Роль ВТО в унификации норм внешней торговли

 

Основной, базовой тенденцией регулирования внешнеэкономической деятельности в мире является то, что "мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру".

Современная система мер и инструментов регулирования внешней торговли сформировалась в значительной степени с учетом принятых в рамках ВТО соглашений. Несмотря на достаточно последовательную реализацию в рамках ВТО принципа либерализации международной торговли по все расширяющемуся кругу направлений, формирование глобального торгового режима протекает весьма сложно и противоречиво. Это отражает объективно существующие различия в национальных экономических интересах стран и новые противоречия, возникающие уже в ходе самого процесса глобализации. Проявлением противоречий в позициях стран - участниц ВТО по либерализации современной международной торговли является т.н. новый протекционизм и стремление некоторых стран-участниц ориентироваться в большей степени на двусторонние и региональные соглашения вопреки базовым соглашениям в рамках ВТО.

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса. Россия уже располагает рыночными механизмами хозяйствования, отказалась от ряда ограничений на экономическую деятельность и в то же время до сих пор отличается резкими диспропорциями в экономике.
Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами - членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации; возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Присоединение к ВТО - это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать наконец равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами; международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран - членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

- возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО; защиту от использования т.н. технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Вопрос об участии в ВТО правомерен и с точки зрения условий вступления. Главное условие - международный торговый режим для России.

Интересам России отвечало бы поэтапное присоединение к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение определенного периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

На современном этапе в мировой практике определены основные пути унификации внутреннего законодательства стран с правовыми нормами ВТО:

- "бразильский" - нормы "права ВТО" переводятся на государственный язык и становятся национальными законами;

- "японский" - нормы соглашений ВТО приоритетны перед национальным законом и сосуществуют в нем наряду с национальными нормами;

- "российский".

Нельзя не согласиться с точкой зрения о наличии у России собственного пути сближения национального законодательства с нормами ВТО. Специфика этого пути в том, что одновременно происходит: заимствование норм ВТО и перенос их в национальное законодательство; отсылка к "праву ВТО"; принятие нормативно-правовых актов в соответствии с нормами и принципами ВТО.

При характеристике внутреннего права России в сфере международной торговли и выявлении проблем по несовершенству нашего внутреннего законодательства в контексте международной торговой системы отметим основные Соглашения ВТО: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашение по антидемпинговым мерам, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по сельскому хозяйству, Генеральное соглашение по торговле услугами.

Таким образом, международная торговая система не ограничивается только "правом ВТО". Тем не менее именно Соглашения ВТО определяют для государства принципы и методы современной международной торговли. Именно в рамках "права ВТО" закладываются идеологические основы международной торговой системы. Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, так же как и ГАТТ до нее, опирается на основные принципы, среди которых равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации. Взаимность - все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. Прозрачность - члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

На современном этапе намерения государства по реформированию существующего законодательства регулируются Планом мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО (Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2001 N 1054-р (в ред. от 21.06.2002) "О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации").

Для реализации данного Плана в РФ были приняты новые федеральные законы и внесены изменения в уже существующие нормативные акты. Экспортная пошлина применяется странами, вывозящими в основном сырьевые товары для двух целей: увеличение доходной части бюджета и защита внутреннего производителя. Практика переговоров о присоединении стран к ВТО свидетельствует о попытках ряда стран-участниц "несырьевой" направленности трактовать применение экспортных пошлин как меру по ограничению экспорта и требовать ее отмены.

В успехе модернизации многое зависит от теоретических положений, лежащих в основе этого процесса. Под этим термином можно понимать осовременивание, выход на уже существующие сегодня высокие политические, экономические, социальные и другие стандарты жизнедеятельности, существующие в развитых странах. В свою очередь, под инновациями можно понимать новые, не известные ранее технологии и процессы, которые изобретены нынешним поколением. По нашему мнению, под модернизацией целесообразно понимать процесс, который синтезирует модернизацию и инновации в приведенных выше смыслах.

Особую роль в процессах модернизации страны и развития кооперативных начал в деятельности ВТО должна сыграть российская наука. Россия пока еще имеет достаточно сильных позиций в мировой науке. Это обстоятельство не отрицают и зарубежные ученые. Особое внимание необходимо уделить вопросам модернизации энергетической отрасли. России нужна целостная система мер, которая позволит осуществить модернизацию российского ТЭКа. В исследовании делается вывод о том, что средоточием модернизационных усилий в нашей стране должен стать человек. Только такой подход может обеспечить истинную модернизацию и прогресс России в "обществе знаний".

Одним из вызовов (а иногда и угроз) безопасности России многие исследователи называют влияние вступления нашей страны в ВТО на интеграционные процессы в рамках СНГ.

Прогрессивные направления в области построения таможенного контроля на положениях Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и Рамочных стандартов меняют философию таможенного администрирования, закладывают основные принципы не только таможенного регулирования, но и взаимоотношений между таможней и бизнесом. Реализация этих принципов в отдельных аспектах не является далекой и призрачной перспективой, а уже сегодня находит проявление в текущей деятельности таможенных органов как Евросоюза, так и Таможенного союза (ТС), в т.ч. таможенных органов Российской Федерации. Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях и в первую очередь в Международном валютном фонде (МВФ).

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России оказала существенное влияние на торговые отношения. Страна в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости: была отменена государственная монополия на внешнюю торговлю, введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям. Реформы способствовали становлению рыночных отношений в стране. Это повлияло на развитие экономического взаимодействия и экономического сотрудничества с Западом, что позволило на этой основе получать новые технологии. Тем не менее продовольственная ситуация продолжала оставаться критической в силу низкой платежеспособности населения.

Россия сегодня рассматривает возможности присоединения к ряду других международных организаций. В последнее время заметно активизировался процесс взаимодействия России с Организацией экономического сотрудничества и развития. В российском обществе довольно активно дебатируется вопрос о более тесном сотрудничестве с Североатлантическим альянсом, вплоть до вступления в эту организацию.

В то же время нельзя не остановиться на таком специфическом элементе нашей экономики, как бегство от налогов, которое в последние годы приобрело повальный характер, а от таможенных пошлин не убежишь. В целом применение вывозных пошлин осуждается ВТО, и их рекомендуется не применять. Что же касается сосуществования экспортных пошлин и принципов международной торговой системы, основанной на запрете нетарифных ограничений и стремящейся к максимальному снижению тарифов, то режим наибольшего благоприятствования должен действовать и в отношении экспортных пошлин. При этом принцип РНБ должен применяться к способу взимания таких пошлин, а также ко всем правилам и нормам, установленным для экспорта соответствующих товаров.

Экспортная пошлина на сегодняшний день является редко применяемой, критикуемой, но остается одним из способов таможенно-тарифного регулирования международной торговли. Недооценка этой важнейшей сферы жизнедеятельности может способствовать, наряду с резким нарастанием ранее существовавших, появлению различных угроз в данной области. Ведь на сегодняшний день международная торговая система сталкивается не только с нетарифными мерами (которые прямо запрещены ГАТТ), но и с мерами так называемой серой зоны, под которыми обычно понимают добровольное ограничение экспорта и аналогичные договоренности. Данные меры были объявлены "вне закона" в ходе Уругвайского раунда, но проблема состоит в том, что не все такие меры могут быть выявлены, идентифицированы, особенно когда их существование одобряется молчаливым согласием сторон. То есть международная торговля терпит ущерб, и подрывается авторитет ВТО как основного регулятора и форума государств в современной торговой системе.

Таким образом, применение экспортных пошлин для России является составной частью оптимальной концепции таможенно-тарифного регулирования в сфере внешней торговли.

Еще одной проблемой, тесно связанной с проблемой несовершенства внутреннего права России в контексте международной торговой системы, является необходимость совершенствования кадровой политики РФ. Участие России в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета и потребует серьезных изменений в работе Правительства РФ. Наверное, данные расходы (членские взносы, расходы на содержание аппарата и т.д.) не лягут непосильным бременем на российский бюджет. Тем не менее России придется решить достаточно непростую задачу подготовки квалифицированных специалистов, которые смогут разбираться в правовом регулировании международной торговой системы (ВЭД) и отстаивать интересы страны в торговых спорах.

Несомненно, в последние годы в России наблюдается всплеск интереса к получению высшего образования, открываются новые государственные и частные вузы. Российская образовательная доктрина не только имеет место, но и юридически оформлена в нормативно-правовых актах.

Тем не менее констатируем факт: в РФ не более десятка вузов, в которых работают ученые, специализирующиеся на международном экономическом, международном торговом праве, правовом регулировании внешнеэкономической деятельности.

Применение странами - участницами ВТО широкого набора средств фактического протекционизма связано прежде всего с основным инструментом регулирования внешней торговли - таможенным тарифом. При существенном снижении среднего уровня таможенных пошлин в торговле между странами ВТО таможенный тариф вовсе не утратил своей протекционистской роли. Он сохраняет ее прежде всего за счет растущей избирательности таможенного обложения. Высоким остается уровень таможенного обложения в развивающихся странах. Особенно значительным во многих государствах мира остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственной продукции. Правовые акты ВТО позволяют использовать таможенный тариф подобным образом при условии соблюдения положений GATT-1994 и дополняющих его многосторонних соглашений.

Возможности для "нового протекционизма" заложены и другими актами ВТО (например, ст. XII, XIX, XXVIII GATT-1994). Так, страны, которые уже осуществили снижение и связывание своих таможенных тарифов в рамках ГАТТ, имеют возможность периодически пересматривать взятые на себя тарифные обязательства на основе консультаций и новых переговоров с государствами, из которых поступают товары, "вызывающие озабоченность". В соответствии со ст. XXVIII GATT-1994 член ВТО в начале каждого трехлетнего периода может изменить или изъять сделанные ранее тарифные уступки при условии предварительной консультации с членом ВТО, в адрес которого эти уступки были первоначально сделаны. В этой ситуации член ВТО должен получить равноценные уступки, компенсирующие изъятые. Статья XII GATT-1994 разрешает любой стране - члену ВТО ограничивать количество или стоимость товаров, разрешенных к импорту, в целях обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса. По существу, здесь имеется целый комплекс мер по введению ограничений на импорт. Кроме отмеченных ситуаций, в соответствии со ст. XIX GATT-1994 и Соглашением о защитных мерах страна - член ВТО может ограничить импорт товаров, если она причиняет (или может причинить) ущерб любой отрасли национального производства, в которой производятся аналогичные товары. При этом установлено, что любая страна - член ВТО может применить защитную меру в виде временного повышения пошлины или введения квоты, когда импорт какого-либо товара возрос в такой степени, что это наносит (или угрожает нанести) серьезный ущерб любой отрасли национального производства, производящей такой же или аналогичный товар. Практика развития Европейского Союза показывает, что приоритет национальных концепций таможенного регулирования государств - членов ЕС проводится ими достаточно последовательно.

Следует отметить особые системы защитных мер в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству, Соглашением по текстилю и одежде и положениями ВТО по антидемпинговым и компенсационным мерам. Анализируются и положения ст. XVIII ГАТТ/ВТО по защите т.н. зарождающихся отраслей экономики, Соглашения о технических барьерах в торговле и Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер. Также следует обратить внимание на ст. XX (Общие исключения) и XXI (Исключения по соображениям безопасности) GATT-1994, а также ст. XIV и XIV-бис GATS, позволяющие странам - членам ВТО применять широкий круг мер, направленных на защиту национальных интересов стран, "при условии, что эти меры не будут применяться путем, который являлся бы произвольным или неоправданно дискриминационным в отношении между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли" (ст. XX GATT-1994).

Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

Декабрь 2012 г.