Функции органов Таможенного союза, виды принимаемых ими решений и порядок их взаимодействия
Одной из целей, провозглашенных первыми международными договорами о Таможенном союзе, являлось определение международной правосубъектности Таможенного союза. В настоящее время Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации не является самостоятельной международной межправительственной организацией, а существует в рамках Евразийского экономического сообщества. Однако данное интеграционное объединение имеет все признаки указанного субъекта международного права: в рамках Таможенного союза сформирована обширная правовая база, установлены принципы и порядок его функционирования, он осуществляет самостоятельное и непосредственное сотрудничество как с государствами, так и с международными организациями и имеет четкую самостоятельную систему органов, наделенных установленными международными договорами полномочиями, а их должностные лица и сотрудники наделены статусом международных служащих.
В настоящее время институциональную основу Таможенного союза составляют следующие органы: Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза), Комиссия Таможенного союза и Суд Евразийского экономического сообщества. Также следует упомянуть четыре структуры, не входящие в систему органов Таможенного союза, но выполняющие ряд важных функций, обеспечивающих его функционирование, - Экспертный совет в рамках Таможенного союза, Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и Координационный совет по информационным технологиям.
Органы управления Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
1. Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза)
Межгосударственный совет ЕврАзЭС в рамках трех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - является высшим органом Таможенного союза (ВО ТС).
Правовую основу деятельности ВО ТС составляют следующие документы: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (в редакции Протокола от 6 октября 2007 г.); Положение о Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 3 (далее - Положение); Правила процедуры Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 4 (в редакции решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 10 октября 2008 г. N 378).
В соответствии с Положением ВО ТС осуществляет следующие функции: 1) определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза; 2) рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз; 3) определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза; 4) принимает решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.; 5) принимает решение об объединении таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию в соответствии со ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.; 6) утверждает состав Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия); 7) утверждает Председателя Комиссии; 8) утверждает правила процедуры Комиссии; 9) утверждает смету расходов Комиссии и заслушивает отчет о ее исполнении; 10) рассматривает вопросы, по которым при принятии Комиссией решений было заявлено несогласие одного из государств, формирующих Таможенный союз; 11) рассматривает по инициативе любого из государств, формирующих Таможенный союз, предложения о пересмотре принятых Комиссией решений; 12) рассматривает по инициативе Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не было набрано необходимого числа голосов; 13) представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для назначения судей в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам Таможенного союза; 14) обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду ЕврАзЭС по вопросам Таможенного союза.
В состав ВО ТС входят главы государств и главы правительств государств - членов Таможенного союза.
Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год, а на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Заседания ВО ТС носят, как правило, открытый характер.
Решения, запросы и рекомендации ВО ТС принимаются на основе консенсуса, причем каждое из государств, формирующих Таможенный союз, имеет один голос. Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) вступают в силу со дня его принятия, если в самом решении не предусмотрен иной порядок.
Депозитарием принимаемых ВО ТС документов и решений является Комиссия Таможенного союза.
2. Комиссия Таможенного союза
Комиссия Таможенного союза учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
В основу деятельности Комиссии государствами - членами Таможенного союза были заложены следующие принципы:
- добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов государств - членов Таможенного союза;
- обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов государств - членов Таможенного союза;
- экономическая обоснованность принимаемых решений;
- открытость, гласность и объективность.
Правовую основу деятельности Комиссии составляют следующие документы: Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.); Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 15 (в редакции решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. N 68).
В соответствии с указанным Договором Комиссия осуществляет следующие функции:
- исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза;
- осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;
- разрабатывает при участии правительств государств - членов Таможенного союза рекомендации для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;
- обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;
- оказывает содействие государствам - членам Таможенного союза в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;
- осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти государств - членов Таможенного союза;
- выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.
В настоящее время в соответствии со вступившими в силу международными договорами и решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) и Комиссии Таможенного союза Секретариат обеспечивает выполнение около 250 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в Таможенном союзе. В дополнение к этому формируемая договорно-правовая база Единого экономического пространства предусматривает наделение с 2012 г. Комиссии Таможенного союза новыми полномочиями и функциями по вопросам проведения гармонизированной антимонопольной политики, включая мониторинг доступа к услугам естественных монополий и соблюдения установленных принципов и правил регулирования их деятельности, контроля за предоставлением промышленных и сельскохозяйственных субсидий, применением общих правил проведения государственных закупок и др.
