Утилизационный сбор на новый транспорт

 

Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 (далее - Постановление)

Законодатели спешно "подарили" нам новый сбор - утилизационный. С 1 сентября 2012 г. он должен взиматься за каждый импортируемый или производимый в РФ колесный транспорт: это и легковые и грузовые автомобили, и автобусы. Плательщики - производители и импортеры. Но самое главное - в некоторых случаях сбор придется уплачивать и покупателям автотранспорта. Итак, и компаниям, и физическим лицам нужно знать о новом сборе три вещи.
(-) Однозначно вырастет стоимость автотранспорта, импортируемого из-за рубежа. Самые драконовские ставки установлены на авто старше 3 лет. Базовая ставка составляет 20 тыс. руб. для легкового авто, 150 тыс. руб. - для грузовиков. Но после умножения на коэффициент сбор может вырасти в разы (Перечень, утв. Постановлением).
(+) Почти за все собираемые в РФ машины (на ВАЗе, ГАЗе, заводах по сборке иномарок) сбор фактически не платится, так как производители обязались сами организовать их утилизацию и уже включены в соответствующий Реестр (Пункт 6 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ); п. 4 Постановления).
(!) Теперь нужно внимательно проверять паспорт (ПТС) покупаемого транспорта (в том числе и на российские машины)! И не важно, как вы его покупаете - у производителя, в автосалоне или в порядке перепродажи. Если ПТС выдан после 1 сентября 2012 г., то там должна стоять:
(или) отметка таможенников об уплате сбора. В таком случае вам сбор платить уже не придется;
(или) отметка таможенников об основании неуплаты сбора. Оснований несколько, но вся загвоздка в том, что при перепродаже авто они могут не действовать (Пункты 3, 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Например, частное лицо, ввезшее транспорт в РФ для личного потребления, сбор могло не платить на законных основаниях. Но при перепродаже вы как покупатель должны будете этот сбор заплатить в полном объеме. Иначе транспорт на вас просто не перерегистрируют;
(или) отметка производителя (российского автозавода) об освобождении от обязательства по уплате сбора. Если такая отметка в ПТС есть, то к вам претензий по уплате сбора быть уже не может (Пункт 4 Постановления).
Если отметок в паспорте нет вообще, то нужно разбираться почему.

Для справки
Утилизационный сбор и за импортные, и за российские машины взимают таможенники (Пункт 3 Правил взимания, утв. Постановлением). Реквизиты для уплаты: банк получателя - ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, счет N 40101810800000002901, получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, ОКАТО 45268595000.

Но, скорее всего, именно вам как покупателю придется платить этот сбор при попытке поставить авто на учет в органах ГИБДД (Пункт 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ). Вот и закладывайте в свой бюджет этот сбор. А цена вопроса может быть запретительной: например, самый высокий сбор установлен за тяжелые самосвалы - 6 млн руб.!
Если вы все же решили приобрести такой транспорт, то придется подать в таможенный орган расчет сбора и заплатить сбор. После этого, имея отметку в паспорте транспортного средства и платежку, уже можно будет требовать от ГИБДД регистрации машины (Пункты 10, 11 Правил взимания, утв. Постановлением).
Ну а при перепродаже машин, ПТС на которые выдан до 01.09.2012, ни продавец, ни покупатель сбор платить не должны (Пункт 2 Правил взимания, утв. Постановлением).
 

Сентябрь 2012 г.