Интеллектуальная собственность: перемещение в Таможенном союзе

 

Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики и роста международной торговли. Через таможенную границу Таможенного союза перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность.

Международная торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, регулируется в первую очередь нормами международного права. Конвенцией от 14 июля 1967 г. учреждена Всемирная организация интеллектуальной собственности (Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 N 3104-VII с заявлением: "Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что Конвенция, учреждающая, Всемирную организацию интеллектуальной собственности, регулирует вопросы, регулирует вопросы, затрагивающие интересы всех стран, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств в соответствии с принципом их суверенного равенства") (ВОИС), которая с 1974 г. является специализированным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Одной из целей ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией.

В России отношения, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности, регулируются частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), Федеральный закон РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) одной из задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза, а также контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. Поэтому при пересечении товарами таможенной границы ТС особое значение приобретают два аспекта: включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров, а также соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности.

 

Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров

 

Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками ВЭД. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Уплата платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в отношении импортируемых товаров в большинстве случаев регулируется лицензионным договором либо договором о коммерческой концессии. Данные договоры могут включать в себя различные условия, различный порядок расчета платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, соответственно, решение таможенного органа о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость только потому, что такие платежи перечисляются, зачастую бывает необоснованным и не соответствует законодательству и условиям конкретной сделки. Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно, до настоящего времени Высший Арбитражный Суд РФ не высказался по спорным вопросам включения в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
Вопрос о включении в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности требует основательной проработки. Платеж за использование объектов интеллектуальной собственности условно можно разделить на две категории: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированный) платеж. В зависимости от экономической природы данных терминов производится расчет лицензионных платежей, включаемых в таможенную стоимость товара. Для того чтобы избежать лишних расходов по уплате таможенных платежей, необходимо в лицензионном соглашении четко определить порядок уплаты платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, представить для таможенных целей бухгалтерскую документацию, в которой должны быть расписаны порядок и сроки уплаты лицензионных платежей. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет твердую, заранее оговоренную сумму, уплачиваемую с определенной периодичностью, либо составляет определенный процент от известной величины, например стоимости товара, указанной во внешнеторговом договоре. Более сложной является ситуация, когда лицензионные платежи рассчитываются исходя из величин, которые неизвестны на момент таможенного оформления, например в зависимости от величины выручки, которую покупатель получит при последующей продаже указанных товаров. В последнем случае п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей. Однако указанная возможность остается до настоящего времени нереализованной ввиду отсутствия соответствующего решения Комиссии Таможенного союза.
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" разъясняет порядок заполнения граф декларации таможенной стоимости (ДТС-1). В случае если лицензионные платежи относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности не приводится распределение платежей за такое использование между отдельными наименованиями товаров (например, паушальный платеж), распределение суммарной величины платежей за использование объектов интеллектуальной собственности между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров. По желанию декларанта суммарная величина таких платежей может быть включена в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения. Кроме того, по желанию декларанта суммарная величина платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи.
В случае несоблюдения установленных соглашением правил определения таможенной стоимости, если лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не включены в таможенную стоимость, ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

 

Соблюдение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности

 

Использование технологий интеллектуальной собственности без надлежащих прав получило значительное распространение как среди развивающихся, так и среди развитых стран. Поэтому помимо контроля таможенной стоимости в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 12 Закона таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности. В силу особой специфики товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Закон относит товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, к особой категории товаров.
Таможенное законодательство Таможенного союза выделяет два вида реестров объектов интеллектуальной собственности - единый для ТС таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Комиссией Таможенного союза, и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами государства - члена Таможенного союза. 21 мая 2010 г. правительствами государств - членов Таможенного союза подписано Соглашение "О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза". Таможенный реестр в Российской Федерации ведется в соответствии с Законом, а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным Приказом ФТС России от 13.08.2009 N 1488.
Главой 42 Закона определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров. Любые товары, даже не включенные в реестры, являются объектами контроля со стороны таможенных органов.
Правом приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенных в реестр, наделяет таможенные органы РФ ст. 308 Закона. Согласно п. 2 данной статьи выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Данный срок может быть продлен в случае, если правообладатель в течение этого срока подал в ФТС России заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.
В случае приостановления выпуска товаров затрагиваются права и интересы как правообладателя, так и декларанта. Особую важность приобретает защита прав декларанта, которому в случае, если не будет установлено нарушение прав правообладателя, причиняется имущественный вред (ущерб). Согласно п. 5 ст. 331 ТК ТС ответственность за такой ущерб несет правообладатель в соответствии с гражданским законодательством (Статья 15 ГК РФ). За счет каких средств правообладатель сможет компенсировать ущерб? Пунктом 3 ст. 307 Закона установлено, что условием включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности является обеспечение исполнения обязательств способами, предусмотренными гражданским законодательством (например, залог, поручительство, банковская гарантия (Глава 23 ГК РФ)), либо страхование ответственности на сумму не менее 300 000 руб.

Следует отметить, что ст. 14.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Вместе с тем указанная статья не применяется в случае так называемого параллельного импорта, то есть ввоза товара без разрешения правообладателя, но не являющегося контрафактным.
Меры, принимаемые таможенными органами Таможенного союза, соответствуют нормам и правилам ВТО, в рамках которой заключено Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.). Статьи 51 - 60 указанного Соглашения предусматривают возможность приостановления выпуска товаров таможенными органами, в том числе предусматривают внесение правообладателем залога или равноценной гарантии в целях недопущения возможности злоупотребления правами. В целом главной доминирующей идеей Соглашения ТРИПС является требование о том, что все участники Соглашения должны предоставлять в отношении охраны интеллектуальной собственности остальным его участникам режим не менее благоприятный, чем они предоставляют своим гражданам и хозяйствующим субъектам. Следует отметить, что среди приоритетных направлений ВЭД выделяется эффективная защита прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских правообладателей за рубежом (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, импортерам необходимо уделять особое внимание вопросам расчета лицензионных платежей, а также учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Согласие правообладателя на ввоз таких товаров позволит избежать проблем при совершении таможенных операций, а в целях оптимизации расходов по ввозу товаров необходимо предъявить в таможенный орган детальный расчет осуществляемых платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.