Ввоз оборудования: международный лизинг

 

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня основной задачей для государства является модернизация экономики, в том числе развитие сферы производства, что невозможно без обновления и восстановления производственных мощностей. Потребность в высокотехнологичном оборудовании, замене старого оборудования на новое имеется во всех отраслях экономики.
Решение всех перечисленных задач осуществляется, в том числе, благодаря заключению договоров международного финансового лизинга и ввоза по этим договорам современного оборудования. Лизинг выступает одним из инструментов обновления основного фонда предприятий. В условиях мирового финансового кризиса лизинговая активность актуальна еще и потому, что предприниматели сталкиваются с проблемами в кредитовании предприятий банками и высокой стоимостью оборудования.

В качестве примера применения лизинговых механизмов для импорта оборудования можно привести нефтегазовую отрасль. Объектами лизинга в сегменте нефтегазовой отрасли и добывающей промышленности являются седельные тягачи повышенной проходимости, многоцелевые и специализированные буровые установки, агрегаты для ремонта и освоения скважин, специальные автопоезда (трубоплетевозы) и прочее оборудование. Нефтегазовый сектор является крупным потребителем машиностроительной продукции. Обеспечение развития нефтегазового комплекса зависит, в том числе, от перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива. В настоящее время большая часть нефтегазового оборудования является устаревшей и требует обновления, которое осуществляется, в том числе, за счет импорта высокотехнологичного оборудования.
При изучении проблемы развития международного финансового лизинга в России необходимо затронуть вопросы совершенствования таможенного администрирования. Таможенное администрирование, направленное на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности, клиентоориентированность таможенной службы, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата в России. В настоящее время группа по таможенному администрированию Агентства стратегических инициатив, работающая в рамках проектов Национальной предпринимательской инициативы "Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации" (НПИ), разработала Дорожную карту по совершенствованию таможенного администрирования. Дорожная карта предлагает сделать порядок совершения таможенных операций простым, быстрым, прозрачным и менее затратным. В рамках проекта экспертное сообщество должно разработать механизмы совершенствования таможенных процедур, имеющих экономическое содержание. К таможенной процедуре, имеющей экономическое содержание, относится, в том числе, и таможенная процедура временного ввоза (допуска), часто применяемая при ввозе товаров по договору международного финансового лизинга.

Важным условием при осуществлении лизинговой сделки является быстрое и качественное совершение таможенных операций в отношении лизингового оборудования, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза. Варианты ввоза оборудования, порядок определения его таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей в отношении ввозимого оборудования оказывают влияние на лизинговую активность участников внешнеторговой деятельности. Поэтому в современных условиях особенно актуально формирование для лизингополучателей приемлемых условий совершения таможенных операций в отношении оборудования, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза.

 

Сущность международного финансового лизинга

 

Раскрыть определение понятия международного финансового лизинга можно, основываясь на нормах международного и российского права. Особую важность имеют положения Конвенция УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Конвенция принята в 1988 г., Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 г., т.е. спустя 10 лет после ее принятия.

Данная Конвенция принята в целях устранения определенных правовых несоответствий в отношении международного финансового лизинга оборудования, одновременно поддерживая справедливое равновесие между интересами различных сторон сделки. Формулировка единообразных норм оказалась необходима в связи с тем, что в лизинговой сделке участвуют три стороны, находящиеся на территории разных государств.

Согласно ст. 1 указанной Конвенции в сделке финансового лизинга арендодатель заключает по спецификации арендатора одна сторона (арендодатель) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы. При заключении договора лизинга арендатору предоставляется право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей. Конвенцией определено, что сделка финансового лизинга должна включать в себя следующие характеристики: арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя; а периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Основные положения Конвенции учитываются и положениями российского законодательства, касающегося лизинговых сделок.

В 1998 г. в России был принят Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Данный Закон дает определение понятию "лизинг". В соответствии с этим определением лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Договор лизинга - это договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Согласно Закону лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Усовершенствование форм лизинговых отношений, в том числе совершения таможенных операций в отношении лизингового оборудования, приводит к увеличению количества договоров международного финансового лизинга. Лизинговая активность непосредственно влияет на процесс модернизации экономики нашего государства.

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ по договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Данная норма также соответствует нормам международной Конвенции.

Энциклопедический словарь "Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов" определяет лизинг как вид инвестиционной активности, состоящий в приобретении имущества и сдаче его в аренду на определенный срок и за определенную плату.

Финансовый лизинг является разновидностью лизинга. При реализации сделки международного финансового лизинга оборудование зачастую остается у лизингополучателя, такая сделка имеет форму долгосрочного кредитования.