Таблица
ФУНКЦИИ КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫМИ |
I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА |
Исполнение решений, принятых высшим органом Таможенного союза. |
МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО |
1.1. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования. |
1.2. Обеспечение нетарифного регулирования. |
2. Применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. |
3. Обеспечение технического регулирования и санитарного, ветеринарного и |
3.1. Техническое регулирование. |
3.2. Применение санитарных мер. |
3.3. Применение ветеринарных мер. |
3.4. Применение фитосанитарных мер. |
4. Обеспечение исполнения таможенного законодательства на единой |
5. Ведение таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной |
6. Обеспечение таможенного регулирования в Таможенном союзе. |
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕЭП |
1. Обеспечение проведения согласованной макроэкономической политики. |
2. Обеспечение проведения антимонопольной, конкурентной политики. |
По решению Комиссии Таможенного союза для рассмотрения конкретного вопроса и разработки необходимых документов могут создаваться рабочие группы экспертов государств - членов Таможенного союза.
В Комиссию Таможенного союза входят по одному представителю от каждого государства - члена Таможенного союза, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Состав Комиссии утверждается высшим органом Таможенного союза. Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном высшим органом Таможенного союза.
Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.
В пределах своих полномочий Комиссия Таможенного союза принимает решения, имеющие обязательный характер для государств, формирующих Таможенный союз, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимо отметить, что в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) N 15 решения Комиссии, носящие обязательный характер в соответствии со ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному применению в государствах - членах Таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии Таможенного союза соответствующих полномочий.
В соответствии с Договором голоса между государствами - членами Таможенного союза в Комиссии Таможенного союза распределяются следующим образом:
- Республика Беларусь - 21,5;
- Республика Казахстан - 21,5;
- Российская Федерация - 57.
Решения по общему правилу принимаются большинством в 2/3 голосов.
Принятые Комиссией решения и приложения к ним размещаются на официальном интернет-сайте Комиссии в течение двух рабочих дней с момента принятия решений. Дата размещения решения Комиссии на официальном интернет-сайте Комиссии является датой его официального опубликования. Решения Комиссии, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении 30 календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения.
Официальными источниками опубликования актов органов Таможенного союза являются упомянутый выше интернет-сайт, а также печатное издание "Вестник Таможенного союза".
Рабочим языком Комиссии является русский язык, а страной пребывания - Российская Федерация. 21 октября 2009 г. между Комиссией Таможенного союза и Правительством Российской Федерации было заключено Соглашение об условиях пребывания Комиссии на территории Российской Федерации, где были закреплены ее международные привилегии и иммунитеты.
Для обеспечения выполнения функций Комиссии на основании международного договора был создан Секретариат Комиссии Таможенного союза.
Основными задачами деятельности Секретариата являются организация работы высшего органа Таможенного союза и Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.
В соответствии с Соглашением о Секретариате Комиссии Таможенного союза от 12 декабря 2008 г. он осуществляет следующие функции:
а) подготовка материалов, проектов решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза, в том числе по заключению и изменению международных договоров, для рассмотрения высшим органом Таможенного союза и Комиссией;
б) мониторинг соблюдения государствами положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, исполнения решений, принятых высшим органом Таможенного союза и Комиссией;
в) мониторинг и анализ законодательства каждого из государств в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности;
г) подготовка проектов международных договоров и иных документов, необходимых для формирования Таможенного союза и создания единой таможенной территории;
д) взаимодействие с органами государственной власти;
е) разработка проекта сметы расходов Комиссии и ее исполнение, подготовка проектов отчетов о ее исполнении;
ж) обеспечение выполнения Комиссией функций депозитария международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза;
з) иные функции, определенные высшим органом Таможенного союза или Комиссией и направленные на организацию их работы и информационно-техническое обеспечение.
Как уже было сказано, помимо органов Таможенного союза в его рамках также существуют и иные структуры, наделенные важными полномочиями. При Комиссии созданы Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и Координационный совет по информационным технологиям.
В настоящее время ведется работа по созданию при Комиссии Консультативно-экспертного совета Таможенного союза в целях содействия налаживанию и развитию взаимодействия органов Таможенного союза с деловым и научным сообществами государств - членов Таможенного союза.
Консультативно-экспертный совет создается с целью выполнения следующих задач:
- оценка регулирующего воздействия международных договоров и иных нормативных правовых актов Таможенного союза на деловое сообщество;
- взаимодействие с органами Таможенного союза в целях совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза;
- подготовка научно-экономических прогнозов в целях совершенствования интеграционных процессов.
