Порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

 

Для того чтобы правила соблюдались на практике, недостаточно их установить. Необходимо предусмотреть механизм реализации этих правил, иначе они будут существовать только на бумаге. Что, собственно, и произошло с одним из пунктов Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, установленных Протоколом об обмене информацией (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009). Такой вывод следует из Письма ФНС России от 13.10.2010 N АС-37-2/13179@.

 

Правила заполнения заявления

 

Напомним, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление) по форме, установленной в Приложении 1 к Протоколу об обмене информацией, определен Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Правила), установленными в Приложении 2 к тому же документу.

Заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

Один экземпляр заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения НДС или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства - члена ТС ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов). Два экземпляра заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком одного государства налогоплательщику другого государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС 0%.

Заявление состоит из трех разделов и Приложения. Разделы 1 и 3 заявления и Приложение заполняет налогоплательщик, разд. 2 - налоговый орган.

Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров на территорию РФ с территории другого государства - члена ТС в разд. 1 заявления налогоплательщиком заполняется таблица, состоящая из двадцати граф.

В частности, п. 3 Правил предусмотрено, что в данной таблице в графе 2 указывается наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. При этом допускается при необходимости вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров в одной строке заявления (например, "мебель" вместо "столы письменные", "кровати", "кресла") и отражение по соответствующим графам этой строки заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду. При этом в графах 9 и 10 указываются реквизиты транспортных (товаросопроводительных) документов.

Таким образом, при заполнении таблицы для каждого товара, отражаемого в графе 2 заявления, представляется целесообразным указывать в графах 9 и 10 транспортные (товаросопроводительные) документы без ограничений по количеству.

 

Что на деле?

 

В соответствии с положениями ст. 2 Протокола об обмене информацией налоговые органы государств - членов ТС (далее - налоговые органы) обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов ТС, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов. Обмен информацией осуществляется между налоговыми органами ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Но в электронных заявлениях, в отличие от заявлений на бумажных носителях, в графах 9 и 10 таблицы разд. 1 можно указывать только один транспортный (товаросопроводительный) документ. Иными словами, продекларированный п. 3 Правил способ заполнения заявления (предусматривающий объединение наименований товаров общего вида под одним наименованием, например "мебель" вместо "столы", "стулья" и т.п., и указание этого объединенного наименования товаров в графе 2 таблицы разд. 1 заявления) в настоящее время невозможно применить на практике.

Примечание. Если представленные в заявлениях сведения о перемещении товаров и уплате НДС не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов ТС обмена информацией, налоговый орган взыскивает налог и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства - члена ТС.

К чему это может привести? Во-первых, сведения, заявленные на бумажном носителе, будут отличаться от сведений, полученных налоговым органом в рамках установленного информационного обмена. Во-вторых, такие документы не будут (!) являться основанием для подтверждения правомерного применения нулевой ставки по НДС.

В этой связи ФНС в Письме от 13.10.2010 N АС-37-2/13179@ сообщила: ввиду того что Протокол об обмене информацией согласован правительствами государств - членов ТС, не имеется возможности в одностороннем порядке изменить условия требования к составу и структуре информации или иным образом не обеспечить их исполнение. Поэтому данная служба обратилась в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Налоговый комитет Республики Казахстан с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в требования к составу и структуре информации в части возможности указания для каждого товара неограниченного количества транспортных (товаросопроводительных) документов.

 

 

Как быть?

 

По разъяснениям ФНС, в сложившейся ситуации (до внесения соответствующих изменений) налогоплательщикам следует заполнять заявления таким образом, чтобы в таблице разд. 1 заявления в отношении одного товара отражался один транспортный (товаросопроводительный) документ. То есть объединять наименования товаров общего вида под одним наименованием пока нельзя. В противном случае может возникнуть ситуация, когда сведения, заявленные на бумажном носителе, будут отличаться от сведений, указанных в электронных заявлениях и полученных налоговым органом в рамках установленного информационного обмена. И как следствие, в силу п. 6 ст. 1 Протокола о товарах ТС (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009) налоговый орган может взыскать косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары, а также применить способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.