 

Совершение таможенных операций при ввозе оборудования по договору финансовой аренды (лизинга)

 

При исследовании проблемы международного финансового лизинга необходимо учитывать таможенный аспект, поскольку именно таможня является регулятором внешнеэкономической деятельности. В данной работе особый интерес представляют вопросы классификации товаров, ввозимых по договору международного финансового лизинга, и выбор таможенной процедуры, под которую могут быть помещены данные товары.

1. Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации. Споры о классификации товаров между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами возникают достаточно часто.

На основании ст. 52 ТК ТС таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикации. В настоящее время действует Распоряжение ФТС России от 19 января 2011 г. N 6-р, к которому прилагается Сборник решений и разъяснений по классификации товаров. Например, в соответствии с данным Распоряжением установки для бурения на самоходном шасси классифицируются в товарной позиции 8705 ТН ВЭД ТС.

Кроме того, п. 5 ст. 52 ТК ТС наделяет таможенные органы полномочиями принимать предварительные решения по классификации товаров. Получение от таможенных органов Российской Федерации предварительного решения по классификации товаров позволит до минимума снизить риски, связанные с классификацией товаров и определением кода товаров по ТН ВЭД ТС.

Можно выделить следующие преимущества получения предварительного решения о классификации оборудования, в том числе ввозимого по лизинговому контракту:

- предварительное решение оказывается заявителю заблаговременно до совершения таможенных операций;

- предварительные решения принимаются всеми таможенными органами;

- является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение;

- сокращается время проведения таможенных процедур.

Порядок принятия предварительного решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности определяется ст. ст. 53, 54 - 57 ТК ТС. Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товаров по Единой ТН ВЭД ТС. Таким образом, выдача предварительного решения таможенной службой является государственной услугой. Данный Регламент издан на основании Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Кроме того, ст. 107 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" предоставляет возможность обращаться к таможенным органам в целях принятия решения о классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которых предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.

ТК ТС в ст. 194 предоставляет участникам ВЭД возможность устанавливать особенности декларирования при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Статья 215 Закона "О таможенном регулировании в РФ" предоставляет возможность. Таким лицом может быть как уполномоченный экономический оператор, так и лицо, не являющееся УЭО.

Для декларирования товаров с указанием одного классификационного кода необходимо следующее:

- заблаговременно обращаться в ФТС России за решением о классификации товаров. Такое решение принимает только ФТС России на основании письменного заявления;

- осуществлять поставку в адрес одного получателя в рамках одного контракта или в качестве вклада в уставный капитал организации;

- осуществлять таможенное декларирование одному таможенному органу в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны.

Приказом ФТС России от 04.02.2011 N 206 утверждена Инструкция об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар.

При ввозе предмета международного финансового лизинга на таможенную территорию Таможенного союза применяются, как правило, две таможенные процедуры: таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления и таможенная процедура временного ввоза (допуска).

Рассмотрим таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

Использование данной таможенной процедуры целесообразно для долгосрочных лизинговых контрактов с последующим приобретением предмета лизинга в собственность.

Иногда предприниматели считают целесообразным помещать ввозимые товары под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Остановимся на этой таможенной процедуре подробнее.

Временный ввоз (допуск) - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Под данную таможенную процедуру помещаются товары, которые можно идентифицировать. Существуют ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Например, товары должны оставаться в неизменном состоянии. Кроме того, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (кроме целей его технического обслуживания, ремонта и иных случаев с разрешения таможенного органа). Срок временного ввоза не может превышать двух лет.

Наиболее важным является вопрос взимания таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Здесь возможно полное условное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей.

В случае если оборудование включено в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331, то такие товары подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных платежей при помещении под таможенную процедуру временного ввоза. В Перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, рекламные материалы, товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки и культуры, для оказания международной помощи, а также автомобильные транспортные средства для международной перевозки грузов.

Если товары не включены в данный Перечень, то они подлежат частичному условному освобождению. Частичное условное освобождение предполагает ежемесячную уплату 3% от суммы таможенных платежей на дату помещения под таможенную процедуру временного ввоза.

По истечении срока временного ввоза обычно используется либо реэкспорт (т.е. обратный вывоз), либо таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Очень важно, что и временно ввезенное оборудование можно поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если предмет лизинга остается в собственности лизингополучателя. При этом товар приобретет статус товара Таможенного союза.

При этом следует обратить внимание на определение таможенной стоимости, курс валют и ставки таможенных пошлин, налогов:

- При изменении таможенной процедуры таможенная стоимость определяется на день принятия таможенной декларации при первом помещении под таможенную процедуру, в данном случае под таможенную процедуру временного ввоза.

