Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 19. Порядок проведения таможенных проверок

 

Оглавление

 

Таможенная проверка, согласно ст. 122 комментируемого Кодекса, представляет собой форму таможенного контроля, выраженную в проверке соблюдения лицами (п. 2 ст. 122 комментируемого Кодекса установлен перечень таких лиц) требований, установленных таможенным законодательством ТС и государств - членов ТС:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ТС и государств - членов ТС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение установленных таможенным законодательством ТС и (или) государств - членов ТС условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС и (или) государств - членов ТС.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру (иных сведений, имеющихся у таможенного органа), с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные ст. 110 комментируемого Кодекса.
Формы таможенной проверки - камеральная или выездная.
При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства - члена ТС.
Порядок проведения таможенной проверки определяется комментируемой главой.
Статьей 131 установлено, что камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов ТС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту его нахождения без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Статьей 132 установлено, что выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.
Порядок доступа должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки, права и обязанности должностных лиц таможенного органа, а также проверяемого лица при проведении таможенной проверки установлены комментируемой главой.
По запросу таможенных органов налоговые и иные государственные органы государств - членов ТС, а также банки и иные кредитные организации представляют необходимые документы и сведения с соблюдением требований законодательства государств - членов ТС о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческой тайной считается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданные расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Банковская тайна относится к информации, составляющей охраняемую законом тайну, поскольку в отношении банковской тайны установлен особый режим защиты, определенный ГК России и Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК России государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Порядок принятия решений по результатам, а также результаты таможенной проверки определяются законодательством государств - членов ТС.