Таможенный тариф

 

Комментарий к статье 2 Закона РФ "О таможенном тарифе": Таможенный тариф

 

В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение таможенного тарифа как формы систематизации ставок таможенных пошлин в зависимости от конкретного вида товара, перемещаемого через таможенную границу. Таможенный тариф представляет собой систематизированную роспись всех товаров, на которые установлены ввозные и вывозные таможенные пошлины, с указанием размера обложения - ставки таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами - товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Слово "тариф" берет свое происхождение от названия небольшого города Тарифы, расположенного близ Гибралтарского пролива. Во время своего владычества над проливом арабы взимали в Тарифе сбор со всех судов, проходивших через пролив. Величина такого сбора рассчитывалась по особой таблице в соответствии с качеством и количеством груза. Впоследствии, как отмечается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово "тариф" вошло во всеобщее употребление.

Еще в начале ХХ века в ряде стран существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Так, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, а в Египте - 8% и т.д. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин ставятся в зависимость от вида товара, его позиции в товарной номенклатуре, используемой в таможенных целях.

Благодаря возможности дифференцировать ставки таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара, таможенный тариф стал использоваться и как эффективный инструмент внешнеторговой политики. Появляются простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) тарифы.

Простой таможенный тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку таможенной пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного таможенного тарифа, то в нем для каждого товара в зависимости от различных торгово-политических режимов устанавливаются две или более ставок таможенных пошлин. Простой таможенный тариф иначе называют одноколонным, а сложный - многоколонным.

Поскольку простые таможенные тарифы не обеспечивают должной маневренности на торговых переговорах, в современных условиях они практически повсеместно уступили место сложным таможенным тарифам.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

б) преференциальные - эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок;

в) максимальные - по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима. Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок (базовые, преференциальные или максимальные) могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в правовом акте, устанавливающем правила применения таможенного тарифа и (или) в пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка таможенной пошлины изменяется в установленное количество раз.

По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.

Автономные тарифы содержат ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом (парламентом или правительством) данной страны. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами - внешнеторговыми партнерами. Автономно-конвенционные тарифы наряду с автономными ставками содержат также и конвенционные (договорные) ставки. Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые указаны в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной таможенной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения определяется сроком действия соответствующего международного договора (соглашения).

Между уровнем экономического развития страны и ставками ввозных пошлин в таможенном тарифе существует определенная закономерность. Обычно, чем выше экономический уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин, так как по общему правилу страна, имеющая конкурентоспособную промышленность, не нуждается в дополнительной ее защите с помощью таможенного обложения.

Пункт 2 комментируемой статьи посвящен товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, являющейся структурным элементом таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в Таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

Группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово-политическая задача. Долгое время в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных целях. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т.д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов.

До начала XIX века ассортимент товаров международной торговли был относительно узок, поэтому проблема группировки описаний товаров в таможенных целях отсутствовала.

С развитием внешней торговли и внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества (ныне эта международная организация называется Всемирной таможенной организацией) была разработана Брюссельская товарная номенклатура - Конвенция о Номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах (Брюссель, 15 декабря 1950 года). В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372). Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года.

Процедура определения места товара в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т.е. его товарной позиции, зависит величина ставки таможенной пошлины, а следовательно, уровень таможенного обложения товара. Во-вторых, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных: лицензирования, квотирования, исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер. В-третьих, товарная номенклатура - основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики и внешнеторговой политики. Перечисленные функции товарной номенклатуры закреплены в п. 2 ст. 39 Таможенного кодекса РФ, а также в п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

Законодательство, в соответствии с комментируемым пунктом 2 статьи 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" и п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса РФ закрепив за Правительством РФ полномочия по определению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров в таможенных целях.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) - международной многоцелевой классификационной системы, используемой для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.

Другой международно-правовой основой ТН ВЭД России является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств.

Как это закреплено в ст. 1 Соглашения, ТН ВЭД СНГ применяется в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствования ведения статистического учета и обмена статистической информацией.