Комитет по вопросам регулирования внешней торговли
Комитет по вопросам регулирования внешней торговли (далее - Комитет) создан при Комиссии Таможенного союза. Комитет действует на основании Положения о комитете по вопросам регулирования внешней торговли, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 157, и в своей деятельности руководствуется международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями высшего органа Таможенного союза и Комиссии, а также в соответствии с Правилами процедуры Комиссии.
Основной задачей Комитета является предварительное рассмотрение предложений и согласование позиций государств - членов Таможенного союза по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами с государствами, не входящими в Таможенный союз.
По итогам рассмотрения предложений по вопросам регулирования внешней торговли товарами Комитет готовит соответствующие рекомендации для Комиссии, которые оформляются протоколами. Рекомендации принимаются членами Комитета консенсусом. В случае если рекомендации не приняты, особое мнение членов Комитета прилагается в письменном виде к протоколу Комитета. Члены Комитета могут рекомендовать снять вопрос с рассмотрения Комиссии, если, по их мнению, данный вопрос требует дополнительной проработки в государствах - членах Таможенного союза, а также сформировать временную рабочую группу из экспертов государств - членов Таможенного союза для выработки согласованной позиции.
В состав Комитета входят по два представителя органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Общее руководство работой Комитета осуществляет Председатель Комитета, назначаемый Комиссией из состава Комитета.
Председательство в Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством - членом Таможенного союза в течение одного года.
Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет) создан при Комиссии Таможенного союза. Комитет является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Основными задачами Комитета являются:
1) обеспечение согласованных действий соответствующих органов государств - членов Таможенного союза, а также рассмотрение вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
2) рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;
3) рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах Таможенного союза, повлекших или связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
4) организация подготовки аналитических материалов и предложений в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;
5) подготовка соответствующих рекомендаций и проектов решений по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, а также применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения;
6) рассмотрение неурегулированных разногласий между уполномоченными органами сторон по проектам технических регламентов и иных актов в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза.
В состав Комитета входят три представителя от каждого государства - члена Таможенного союза, к компетенции которых относятся вопросы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Председательство в Комитете осуществляется представителями государств - членов Таможенного союза поочередно на основе принципа ротации на срок не более одного года.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, ежегодно утверждаемым Комиссией Таможенного союза.
Как правило, заседания Комитета проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания.
Решения Комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета и оформляются протоколом заседания, который подписывают все члены Комитета, присутствующие на заседании.
При наличии особого мнения члена Комитета оно прилагается в письменном виде к протоколу. К протоколу также могут прилагаться проекты решений Комиссии Таможенного союза, справочные материалы и соответствующие обоснования.
Координационный совет по информационным технологиям
Координационный совет по информационным технологиям (далее - Координационный совет) создан при Комиссии Таможенного союза.
Координационный совет действует на основании Положения о Координационном совете по информационным технологиям, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 495, и руководствуется в своей деятельности Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 г. и Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 г.
Основными задачами Координационного совета являются:
- координация работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов государств - членов Таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза;
- выработка состава компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на основе межгосударственных стандартов государств - членов Содружества Независимых Государств, международных стандартов и рекомендаций;
- внесение предложений и рекомендаций в Комиссию о приоритетах информационной политики Таможенного союза;
- подготовка рекомендаций для гармонизации законодательства государств - членов Таможенного союза при использовании электронных документов во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, а также для унификации интерфейсов информационного взаимодействия между учетными системами;
- координация разработки и апробирования типовых информационно-технологических решений и программно-аппаратных комплексов в рамках общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде;
- координация разработки правил документирования информации в электронном виде, единой политики безопасности и регламентов работы отдельных компонентов и служб общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, а также рекомендаций по их применению для субъектов электронного взаимодействия;
- выработка решений по обеспечению информационной безопасности учетных систем и общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.
Состав Координационного совета формируется по представлению сторон по согласованию с уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и утверждается решением Комиссии. В состав Координационного совета входят представители на уровне заместителей руководителей от ведомств государств - членов Таможенного союза.
От Секретариата Комиссии Таможенного союза в состав Совета входят сотрудники Секретариата по представлению Ответственного секретаря Комиссии.
Общее руководство работой Совета осуществляет председатель Совета. Председательство в Совете и исполнение его обязанностей осуществляется государствами - членами Таможенного союза поочередно на основе принципа ротации на срок не более одного года в порядке, определяемом регламентом Совета, утверждаемым Комиссией.
