Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции

 

Комментарий к статье 12 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации": Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции

1. Комментируемой статьей закрепляется право иностранного инвестора на вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации, первоначально ввезенных в Россию в качестве иностранных инвестиций.
Отправной основной для получения такой гарантии является ввоз в Российскую Федерацию имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции. Соответственно, для того, чтобы беспрепятственно вывезти с территории России имущество и информацию, иностранному инвестору необходимо доказать факт ввоза их в Российскую Федерацию.

Правила ввоза имущества и информации в Россию определяются ТК ТС, являющимся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17.

При этом требования ТК ТС распространяются на иностранных лиц, не являющихся лицами государств - членов Таможенного союза.

Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Товары перемещаются через таможенную границу в пунктах пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза.
При этом перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо, ввозившее товар на таможенную территорию, обязаны уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию путем представления документов и сведений в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Так, в соответствии со статьей 159 ТК ТС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) документы:

- документы на транспортное средство международной перевозки;

- транспортные (перевозочные) документы;

- документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

2) сведения:

- о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

- наименование и адрес перевозчика товаров;

- наименование страны отправления и страны назначения товаров;

- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков;

- вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

- о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;

- о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Основной обязанностью перевозчика при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза является уплата ввозных таможенных пошлин, которая возникает в момент пересечения товарами таможенной границы.

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, определяемых следующим образом:

1) сумма их соответствует суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) исчисляются исходя из:

- ставок таможенных пошлин, налогов;

- таможенной стоимости;

- их физической характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика);

- курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующего на день пересечения товарами таможенной границы или на день выявления факта недоставки товаров в место прибытия, утраты их в месте прибытия либо вывоза из места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза без размещения на временное хранение или помещения их под таможенную процедуру в месте прибытия.

Для убытия товаров с таможенной территории необходимо представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, и в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, за исключением товаров, которые после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

Обязанность по подаче таможенной декларации возлагается на перевозчика, но от его имени документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика.

При этом убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа, оформляемого путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

С момента оформления таможенной декларации и (или) документов товар помещается под таможенную процедуру, которая завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

ТК ТС выделяются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается сведениями, необходимыми для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза.

Наряду с подачей таможенной декларации и требуемых статьей 159 ТК ТС документов и сведений при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу также представляется декларация на товары.

В декларации на товары указывается следующее:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах, например:

- наименование;

- описание;

- классификационный код товаров по ТН ВЭД;

- наименование страны происхождения;

6) сведения об исчислении таможенных платежей;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Например, к таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и путем внесения (проставления) соответствующих отметок на таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.

Соблюдение иностранным инвестором при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза имущества и информации всех установленных ТК ТС правил и процедур, а именно: перемещение товаров через таможенную границу в установленных местах или в установленное время работы таможенных органов в этих местах; отсутствие сокрытия товаров от таможенного контроля, декларирование товара и достоверное декларирование его; использование документов, содержащих только достоверные сведения о товарах; отсутствие поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации - позволит исключить незаконное перемещение товаров через таможенную границу и соответственно проблемы с дальнейшим беспрепятственным вывозом такого имущества и информации за пределы России.

2. Объектами предоставления гарантии в рамках комментируемой статьи являются имущество и информация в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

Имуществом являются недвижимость (земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты), движимое имущество, включая деньги и ценные бумаги, и имущественные права (статья 120 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; обладателем информации является лицо, самостоятельно ее создавшее либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к ней.

Выделяют документированную информацию и электронный документ.

Под документированной информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Электронным документом является документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Классификации информации:

1) в зависимости от категории доступа к ней:

- общедоступная информация;

- информация ограниченного доступа, т.е. доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) в зависимости от порядка ее предоставления или распространения:

- информация, свободно распространяемая;

- информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

- информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

- информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Обладателем информации может быть физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Обладатель информации имеет право:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

При этом, помимо прав обладателя информации, закрепляются и его обязанности, а именно:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Право собственности (права владения, пользования и распоряжения) на материальные носители, содержащие документированную информацию, определяется следующим образом: собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ему информации любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать информацию в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ).

Исходя из комментируемой статьи, имущество и информация как объекты гарантии должны ввозиться на территорию России в качестве иностранной инвестиции, то есть вкладываться в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Конкретные способы иностранного инвестирования описаны в комментарии к статье 6 комментируемого Закона.

3. Беспрепятственный вывоз иностранным инвестором имущества и информации за пределы Российской Федерации связан с исключением квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии с ТК ТС к вывозу товаров с таможенной территории Таможенного союза относится совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Мерами нетарифного регулирования является комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Например, решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень товаров).

Положением к разделам 2.9 и 2.10 Единого перечня товаров определяется порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в разделе 2.10 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, экспорт которых из государств - участников Таможенного союза осуществляется без лицензий.

Также можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран", ратифицированное Федеральным законом от 22.12.2008 N 255-ФЗ.

В указанном Соглашении под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами. Участниками такой внешнеторговой деятельности являются юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, зарегистрированные в одном из государств - сторон Соглашения и созданные в соответствии с законодательством этого государства, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств - сторон, являющиеся гражданами этого государства или имеющие право постоянного проживания в нем либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством этого государства.

Меры нетарифного регулирования определяются следующим образом - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

Количественные ограничения экспорта и (или) импорта - меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые могут быть введены путем установления квот.

К ним, например, относятся:

1) запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:

- сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;

- сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;

- снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Лицензирование - комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений; в сфере внешней торговли товарами лицензирование проводится в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение международных обязательств.

В таких случаях основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров является лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом исполнительной власти, отсутствие которой является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией Таможенного союза, учрежденной Договором о Комиссии Таможенного союза от 06.10.2007.

Октябрь 2012 г.