Вопросы заполнения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

 

Согласно Решению от 21.05.2010 N 36 Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.
Одновременно с Соглашением вступили в силу три Протокола от 11.12.2009, принятые в целях его реализации:
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (Протокол от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (с изм. от 18.06.2010));
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;
- Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Протокол от 11 декабря 2009 г. "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов") (далее - Протокол об обмене информацией).
Одним из документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС экспортером товаров и (или) освобождения его от уплаты акцизов, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), составленное импортером товаров, которое должно быть оформлено в установленном порядке.
В случае импорта товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан заявление составляет налогоплательщик-импортер и представляет (в четырех экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде) в налоговый орган для проставления отметки об исполнении своих налоговых обязательств. Заявление представляется вместе с налоговой декларацией по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и иными установленными документами.
Форма заявления на бумажном носителе и Порядок заполнения заявления установлены Приложениями 1 и 2 к Протоколу об обмене информацией. Формат заявления в электронном виде установлен Приказом ФНС России от 24.01.2011 N ММВ-7-6/25@ (Приказ ФНС России от 24 января 2011 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении Формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российских налогоплательщиков" (в ред. от 19.07.2011 N ММВ-7-6/453@)).
Заявление состоит из трех разделов и Приложения к нему. В разд. 1 и 3 заявления и Приложении к нему указываются сведения о движении товара (продавец, покупатель, их посредники), договорах (контрактах) между ними, об импортируемом товаре, включая рассчитанную сумму НДС и (или) акцизов, подлежащую уплате заявителем. В разд. 2 содержатся сведения, проставленные налоговым органом о регистрации и подтверждении, об исполнении заявителем своих налоговых обязательств.
При этом разд. 3 заполняется в обязательном порядке в следующих двух случаях.
Первый - когда обороты (операции) по реализации товаров не являются объектом обложения косвенными налогами, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства - члена Таможенного союза - продавца. Указанная ситуация возможна, когда продавцом является налогоплательщик государства, не являющегося членом Таможенного союза, а товар находится на территории государства - члена Таможенного союза. Тогда данный налогоплательщик - нерезидент Таможенного союза в простой схеме будет указан в качестве продавца в разд. 1 и в качестве покупателя в разд. 3. Лицо, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС (освобождения от уплаты акцизов), будет указано в качестве продавца в разд. 3, а заявитель (лицо, представляющее заявление) - в качестве покупателя в разд. 1.
Второй - при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента.
Обратите внимание: если комиссионер (поверенный, агент) действует в интересах покупателя, выступающего в качестве комитента (доверителя, принципала), то независимо от того, является или не является комиссионер (поверенный, агент) резидентом государства - члена Таможенного союза, сведения о нем должны заполняться по стр. 06 разд. 1. Остальные сведения будут отражаться также в разд. 1. Например, сведения о контракте (договоре) между комиссионером (поверенным, агентом) и комитентом (доверителем, принципалом) - по стр. 07, а сведения о контракте (договоре) между комиссионером (поверенным, агентом) и лицом, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС либо освобождения от уплаты акцизов, - по стр. 05. Лицо, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС либо освобождения от уплаты акцизов, будет указано в качестве продавца (стр. 01, 03), а комитент (доверитель, принципал) - в качестве покупателя-заявителя (стр. 02, 04). Заполнение разд. 3 не требуется.
В то же время, если комиссионер (поверенный, агент) действует в интересах продавца, выступающего в качестве комитента (доверителя, принципала), то независимо от того, является или не является комиссионер (поверенный, агент) резидентом государства - члена Таможенного союза, строки 06 и 07 разд. 1 заявления не заполняются: комиссионер (поверенный, агент) указывается как продавец в разд. 1 (стр. 01, 03) и как покупатель в разд. 3 (стр. 09, 11). Комитент (доверитель, принципал) - лицо, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС либо освобождения от уплаты акцизов, - будет указан в качестве продавца в разд. 3 (стр. 08, 10), а заявитель - в качестве покупателя в разд. 1 (стр. 02, 04). Сведения о контрактах (договорах) отражаются соответственно по стр. 05 разд. 1 и стр. 12 разд. 3.
Таковы особенности заполнения заявления, когда количество участников не более трех.
При большем количестве все участники (от лица, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, до заявителя) должны быть последовательно названы в Приложении к заявлению, для чего покупателю должны быть представлены необходимые информационные сообщения. Тогда в разд. 1 заявления будут указаны последние участники операции по импорту товара на территорию Российской Федерации, а в разд. 3 - ее начальные участники.
В иных случаях, как уже отмечалось, разд. 3 заявления или Приложение к нему не заполняются и, соответственно, не представляются. Если в разд. 3 представленного заявления проставлены нули или прочерки, то это не может служить основанием для отказа в проставлении на нем отметки налогового органа (Письмо ФНС России от 21 октября 2010 г. N АС-37-2/13886@ "О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов").
При этом хотелось бы акцентировать внимание на следующем: в представляемых российскими импортерами заявлениях лицо, которому необходимо подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, всегда будет отражено в качестве продавца в разд. 1 или 3, а заявитель - в качестве покупателя в разд. 1.
При заполнении разд. 1 необходимо также учитывать следующее. В установленных случаях каждому товару, наименование которого указано в гр. 2 таблицы, должен соответствовать код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза (гр. 3). Код ТН ВЭД не может быть менее 10 знаков. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждена 27.11.2009 Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза N 130 (с изм. и доп.).
Единица измерения количества товара в гр. 4 должна соответствовать указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе. При этом используется буквенное обозначение кода единиц измерений (по справочнику ОКЕИ) (Письмо ФНС России от 10 мая 2011 г. N АС-4-2/7439@ "О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов").
Графы 9 и 10 содержат сведения о транспортных (товаросопроводительных) документах. При этом такие сведения после вступления в силу Приказа ФНС России от 19.07.2011 N ММВ-7-6/453@ указываются без ограничения по количеству.
Номер и дата счета-фактуры отражаются соответственно в графах 11 и 12. В случае если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, проставляются реквизиты иного предусмотренного национальным законодательством этого государства документа, подтверждающего стоимость импортируемого товара (в случае ввоза товара из Республики Беларусь - ТТН-1, ТН-2, любой другой документ; при ввозе товара из Республики Казахстан - любой другой документ). При этом в случаях, предусмотренных законодательством государства - члена Таможенного союза, если документ, подтверждающий стоимость импортируемого товара, отдельно не составлялся, а имеющийся товаротранспортный (товаросопроводительный) документ содержит стоимость импортируемого товара, допускается указание в графах 9 - 12 сведений об одном и том же документе.
Налоговая база по НДС (гр. 15) показывается в национальной валюте лица, заполнившего заявление (заполняется обязательно, в том числе по товарам (работам, услугам), подлежащим освобождению от налогообложения).
В заключение следует отметить, что вышеназванные и форма заявления в бумажном виде, и Формат заявления в электронном виде используются в отношении товаров, принятых на учет начиная с 1 июля 2010 г. В отношении товаров, принятых на учет до указанной даты, заявления должны быть составлены по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н (Письмо ФНС России от 6 июня 2011 г. N АС-4-2/8931@ "Об обработке заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении товаров, принятых на учет до 01.07.2010").