Заседания Совета проводятся в Секретариате Комиссии согласно регламенту работы Совета, утвержденному Комиссией. По решению Совета заседания могут проводиться в любом из городов государств - членов Таможенного союза. В этом случае принимающее государство обеспечивает все необходимые условия для организации и проведения заседаний Совета.
По решению председателя Совета заседания могут проводиться в интерактивном режиме, например в формате видеоконференции.
Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют хотя бы по два члена Совета от каждого государства - члена Таможенного союза.
По рассматриваемым вопросам Совет принимает решения в форме рекомендаций и предложений Комиссии, которые оформляются протоколами в порядке и по форме, которые определяются регламентом Совета. Рекомендации и предложения принимаются членами Совета консенсусом.
Совет вправе рекомендовать Комиссии снять с рассмотрения Комиссии вопрос по использованию информационных технологий на таможенной территории Таможенного союза, если данный вопрос требует дополнительной проработки уполномоченными ведомствами государства - члена Таможенного союза.
3. Суд Евразийского экономического сообщества
Компетенция Суда Евразийского экономического сообщества, правовой статус которого определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502, была расширена в связи с формированием Таможенного союза и внесением вследствие этого изменений в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС (Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).
Основной задачей Суда является обеспечение единообразного применения государствами - членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами - членами Таможенного союза по вопросам реализации решений органов и положений договоров Таможенного союза, дает по ним разъяснения, а также заключения.
После объединения таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, Суд осуществляет следующие полномочия:
1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;
2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;
3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами;
4) разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.
К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенного союза.
Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов:
1) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений;
2) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза.
Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд формируется из представителей государств - членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет.
В настоящий момент функции Суда временно осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие полномочия были возложены на него на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом "О выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества" от 3 марта 2004 г.
Необходимо отметить наличие квазисудебного органа в системе органов Таможенного союза, которым является Экспертный совет в рамках Таможенного союза.
Экспертный совет в рамках Таможенного союза
Экспертный совет в рамках Таможенного союза создан при высшем органе Таможенного союза. Правовой статус Экспертного совета определен в Положении об Экспертном совете в рамках Таможенного союза, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 16 (далее - Положение).
В состав Экспертного совета каждое из государств - членов Таможенного союза направляет сроком на три года не менее пяти представителей из числа своих граждан, обладающих необходимыми специальными знаниями и опытом в области права, международной торговли, в других областях, имеющих отношение к разрешению споров.
Экспертный совет уполномочен рассматривать заявления хозяйствующих субъектов государств - членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.
В соответствии с Положением любой хозяйствующий субъект государства - члена Таможенного союза может представить в Экспертный совет заявление о несоответствии решения Комиссии международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза. В заявлении указываются те решения Комиссии, которые, по его мнению, являются нарушением международных договоров или решений органов Таможенного союза, и отмечаются положения, которые, по его мнению, имеют отношение к этому вопросу.
Заявление представляется хозяйствующим субъектом в секретариат Экспертного совета (Секретариат Комиссии Таможенного союза).
Действия, связанные с подачей заявления, хозяйствующий субъект может совершать лично или через своего представителя.
Для рассмотрения заявления в каждом конкретном случае секретариатом Экспертного совета в десятидневный срок с даты принятия заявления к рассмотрению, по согласованию с правительствами государств - членов Таможенного союза, формируется состав Согласительной комиссии, в который включаются по три эксперта от каждого государства - члена Таможенного союза из числа членов Экспертного совета.
Рассмотрение заявления на заседании Согласительной комиссии осуществляется не позднее двух месяцев с даты принятия заявления к рассмотрению.
По результатам рассмотрения Согласительная комиссия выносит заключение о соответствии или несоответствии решения Комиссии договорно-правовой базе Таможенного союза, которое включает:
- изложение обстоятельств заявления;
- мотивировочную часть в отношении каждого из поставленных в заявлении вопросов;
- рекомендации о пересмотре Комиссией решения, в случае если оно признано не соответствующим договорно-правовой базе Таможенного союза.
Согласительная комиссия не выносит рекомендаций относительно возмещения ущерба.
Заключение Согласительной комиссии подписывается всеми экспертами, входящими в ее состав, и направляется хозяйствующему субъекту и в Комиссию в течение трех дней с даты проведения заседания, на котором оно принято.
В случае наличия особого мнения экспертов оно должно быть отражено в заключении.
Комиссия рассматривает заключение Согласительной комиссии на очередном заседании.
О поступивших заключениях Согласительной комиссии и результатах их рассмотрения Комиссия информирует высший орган Таможенного союза на уровне глав правительств.