Правила заполнения платежных документов при перечислении таможенных платежей
Внесены поправки в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Изменения коснулись вопросов заполнения платежных документов при перечислении таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности. К примеру, для заполнения таких документов закреплены отдельные правила.
Приказом № 102н от 01.10.2009 г. внесены поправки в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила).
Чтобы читателям было удобнее ориентироваться, о каких реквизитах расчетного (платежного) документа идет речь, приведем схему такого документа с указанием пронумерованных полей. Она содержится в Приложении 3 Положения Банка России, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П.
Платежное поручение
Основные изменения направлены на урегулирование вопросов заполнения расчетных документов при перечислении таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее - таможенные платежи). В этой связи в новой редакции изложены Приложение 1 (Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств), Приложение 3 (Правила указания информации, идентифицирующей платеж при перечислении таможенных платежей) и Приложение 5 (Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие документ).
Идентификация плательщика и получателя бюджетных средств
Порядок указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств (заполнение полей 60, 102, 8, 61, 103, 16) в расчетных документах на перечисление налогов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, содержатся в Приложении 1 к Приказу N 106н.
Обязаны придерживаться Правил, содержащихся в этом Приложении:
- налогоплательщики (плательщики сборов);
- плательщики таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности (далее - таможенные платежи);
- налоговые агенты;
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- плательщики иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Из числа лиц, применяющих эти Правила исключены сборщики налогов и сборов и территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
Однако кроме прямо перечисленных лиц, которые обязаны соблюдать рассматриваемые Правила, опубликованным Приказом обозначен дополнительный список лиц. Эти лица должны соблюдать Правила по указанию соответствующих реквизитов платежных документов при определенных событиях. Приведем такой список (см. таблицу 1).
Таблица 1
Организации, |
Случаи, в которых наступает обязанность |
Органы Федерального |
- при перечислении денежных средств на счет 40101 |
Кредитные организации |
при перечислении в бюджетную систему РФ налогов, |
Организации |
при заполнении ими расчетных документов на |
Организации |
при перечислении в бюджетную систему РФ на счет |
|
В связи с этими новшествами Приложение 1 дополнено нормами в отношении плательщиков таможенных платежей, не являющихся декларантами.
В новой редакции изложен порядок заполнения расчетных документов самими получателями средств бюджета, учтены особенности, предусмотренные Положением Минфина России и Центробанка России от 13.12.2006 N 173н/298-П "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства".
Кроме того, опубликованным Приказом исключена норма, закрепляющая ранее принятые правила заполнения платежных поручений Территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Теперь при перечислении задолженности плательщика налога, сбора, таможенных платежей и иных платежей в бюджет за счет денежных средств, взысканных с должника территориальными органами ФССП, платежные документы заполняют органы Федерального казначейства по поручению ФССП. Приведены специальные правила для этих случаев.
Новая обязанность появилась и у кредитных организаций (их филиалов). Правда, только в отношении таможенных платежей физических лиц, которые принимаются для перечисления в бюджет без открытия банковских счетов физлицам. Если банк не сможет довести информацию по сводному платежному поручению о плательщиках и уплачиваемых ими таможенных платежах до получателя средств не позже следующего дня, то он вынужден будет заполнить отдельные платежные поручения по каждому платежу физических лиц.
Правила N 1 дополнены порядком заполнения платежных поручений организациями федеральной почтовой связи и обычными организациями в случаях, когда перечисляются таможенные платежи физических лиц в отделениях почтовой связи или удержанные работодателем из дохода работника по решениям судебных приставов.
Идентификация таможенного платежа
Порядок указания в платежных поручениях информации, идентифицирующей таможенный платеж (заполнение полей 104 - 110 и 24), закреплен в Приложении 3 к Приказу N 106н.
Он претерпел самые большие изменения. Прежде всего к числу лиц, обязанных соблюдать требования данного Приложения, добавлены территориальные органы ФССП. При определенных событиях такие Правила распространяются и на ОФК, кредитные организации (их филиалы), организации федеральной почтовой связи и обычные организации (их филиалы). Норма эта аналогична той, что введена в Приложение 1 (см. таблицу 1).
При заполнении платежных документов на перечисление таможенных платежей теперь действуют отдельные правила, не связанные с теми, которые распространяются при перечислении налогов, сборов в бюджетную систему. В связи с этим опубликованным Приказом закреплены соответствующие коды, которыми шифруются реквизиты платежных поручений только при перечислении таможенных платежей.
Так, введены коды оснований платежа, указываемые в поле 106:
- ДЕ - таможенная декларация;
- ПО - таможенный приходный ордер;
- КВ - постановление-квитанция (при уплате штрафа);
- КТ - форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей;
- ИД - исполнительный документ;
- ИП - инкассовое поручение;
- ТУ - требование об уплате таможенных платежей;
- БД - документы бухгалтерских служб таможенных органов;
- ИН - документ инкассации;
- КП - соглашение о взаимодействии при уплате крупными плательщиками суммарных платежей в централизованном порядке.
В зависимости от значения показателя основания платежа поле 108 (номер документа) должно принимать соответствующее значение. К примеру, для основания платежа со значением "ДЕ" - это последние семь символов из номера таможенной декларации (порядковый номер), со значением "ИД" - номер исполнительного документа и пр.
Обратите внимание: при указании номера документа знак "N" не проставляется.
Для типа платежа (поле 110) также предусмотрены самостоятельные коды:
- ШТ - уплата штрафа;
- ЗД - уплата в счет погашения задолженности;
- ПЕ - уплата пени;
- ТП - текущий платеж (во всех остальных случаях).
Внимание: отныне запрещено заполнять поле 104 (код бюджетной классификации) нулями, то есть не должно быть платежей, не идентифицированных как налоговые поступления.
Идентификация лица или органа, оформившего документ
Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, непосредственно оформивших расчетный документ, содержатся в Приложении 5 к Приказу N 106н. Такая информация заполняется в поле 101 и определяет статус лица (или орган), это позволяет более точно идентифицировать назначение денежных средств, перечисленных в бюджетную систему.
Ранее было пятнадцать значений статуса, теперь - двадцать. Приведем обновленный список в таблице (см. таблицу 2)
Таблица 2
Код статуса |
Значение |
01 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо |
02 |
налоговый агент |
03 |
организация федеральной почтовой связи, оформившая расчетный |
04 |
налоговый орган |
05 |
территориальные органы Федеральной службы судебных приставов |
06 |
участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо |
07 |
таможенный орган |
08 |
плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление |
09 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный |
10 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, |
11 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший |
12 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского |
13 |
налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - |
14 |
налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам |
15 |
кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный |
16 |
участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо |
17 |
участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный |
18 |
плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, |
19 |
организации и их филиалы, оформившие расчетный документ на |
20 |
кредитная организация (ее филиал), оформившая расчетный |
|
Отметим, что кроме новых значений статуса лица или органа, оформившего платежное поручение, изменению подверглись некоторые из ранее применявшихся кодов. Так, код "03" теперь имеет совершенно иное значение, откорректировано значение статуса с кодом "15".
Для участников внешнеэкономической деятельности статус теперь имеет отдельные значения для юридических (06) и физических лиц (16).