С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ, которое было подготовлено Государственным таможенным комитетом РФ на основании ст. 2 Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., в связи с вступлением в силу с 1 января 1996 г. новой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров - международной основы ТН ВЭД СНГ. Второе издание ТН ВЭД СНГ было утверждено Советом руководителей таможенных служб Содружества.

С 1 апреля 2000 года длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, предпринятая в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. Таким образом, первые восемь знаков ТН ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского Союза. 9-й знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, 10-й знак ТН ВЭД России - нововведение Таможенного тарифа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148. Суть его состоит в том, что теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Итак, ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России:

1) собственно номенклатурную часть;

2) примечания к разделам и группам;

3) основные правила интерпретации ТН ВЭД.

Кроме того, могут быть использованы и другие источники: сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения и т.д. В письме ГТК России от 17 октября 2000 года N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ" таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты и другие заинтересованные лица были проинформированы о выпуске нескольких томов Пояснений к ТН ВЭД СНГ - одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение товарной номенклатуры.

Составной частью в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара).

Особое значение в практике таможенно-тарифного регулирования имеет классификация товаров, то есть определение в отношении товара его классификационного кода (классификационных кодов) по ТН ВЭД (ст. 40 Таможенного кодекса РФ). Иными словами, классификация товаров - это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД и соответствующим им цифровым кодам.

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), принимает решения о классификации отдельных видов товаров и обеспечивает опубликование указанных решений (как правило, в виде писем "О классификации товара", "Разъяснения по классификации отдельных товаров" и т.п.).

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (п. 5 ст. 40 Таможенного кодекса РФ). Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 Таможенного кодекса.

ФТС России и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица могут принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара.

Форма и порядок принятия предварительного решения о классификации товаров определены Приказом ГТК России от 22 августа 2003 года N 920.

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию.

Получение предварительного решения о классификации товаров служит упрощению таможенного оформления (заинтересованное лицо может заранее уточнить у таможенного органа классификацию товара по предстоящей сделке), а также ускорению таможенного оформления (получив заранее информацию о необходимых документах и проверив документы на их соответствие - все это значительно ускоряет процесс таможенного оформления).

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено (ст. 43 Таможенного кодекса РФ).

В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается возможность применения таможенного тарифа в отношении как ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, так и вывоза товаров с этой территории. Иными словами, в нем закреплено существование в России импортного и экспортного таможенного тарифов, предполагающих взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Как известно, в зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и провозные (транзитные).

Транзитные пошлины в настоящее время практически нигде не применяются (за исключением небольшого числа развивающихся стран). Исторически они использовались в фискальных, а также в политических целях (как средство давления на соседние государства).

Важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании играют импортные пошлины, осуществляющие фискальную и регулятивную функции. Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Экспортные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины обычно применяют развивающиеся страны.

В п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 21 мая 1993 года N 5005-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 года. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. Они обеспечивали больше половины поступлений таможенных платежей. Принятым в конце 1995 года Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (...), в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 года было принято Постановление Правительства РФ N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет", в котором предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 года вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата (п. 1), а с 1 июля 1996 года предусматривалось производить экспорт нефти, включая газовый конденсат, также без взимания вывозной таможенной пошлины (п. 2). Во исполнение этого Постановления Правительства РФ был издан Приказ ГТК России от 30 апреля 1996 года N 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин", в котором подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 года экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

Вывозные таможенные пошлины были восстановлены Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 года N 17 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации". Как отмечалось в преамбуле упомянутого Постановления Правительства РФ, решение о возобновлении взимания вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров было принято в соответствии со статьей 3 Закона РФ "О таможенном тарифе", статьями 13 и 14 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основная цель обложения экспортными пошлинами - пополнить доходную часть федерального бюджета и сдержать вывоз сырья (в первую очередь нефти и нефтепродуктов).

В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, ставки пошлин на эти товары изменялись очень часто. В результате накопилось большое количество постановлений Правительства РФ, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. В настоящий момент ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе, систематизированы и содержатся в приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 г. N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин".