Полномочия таможенных органов в уголовном судопроизводстве

 

С 8 декабря 2011 г. вступили в силу и действуют новеллы, внесенные в УПК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ (О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ). Данный Закон кардинально изменил полномочия таможенных органов в сфере осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности.

Исключив п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 1 марта 2012 г.)), законодатель лишил таможенные органы полномочий по осуществлению дознания, но сохранил за ними статус органа дознания, наделив правом осуществлять неотложные следственные действия по определенной категории преступлений.
Уголовно-процессуальный закон буквально не называет таможенные органы органами дознания, но это вытекает из анализа следующих правовых предписаний: законодатель к органам дознания, в частности, относит органы исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), в числе которых перечислены и таможенные органы Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД).

Таможенные органы причисляются к органам дознания не только российским законодательством, но и на межгосударственном уровне. Так, в силу ч. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза стран ЕврАзЭС таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях (Таможенный кодекс Таможенного союза: прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17 (в ред. от 16 апр. 2010 г.)).

Отнесение таможенных органов к органам дознания является неслучайным, т.к. на протяжении всей истории становления Российского государства защита его экономических интересов от преступных посягательств была приоритетным направлением в деятельности таможенных органов, которые имеют свою богатую историю и давние традиции в расследовании таможенных преступлений.
Однако в настоящее время таможенные органы, являясь органами дознания, не наделены полномочиями осуществления предварительного расследования в форме дознания. Необходимость в столь радикальных изменениях уголовно-процессуального законодательства, в частности, обусловлена спецификой и сложностью преступлений, ранее отнесенных законом к ведению таможенных органов. Для расследования таких дел требуется длительное время. Это вызвано, кроме всего прочего, назначением и производством сложнейших документальных ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребованием таможенных и банковских документов из-за рубежа, направлением международных следственных поручений. Именно поэтому, а также в целях обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, была изменена форма предварительного расследования по таким делам с дознания на предварительное следствие (ст. 151 УПК РФ).

Сегодня при наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 189 (Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), 190 (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), 193 (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей), 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) УК РФ, таможенные органы вправе возбудить уголовное дело и в течение 10 суток произвести неотложные следственные действия (ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Произведя неотложные следственные действия, таможенный орган направляет уголовное дело руководителю следственного органа, соблюдая правила о подследственности (п. 3 ст. 149, ч. 2 ст. 157 УПК РФ). После чего таможенный орган может производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, за исключением случаев, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено. В таких случаях таможенный орган обязан предпринять все возможные розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Итак, отечественный уголовно-процессуальный закон дозволяет таможенному органу, возбудившему уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, то есть следственные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также документов, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Давая понятие неотложным следственным действиям, действующий закон не содержит их четкого перечня, в отличие от УПК РСФСР, который к неотложным следственным действиям относил осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР).

На современном этапе развития уголовного судопроизводства в качестве неотложного может быть признано практически любое следственное действие, предусмотренное УПК РФ, безотлагательность совершения которого очевидна. Необходимость производства того или иного следственного действия в качестве неотложного зависит от особенностей совершенного преступления, специфики сложившейся ситуации и тактической целесообразности его производства.

Сущность производства неотложных следственных действий заключается в вынужденной кратковременной передаче полномочий следователя органу дознания, в нашем случае - таможенному органу, по возбуждению уголовного дела и производству первоначальных следственных действий, направленных на поиск и закрепление доказательств по горячим следам совершенного преступления, предварительное следствие по которому обязательно, чтобы не допустить их утрату.

Как правило, в качестве неотложных таможенные органы совершают действия по установлению лиц, совершивших преступление, проводят осмотр места совершения преступления, принимают меры по задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, или его розыск, избирают меры пресечения, назначают различного рода экспертизы, проводят допросы свидетелей, а также предотвращают готовящиеся и пресекают совершаемые преступные деяния. Исходя из специфики первоначального этапа расследования, как верно отмечает Е.В. Сопнева, в перечень неотложных следственных действий следует включить: осмотр, допрос подозреваемого, допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос специалиста; освидетельствование; обыск; выемку; назначение и производство судебной экспертизы. Все последующие следственные действия направлены на проверку и уточнение первичной информации.

Так, дознавателями отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни в период с 11 января по 22 марта 2012 г. было возбуждено всего шесть уголовных дел. Все о совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. В ходе осуществления по ним процессуальной деятельности в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, дознавателями указанного органа в качестве неотложных были проведены: допрос подозреваемого, его личный обыск, обыск помещений, выемка документов, а также назначены разного рода экспертизы (Результаты изучения и обобщения процессуальной деятельности отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни, проведенных в марте 2012 г.).

В заключение следует отметить, что специфика и высокая латентность таможенных преступлений требуют от государства принятия действенных мер, направленных на создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таможенных органов в сфере уголовно-процессуальных отношений. Прежде всего необходимо привести к единому знаменателю национальное российское законодательство, определяющее функции таможенных органов. В частности, внести изменения в п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. от 6 дек. 2011 г.)), исключив из его текста предписание осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам как несоответствующее действительности.

Январь 2013 г.