- При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют определяются на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

В соответствии с ч. 3 ст. 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, установлена уплата процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей за период, когда применялось полное или условное освобождение.

Ниже приведена таблица, в которой сравниваются таможенные процедуры, под которые может быть помещено оборудование, ввозимое по договору международного финансового лизинга.

 

Таможенная процедура
выпуска для внутреннего
потребления

Таможенная процедура
временного ввоза
(допуска)



Таможенные платежи


Таможенные сборы,
таможенные пошлины и НДС

- Полное условное
освобождение.
- Подлежат уплате
периодические таможенные
платежи

Проценты за отсрочку
(рассрочку) уплаты
таможенных платежей


Не уплачиваются


Уплачиваются

Соблюдение запретов и
ограничений


Требуется

Без применения мер
нетарифного
регулирования

Операции
с оборудованием

Не допускается передача
во владение
(пользование)


Любые

Сроки ввоза

Неограниченны

Максимальный - 4 года

 

Совершенствование порядка ввоза лизингового оборудования в целях реализации клиентоориентированных механизмов функционирования таможенной службы

 

В рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, предусмотрены меры повышения эффективности таможенного администрирования и оперативности применения мер таможенно-тарифного регулирования, включая корректировку ввозных пошлин на технику и оборудование.

Так, в ходе реализации указанной Концепции в отношении большей части ввозимого оборудования ставки ввозной таможенной пошлины обнулены. Например, в отношении плавучих полупогружных буровых установок для разведочного и эксплуатационного бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 7500 м и валовой вместимостью 54 450 установлена ставка таможенной пошлины в размере 0%.

Кроме того, отметим, что в соответствии со ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Правительство РФ своим Постановлением от 30.04.2009 N 372 утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. В случае если ввозимое технологическое оборудование включено в вышеуказанный Перечень, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза оно подлежит освобождению от обложения НДС.

Одной из приоритетных задач, которую ставит руководство страны, является модернизация экономики за счет инноваций. Создание новых предприятий, модернизация производства возможны только путем внедрения инноваций, что постепенно приведет страну к стабильному экономическому росту. В качестве меры по развитию базовых отраслей промышленности Концепцией выделяется совершенствование действующей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) является таможенной процедурой, имеющей экономическое содержание. Это означает, что ее применение участниками внешнеторговой деятельности является стратегически важным для российской экономики и должно быть удобным для импортеров, осуществляющих ввоз оборудования.

Тот факт, что уплата периодических таможенных платежей должна производиться не реже чем раз в 3 (три) месяца, влечет за собой определенные неудобства и финансовые затраты. Кроме того, таможенная стоимость рассчитывается на день принятия таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. В соответствии с п. 2 ст. 214 ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации декларант вправе был указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Теперь участники ВЭД такой возможности лишены, и в случае помещения временно ввезенного оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за основу исчисления таможенных пошлин и налогов берется максимальная таможенная стоимость оборудования без учета износа оборудования за время эксплуатации.

Исходя из изложенного, автор исследования считает необходимым усовершенствовать порядок ввоза лизингового оборудования следующим образом:

- Предусмотреть полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов для предприятий, закупающих производственное оборудование по международным лизинговым контрактам. Данная мера снизит налоговое бремя для участников ВЭД и упростит для них процедуру уплаты таможенных платежей.

- Предусмотреть возможность при помещении временно ввезенного лизингового оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уменьшить таможенную стоимость товаров с учетом их естественного износа при нормальных условиях использования (эксплуатации).

Таким образом, совершенствование механизмов ввоза лизингового оборудования на таможенную территорию Таможенного союза может быть осуществлено с учетом следующего:

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза по договору международного финансового лизинга является одной из перспективных форм реализации государственных программ по модернизации экономики.

Создание инвестиционного климата в России оказывает непосредственное влияние на применение механизмов международного финансового лизинга в России.

В свою очередь, одним из факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в России, является совершенствование таможенного администрирования.

В целях создания благоприятных условий для импорта лизингового оборудования автор данной работы считает целесообразным предоставлять полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении оборудования, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза под таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

В случае изменения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо предоставить импортеру возможность уменьшения таможенной стоимости оборудования с учетом его износа при нормальных условиях использования (эксплуатации), т.е. определять таможенную стоимость не на дату временного ввоза, а на дату выпуска для внутреннего потребления.

Данные нововведения будут способствовать реализации клиентоориентированных механизмов функционирования таможенной службы и, как следствие, инвестиционной привлекательности лизинговой деятельности. Упрощение порядка определения таможенной стоимости и таможенной уплаты таможенных платежей при ввозе лизингового оборудования усилит лизинговую активность предприятий и приведет к повышению уровня развития экономики страны.

Февраль 2013 г.