Страхование грузов
Статьи
В юридической литературе давно отмечается, что морское страхование является разновидностью имущественного страхования. На первый взгляд может показаться, что отсылочная норма п. 2 ст. 1 Кодекса торгового мореплавания РФ, устанавливающая подчиненный статус норм КТМ РФ положениям Гражданского кодекса РФ при регулировании тех имущественных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания и основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, дает вполне ясную иерархию указанных источников регулирования отношений по морскому страхованию.
Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товар или груз. В настоящей статье мы рассмотрим виды страховых документов, условия страхования и проверку страховых документов в соответствии с Унифицированными правилами.
В отличие от "традиционного" договорного морского страхования, насчитывающего несколько сотен лет, взаимное страхование сравнительно молодо - оно появилось около полутора веков назад как реакция судовладельцев на неполный охват морских рисков "традиционными" страховщиками. Например, при столкновении судов ответственность страховщика ограничивалась 3/4 убытков, и судовладелец должен был сам обеспечить страхование оставшейся 1/4 убытков. Постепенно общества взаимного страхования (Protecting and Indemnity clubs) стали страховать и другие риски, в основном риски, вытекающие из ответственности судовладельцев (как договорной, так и деликтной).
Морское страхование в Российской Федерации регулируется в основном тремя законодательными актами: Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон 1992 г.), главой 48 ГК и главой XV КТМ. Согласно ст. 246 КТМ по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки.
Правительство РФ Постановлением от 27.10.2008 N 797 утвердило Типовые правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, в том числе и в международных авиаперевозках пассажиров, багажа и груза. В частности, Правила определяют, какой вред подлежит возмещению, в каком размере и что надо предпринять пострадавшим для получения страховой выплаты.
Каталог фирм
Москва
Компания Юнитрейд представляет собой сплоченную команду высокопрофессиональных единомышленников с широчайшим спектром специализации, в том числе по предоставлению теможенных услуг в качестве таможенного брокера, управления логистикой, таможенного оформлени, декларирования таможенных товаров, а так же международного финансового права и стандартов отчетности.
Москва
Фирма ГТК-Сервис осуществляет деятельность по таможенному оформлению и декларированию товаров на российском рынке с середины 90-х годов. Компания предоставляет весь спектр таможенных услуг. ГТК-Сервис вляется Действительным членом Национальной ассоциации таможенных брокеров с 1997 года.
Консультации
Между страховщиком и страхователем подписан договор страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика грузов, связанной с возникающей в соответствии с договором перевозки и действующим гражданским законодательством обязанностью страхователя (перевозчика) возместить ущерб, нанесенный грузу в период действия договора страхования во время перевозки в транспортных средствах, указанных в договоре страхования. Соответствует ли такой договор законодательству?
ОтветВправе ли российская организация, осуществляющая международную перевозку грузов автомобильным транспортом, заключить со страховщиком договор страхования рисков наступления ответственности страхователя, объектом страхования по которому является риск ответственности страхователя при перевозке грузов автомобильным транспортом, а застрахованными - риски: предусмотренная законом и иными нормативными актами гражданская ответственность за утрату, повреждение или гибель груза; гражданская ответственность за ошибки и упущения (выдачу груза неуправомоченному лицу); ответственность за утрату сопутствующих документов; ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей; имущественная ответственность, связанная с расходами по ведению претензионных дел и судебной защите в отношении предложенных страхователю, но не застрахованных им рисков (не связанных с административно-правовыми, таможенными отношениями)?
ОтветОрганизация на основании соответствующей лицензии осуществляет перевозки грузов морским транспортом. Должна ли организация заключать договоры страхования жизни и здоровья членов экипажа судна? Если должна, то предусмотрена ли ответственность за нарушение такой обязанности?
ОтветДокументы
Договор страхования груза при перевозке
Договор страхования груза при перевозке (страхователь - физическое или юридическое лицо; в пользу выгодоприобретателя - физического или юридического лица). По настоящему Договору Страховщик обязуется при наступлении одного из обусловленных в Договоре страховых случаев, произошедших при перевозке и повлекших утрату, гибель, недостачу или повреждение имущества, выплатить лицу страховое возмещение.