Интеграция налогового законодательства в Таможенном союзе

 

Для данной статьи очень важна терминологическая база. Нам необходимо дать определение трем важным терминам:

- "интеграция" - это процесс объединения (от англ. integrate - составлять целое; соединять);

- "налоговое законодательство" - это совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы;

- "Таможенный союз" - это союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции Сторон.

Стоит отметить, что ТС является разновидностью свободной таможенной зоны, под которой понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Под интеграцией налогового законодательства в Таможенном союзе понимается создание единого налогового законодательства, которое призвано способствовать экономическому объединению государств, что поможет повысить уровень жизни граждан этих государств и будет способствовать вступлению стран-участниц в ВТО, что важно для производителей товаров и услуг - буксиров национальной экономики. По вопросам присоединения к ВТО в ТС проводится работа по унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. Эти меры призваны поддержать "отечественного" производителя и защитить его, например, от китайских конкурентов, которые могут позволить себе продавать товары по низким ценам, но при этом безопасность и качество, как правило, страдают. Членам ТС важно грамотно воспользоваться налоговыми механизмами (привилегиями) для подъема промышленности и развития бизнеса.
"...Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 г. прирост ВВП в 15%. Появление Таможенного союза выгодно всем его членам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17% мирового экспорта пшеницы".

Важно отметить, что помимо экономической пользы интеграция налогового законодательства поможет сплочению братских народов, имевших общую историю и судьбу. Ведь с потреблением качественных товаров из соседних государств будет расти доверие народов друг к другу. Бизнес одного государства - участника ТС, возможно, обратит внимание на комплектующие, производимые в другом государстве-участнике, и предпочтет их, скажем, тем же китайским аналогам. Таким образом будет происходить реальное сплочение государств и их народов.
Для того, чтобы у всех стран - участниц ТС были равные возможности, введен Единый таможенный тариф, который должен не допустить любого вида дискриминации производителей.

В ст. 56 Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве закреплено, что Стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов Сторон. Это значит, что и в целях налоговой интеграции должны приниматься соответствующие акты. В настоящее время сторонами сделано немало для "налогового объединения". Принят ряд важнейших нормативных документов, которые должны "навести порядок" в сфере таможенного регулирования в ТС. Создана Единая система тарифных преференций Таможенного союза, целью которой является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Так что будет вполне справедливо сказать, что налоговая интеграция оказывает благотворное влияние и за пределами таможенного союза, ведь для наименее развитых стран ставки ввозных таможенных пошлин составляют 75, а не 100% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. Это оказывает благотворное влияние на бизнес развивающихся стран, развитие которого стимулирует экономику этих стран и способствует повышению уровня жизни людей.

Важным аспектом налоговой интеграции является информационная интеграция налоговой информации стран - участников Таможенного союза.

В целях обмена информацией налоговыми органами государств - членов ТС подписан Протокол об обмене информацией в электронном виде. Принятие этого Протокола позволит оперативно получать информацию об уплаченных налогах, что позволит облегчить прохождение таможенных процедур и увеличить качество таможенного контроля. В соответствии со ст. 2 Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами налоговые органы государств - членов Таможенного союза обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения). Обмен информацией осуществляется на русском языке.

Нововведением явилась отмена грузовой таможенной декларации. Ей на смену пришло заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Основная функция заявления, представляемого участниками внешнеэкономической деятельности, - свидетельствовать о законности сделки, в том числе с точки зрения уплаты налогов.

Важным шагом налоговой интеграции явилось решение вопроса о возмещении НДС при экспорте товаров между странами - участницами ТС.

Решение принято в рамках протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" и заключается в следующем: налоговые вычеты (зачеты) производятся в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена ТС, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы Таможенного союза. Имеет место нулевая ставка НДС, применение которой должно быть обосновано соответствующими документами.

В контексте темы "Интеграция налогового законодательства в ТС" необходимо упомянуть о таком косвенном налоге, как НДС (налог на добавленную стоимость). Стоит отметить, что различный уровень ставок НДС (в Белоруссии 20%, в Казахстане 12%, в России 18%) на взаимоотношения в рамках Таможенного союза не влияет, поскольку действует принцип, позволяющий при экспорте товара применять нулевую ставку. В настоящее время вопрос об интеграции НДС в рамках Таможенного союза не рассматривается. Зато существует тенденция к унификации ставок акцизов государств - участников ТС.

Как неоднократно отмечалось в СМИ, создание ТС должно помочь государствам-участникам выйти из финансового кризиса. Если рассматривать вопрос налоговой интеграции в данном аспекте, уместно процитировать высказывание Дмитрия Георгиевича Черника, президента Палаты налоговых консультантов, о том, что "налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению экономики", следовательно, интегрированная и успешная налоговая политика в рамках ТС позволит государствам успешно преодолеть последствия кризиса.

Несмотря на очевидные выгоды для одних государств, вступление их в ТС может повлечь негативные последствия для других стран, которые уже являются участниками ТС. Так, против вступления в ТС Таджикистана и Киргизии на данном этапе развития этих государств выступает Казахстан, мотивируя это тем, что первоначально необходимо укрепить за счет общих средств ТС южную казахстанскую границу, которая является внешней для ТС и которая не позволяла бы свободно перемещать наркотики и оружие из Афганистана на территорию СНГ, а потом приглашать другие страны.

Что касается доктринальной разработки темы налоговой интеграции в ТС в отечественной литературе, то, на наш взгляд, она недостаточна.

Тема ТС разрабатывается в работе Сергея Сергеевича Жамкочьяна; в этой же работе рассматривается такое объединение, как Европейский союз. Интересна работа Владимира Васильевича Шубина.

В иностранной литературе тема интеграционных процессов и налогового взаимодействия раскрыта более широко. Из иностранных работ по интеграционным процессам интересна работа Regional integration and tax harmonization: issues and recent experiences. В ней авторы подчеркивают необходимость преодоления налоговых барьеров на пути интеграции. В источниках указаны несколько работ иностранных авторов по налоговой интеграции.

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:

- необходимость налоговой интеграции для успешного экономического сотрудничества в рамках ТС объективна;

- налоговая интеграция в ТС находится в активной стадии, об этом свидетельствует, в частности, недавнее принятие важных документов, регулирующих порядок и механизм взимания налогов;

- налоговая интеграция - процесс неоднозначный (об этом свидетельствует выгодность данного процесса для стран - участниц ТС, но убыточность для наших ближайших соседей и стратегических партнеров);

- налоговая интеграция - процесс неоконченный и, судя по всему, длительный;

- для успешного завершения налоговой интеграции необходимо активное участие всех государств - участников ТС;

- тема налоговой интеграции в ТС важна не только для исследователей этой проблемы, но и для предпринимателей, а также граждан государств - участников ТС, поскольку она затрагивает их интересы;

- поскольку налоговая интеграция необходима, очень важно разрабатывать эту тему на доктринальном уровне более тщательно и глубоко, нежели это происходит на данный момент;

- налоговая интеграция - одно из первейших условий вступления в ТС новых государств, а значит, и укрепления его позиций на международной арене.

Январь 2013 г.