Интеграция валютной политики в странах Таможенного союза в рамках формирования Единого экономического пространства

 

Обеспечение внешнеэкономической безопасности России на современном этапе является важнейшим вопросом. Это связанно в первую очередь со стремлением России вступить в ВТО, т.к. оно повлечет уменьшение возможности контроля за перемещением определенных групп товаров, возможности защиты отечественных производителей, российских фирм от иностранной конкуренции. При этом особому воздействию подвергнется финансово-банковская, страховая (Информация Министерства экономического развития РФ "О завершении переговоров по присоединению России к ВТО" от 11 ноября 2011 г. Опубликовано на сайте Минэкономразвития РФ) сфера, т.к. она в России неконкурентоспособна и без государственной поддержки не выдержит борьбы за рынок с иностранными банками. Так, вопрос обеспечения такого вида экономической безопасности, как финансовая, на сегодняшний день стоит очень остро.

Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Причем если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, то таким инструментом будет являться валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором. А реализация данного контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС).

Нормативно-правовое регулирование валютного контроля в Таможенном союзе предполагает, что он осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Но первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ "О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики". На национальном же уровне России основным документом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства - члена ТС в отдельности, в т.ч. и России.
Поэтому и было принято Соглашение "О согласованных принципах валютной политики", основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств - членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства.

Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства - участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, т.е. в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве - члене ТС или не является.
Как раз основные принципы, заложенные в данном Соглашении, и направлены на реализацию основной цели, приведению валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. К таким принципам относятся:

- гармонизация (осуществление сближения подходов к формированию и проведению валютной политики по мере реализации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза);

- унификация (создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровне в рамках Единого экономического пространства);

- недопущение дезинтеграционных процессов (отслеживание последствий от осуществления тех или иных действий в валютной сфере: недопущение действий, способных негативно повлиять на интеграционные процессы; а в случаях их вынужденного применения - минимизация негативных последствий от их применения);

- укрепление валюты и уверенности в ней населения (проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам как на внутреннем валютном рынке каждого государства - члена ТС, так и на международных валютных рынках).

Основываясь на данных принципах, государства - члены ТС договорились о нормах и положениях, которые будут подлежать сближению и интеграции, и, соответственно, об ограничениях, которые будут затрагивать валютную политику, в рамках Единого экономического пространства (рис. 1).


Рис. 1. Интеграция норм валютного законодательства стран - участниц ТС в рамках Единого экономического пространства

Так, положения, подлежащие поэтапной интеграции, затрагивают практически все области валютно-финансовых отношений как между странами - участницами ТС, так и между странами ТС и третьими странами, за исключением индивидуальных случаев вынужденного применения дезинтегрирующих мер для обеспечения финансовой безопасности каждой страны в отдельности. Для начала рассмотрим интеграционные положения в области валютной политики в рамках Единого экономического пространства.

Во-первых, это постепенное устранение препятствующих интеграции валютных ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов резидентами государств - участников ТС в банках, расположенных на территории данных государств. Данные нормы на сегодняшний день закреплены в национальных нормативно-правовых актах, а именно: в России - Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и инструкциями ЦБ РФ, в Белоруссии - Законом от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", в Казахстане - Законом от 13 июня 2005 г. N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле". Иными словами, нет никаких преимуществ для резидентов стран - участниц ТС во взаимных валютно-финансовых отношениях, что в рамках Единого экономического пространства является недопустимым и, соответственно, ограничивает свободное перемещение денежных средств между странами - членами ТС.

Также в связи с этим государства - члены ТС, в соответствии с Соглашением, обязуются разрабатывать согласованные подходы к порядку открытия или ведения счетов не только резидентами, но и нерезидентами государств - участников ТС в банках, расположенных на территории этих государств, а также счетов резидентов государств - участников ТС в банках, расположенных в третьих странах.

Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться:

- перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения;

- необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;

- требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций;

- свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС (на сегодняшний день началом для реализации данного положения является действующий Договор от 5 июля 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" Утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51);

- нормы об ответственности за нарушения законодательства государств - членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Что же касается ограничений, которых не коснутся интеграционные процессы и которые в рамках ТС разрешается сохранить, то к ним относится, во-первых, сохранение национального суверенитета в отношении выработки подходов к требованию репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета, для обеспечение финансовой безопасности каждой страны, входящей в ТС.

Во-вторых, выделяются исключительные случаи, когда страны - члены ТС имеют права вводить валютные ограничения, причем оговорен срок введения данных ограничений: он не должен превышать одного года. К таким исключительным случаям относятся:

1) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер в рамках интеграции может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации страны;

2) негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня;

3) возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер в рамках интеграции может нанести ущерб интересам безопасности государства и препятствовать поддержанию общественного порядка;

4) резкие колебания курса валюты государства.

Это те случаи, при появлении которых возникает угроза как внутренней, так и внешней безопасности страны, особенно ее финансовой и валютной сферы, что также противоречит основным целям интеграции, которая должна содействовать экономическому росту и развитию как государства в частности, так и всего Таможенного союза в целом.

Таким образом, стремление стран - членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т.ч. и валютно-финансовой сферы, является положительным результатом создания и функционирования ТС. Причем рассмотренные принципы интеграции валютной политики и направления реализации данных принципов показывают, что в ближайшем будущем будут разработаны и согласованы нормы по проведению валютных операций резидентами и нерезидентами внутри Единого экономического пространства, а в дальнейшем и в валютно-финансовых отношениях стран - членов ТС с третьими странами.

Декабрь 2012 г.