Акт таможенной проверки и Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС

 

Сроки проведения таможенного контроля после выпуска товара с момента окончания его нахождения под таможенным контролем установлены ст. 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Согласно п. 2 данной статьи таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Для проверки правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска таможенный контроль проводится в основном в форме проверки документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), в виде проведения камеральной таможенной проверки (ст. 131 ТК ТС).
Результаты проведения таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки, который утверждает начальник таможенного органа. При этом датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки.
В соответствии с ч. 5 ст. 178 Федерального закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение в сфере таможенного дела.
Таким решением в части классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС является Решение о классификации товара, принимаемое в соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС в формализованном виде, представленном в Приложении N 1 Приказа ФТС России от 17.03.2010 N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности".
Таким образом, в данном случае акт таможенной проверки должен сопровождаться Решением о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Развитие этого положения закреплено в п. 26 Приказа ФТС России от 29.04.2011 N 895 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки". При этом проекты решений о классификации товаров готовятся в ходе проведения таможенной проверки.
Согласно положениям Приказа от 26.07.2011 N 1535 "Об утверждении типового положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенной инспекции таможни" (ранее Приказ ФТС России от 20.06.2005 N 563) должностные лица отделов таможенной инспекции таможен организуют и проводят в зоне действия таможенного органа контроль после выпуска в виде таможенной проверки.
По результатам проведенной таможенной проверки и в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов (на основании акта таможенной проверки) должностным лицом таможенных органов в соответствии с установленным порядком принимается решение в области таможенного дела - Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС (далее - Решение).
Проект решения подготавливается в специализированном программном продукте, доведенном до таможенных органов ФТС России. Данный продукт устанавливается индивидуально на рабочее место должностного лица таможенного органа по согласованию с региональным таможенным управлением и ФТС России.
Однако в большинстве случаев на рабочих местах должностных лиц отделов таможенной инспекции такие программные продукты отсутствуют. Если в составе комиссии по проведению таможенной проверки отсутствуют должностные лица таможенного органа, имеющие доступ к такому программному продукту, то на утверждение начальнику таможни выносится только акт камеральной проверки (без Решения) с предложением о направлении материалов проверки в подразделение товарной номенклатуры таможни для принятия соответствующего Решения о классификации товара.
Тем самым создаются предпосылки нарушения требований таможенного законодательства об одновременном представлении начальнику таможни (в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей) акта таможенной проверки и Решения о классификации.
В соответствии с установленным порядком второй экземпляр акта и копия Решения в течение 5 рабочих дней направляются участнику ВЭД. В случае если Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС принимается в сроки, значительно отличающиеся от даты подписания акта таможенной проверки то участник ВЭД имеет основания и возможность обжаловать данное Решение.
Указанное нарушение процессуальных норм может послужить причиной для обращения участника ВЭД в арбитражные суды о признании недействительным принятого таможенными органами Решения о классификации.
Практика показывает, что в результате судебных разбирательств Решение о классификации судами зачастую признается как не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза. Решение судебного органа для таможни является обязательным к исполнению.
Повторное проведение проверки в отношении одних и тех же сведений о товаре, указанных в одном и том же таможенном документе, что и в материалах проверки, поступивших от вышестоящего таможенного органа, не допускается. Данная норма прописана в п. 32 Приказа ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств".
В действующих нормативных документах отсутствует процедура принятия нового Решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в связи с решением суда о признании Решения по классификации не соответствующим требованиям таможенного законодательства из-за несоблюдения процессуальных норм. В ранее действовавшем Приказе ФТС России от 29.09.2004 N 85 были указаны основания для прекращения действия Решения по классификации, такие как: оно принято на основе подложных документов, представленных заявителем; не соблюдены Основные правила интерпретации ТН ВЭД; выявлена ошибка при принятии Решения о классификации товара.
Эти условия остались и в действующей норме. Однако прекращение действия Решения или его отмена по процедурным вопросам и возможность принятия нового Решения нигде не отражены.
Основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействия международной торговле предполагают минимальный контакт непосредственно с товаром. Следовательно, должностные лица таможенных органов, осуществляющих проверку правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска товаров, должны быть обеспечены необходимыми условиями для исполнения своих должностных обязанностей.
В частности, кроме необходимости технического оснащения (компьютеризации) рабочих мест, должностные лица должны пройти обучение по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС; организации взаимодействия подразделений таможенного органа по принятию решений в сфере таможенного дела и ненарушения прав участников ВЭД; применения специализированных программ.
Кроме того, в соответствии с требованиями таможенного законодательства основанием для принятия Решения о классификации после выпуска товара является акт таможенной проверки, в котором отражены сведения о возможном недостоверном заявлении классификационного кода ТН ВЭД.
В правилах заполнения граф Решения о классификации (Приложение 2 к Приказу ФТС России от 17.03.2010 N 500) наличие сведений о таком документе, как акт, не предусмотрено.
Очевидно, что для подтверждения обоснованности принятия Решения о классификации после выпуска товара обязательно в графе 8 (обоснование выдачи Решения) или графе 9 (для служебных отметок) Решения должна присутствовать информация о реквизитах акта таможенной проверки.
Пробелы в нормативном обеспечении деятельности должностного лица таможенных органов создают негативный имидж для таможенной службы в целом.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что назрела необходимость внесения дополнений в вышеуказанный Приказ с требованием обязательного указывания в Решении о классификации информации о реквизитах акта таможенной проверки.