таможенного органа на обращение заинтересованного лица о внесении изменений в разрешение на переработку сводится к тому, что решение таможенного органа об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть принято только при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим переработки, т.е. последующей корректировке не подлежит.

Каким образом действующее законодательство регулирует рассматриваемый вопрос, допускает ли оно внесение изменений в разрешение на переработку в части обеспечения уплаты таможенных платежей?

Порядок выдачи разрешения и его содержание рассматриваются в ст. 179, 180 ТК РФ, которые не предусматривают условий для внесения изменений в разрешение. В то же время Приказ Федеральной таможенной службы от 15 сентября 2005 г. N 867 "Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории" содержит раздел IV, в котором перечисляются действия уполномоченных должностных лиц при согласовании срока переработки, его продлении и внесении изменений в разрешение на переработку товаров.

Пункт 25 указанной Инструкции предусматривает, что в разрешение могут быть внесены изменения по письменному обращению заявителя в таможню, выдавшую разрешение, если они не противоречат таможенному законодательству. Как видно из приведенных выше положений ТК РФ, регулирующих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, корректировка размера обеспечения не противоречит этим положениям.

Инструкция содержит раздел VI, рассматривающий действия уполномоченных лиц таможенных органов при принятии решения о прекращении применения обеспечения уплаты таможенных платежей, п. 54 которого предусматривает, что применение обеспечения уплаты таможенных платежей прекращается после завершения режима переработки либо после отзыва разрешения. Таким образом, первоначально установленный размер обеспечения остается неизменным, несмотря на уменьшение суммы таможенных платежей, которая должна быть уплачена при нарушении условий переработки, что не согласуется с общим принципом, содержащимся в ст. 338 ТК РФ.

Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру