Валютный контроль в Таможенном союзе

 

В связи с наличием определенных особенностей при оформлении сделок между компаниями - резидентами государств Таможенного союза часто возникает вопрос, как правильно оформить документы валютного контроля и предусмотрены ли льготы или послабления в валютном законодательстве для таких сделок.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Таможенное регулирование в Таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Но таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
Как известно, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Подпунктом 13 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что таможенный орган вправе потребовать документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза. А это значит, что при оформлении сделок между компаниями государств - членов Таможенного союза необходимо руководствоваться положениями Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ).
Первоочередным документом, который необходимо оформить для осуществления операций между компаниями государств - членов Таможенного союза, является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, а именно при осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Несоблюдение установленных правил оформления паспорта сделки либо нарушение установленных сроков его представления на основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Таким образом, представить документы для оформления паспорта сделки необходимо не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту. Для оформления паспорта сделки необходимо представить в банк два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 117-И, и контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту.
Оформлять паспорт сделки не нужно, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта.
Банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в Приложении 3 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в:
- паспорте сделки;
- справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
- расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;
- справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом, справке о поступлении валюты Российской Федерации.
Ни Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", ни Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, своевременное оформление и представление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и исполнение обязательств по поставкам.
 

Август 2012 г.