Применение правил международного договора в автомобильных перевозках

 

Комментарий к статье 10 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Применение правил международного договора

 

Комментируемая статья содержит нормативно-правовое предписание о том, что в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. "а" ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"). В преамбуле к Федеральному закону от 16 июня 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" сказано, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Кроме того, в Основном Законе Российской Федерации закреплена еще и норма о приоритете международного законодательства над национальным.
Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Поэтому комментируемая статья и предусматривает применение правил международного договора Российской Федерации, если нормы комментируемого Закона противоречат такому договору.

 

Международные конвенции и соглашения

 

Международные конвенции и соглашения регулируют общие условия международных автомобильных перевозок по вопросам:
- дорожного движения;
- дорожных транспортных средств;
- инфраструктуры;
- условий работ;
- налогового обложения;
- частного права;
- таможенных вопросов;
- организации перевозок специфических категорий грузов.
Ряд актов международного законодательства, действующих в рассматриваемой сфере, приведен в комментарии к преамбуле настоящего Закона.
Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций за время его существования разработано более 50 конвенций, соглашений и других международных документов по вопросам автомобильного транспорта с целью создания условий, способствующих развитию международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, расширения и укрепления международного сотрудничества в этой области (среди них, например: "Сокращения ИНКОТЕРМС - алфавитный код для ИНКОТЕРМС 2000". Рекомендация N 5 ЕЭК ООН; "Упрощенная отгрузочная маркировка". Рекомендация N 15 ЕЭК ООН; "Согласование кодов статуса перевозки". Рекомендация N 24 ЕЭК ООН; "Код фрахтовых расходов - КФР. Согласование описания фрахтовых расходов и других сборов". Рекомендация N 23 ЕЭК ООН и др.).
Сегодня экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов. С 2001 по 2006 год объем перевозок в экспортно-импортном направлении только между Европейским союзом и Россией возрос на 272 тыс. тонн. А объем перевозок автомобильным транспортом в общем объеме перевозок составляет 61%. Поэтому можно сказать, что важность соблюдения международных договоров и соглашений в процессе осуществления автомобильных перевозок в международном сообщении подкрепляется еще и востребованностью данной сферы международных отношений, ее перспективностью и важностью в общем потоке международных перевозок.

 

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП

 

Одним из важных международных договоров, регламентирующих международные автомобильные перевозки, является Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г.). В нашей стране Положение о порядке применения Конвенции МДП было утверждено соответствующим Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206. В развитие политики поощрения международных автомобильных перевозок, совершаемых в рамках операций МДП, был издан Приказ Минтранса России N 61, ГТК России от 1 сентября 1999 г. N 591 "О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок". Сегодня порядка 75% всех российских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении осуществляются по процедуре МДП, установленной названной Конвенцией. Эта цифра была озвучена на состоявшейся 13 мая 2007 года в Москве Международной конференции "Вклад в системы МДП (TIR) в обеспечение безопасности торговли и транспорта", которую проводили Всемирная таможенная организация (ВТО), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП). Система TIR успешно действует уже на протяжении 60 лет. В настоящее время на практике она используется в 55 странах. В 2006 году по процедуре TIR было обслужено порядка 3,6 млн. транспортных операций.
Термин "операция МДП" означает перевозку груза от таможни места отправления до таможни места назначения с применением условий, установленных Конвенцией МДП. Перевозка грузов по такой процедуре осуществляется без их промежуточной перегрузки в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ при условии, что определенная часть процедуры МДП между ее началом и концом производится автотранспортом. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. На каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка МДП. Книжка МДП действительна только для одной перевозки от места отправления до места назначения. Операция МДП может производиться через несколько таможен места отправления и места назначения. При нарушении положений Конвенции к виновному применяются санкции, предусмотренные в законодательстве страны, где было совершено нарушение. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.
Отдельного рассмотрения заслуживают форма книжки МДП и Правила пользования ею (Carnet TIR).
Книжка МДП выдается в стране отправления или в той стране, где держатель находится или имеет постоянное местопребывание.
Книжка МДП печатается на французском языке, за исключением лицевой стороны обложки, рубрики которой печатаются также на английском языке. Правила пользования книжкой МДП воспроизводятся на английском языке на странице 2 этой обложки. Кроме того, могут быть добавлены дополнительные страницы с переводом печатного текста на другие языки. Книжки, используемые для операций МДП в пределах региональной системы гарантий, могут быть отпечатаны на любом официальном языке ООН, за исключением страницы 1 обложки, на которой рубрики печатаются на английском или французском языках.
Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне места назначения, если она оформлена в таможне места отправления в срок, установленный выдающим документ объединением.
Для состава транспортных средств (сцепленные транспортные средства) или для нескольких контейнеров, погруженных либо на одно транспортное средство, либо на состав транспортных средств, выдается одна книжка МДП.
Маршруты перевозок с применением книжки МДП могут проходить через несколько таможен места отправления и назначения. Однако общее количество таможен места отправления и места назначения не может превышать четырех. Книжка МДП может быть предъявлена таможням места назначения только в том случае, если отметку о ее принятии сделали все таможни места отправления.
Книжка МДП должна представляться вместе с дорожным транспортным средством, составом транспортных средств или контейнером(-ами) в каждой таможне места отправления, в каждой промежуточной таможне и в каждой таможне места назначения. В последней таможне места отправления должностное лицо таможни ставит подпись и печать с датой под грузовым манифестом на всех отрывных листах, которые будут использованы на остальной части маршрута.
Способ заполнения книжки МДП:
- в книжке МДП не должно быть подчисток, помарок. Все исправления должны быть произведены путем вычеркивания ошибочных указаний и добавления, в случае необходимости, надлежащих указаний. Всякое изменение должно быть подтверждено сделавшим его лицом и удостоверено таможенными органами;
- если положениями национального законодательства не предусматривается регистрация прицепов и полуприцепов, то вместо регистрационного номера следует указать опознавательный или заводской номер;
- манифест книжки МДП заполняется на языке страны отправления, если только таможенные органы не разрешают использование другого языка. Таможенные органы других стран, по территории которых осуществляется перевозка, сохраняют за собой право потребовать перевода манифеста на язык их страны. Во избежание задержек, которые могут быть вызваны этим требованием, перевозчикам рекомендуется иметь в своем распоряжении надлежащие переводы;
- к отрывным листкам могут прилагаться дополнительные листки того же образца, что и манифест, или коммерческие документы с указанием всех сведений, которые приводятся в манифесте. В этом случае во все отрывные листки надлежит внести следующие сведения: число дополнительных листов, число и тип грузовых мест или предметов, а также общий вес брутто грузов, перечисленных в этих дополнительных листах;
- если книжка МДП выдана на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, в манифесте следует указать отдельно содержимое каждого транспортного средства или каждого контейнера. Этому указанию должен предшествовать регистрационный номер транспортного средства или опознавательный номер контейнера;
- если маршрут перевозки проходит через несколько таможен отправления или назначения, то записи, касающиеся принятых для отправления грузов или грузов, предназначенных для каждой таможни, также должны быть внесены в манифест отдельно друг от друга;
- на всех отрывных листках книжки МДП должны быть представлены дата и подпись держателя книжки или его представителя.
С развитием международной торговли в последние годы значительно вырос объем временного вывоза всевозможных товаров. В силу тех или иных причин российским предпринимателям постоянно требуется временно вывезти за границу товары для торговых ярмарок, выставок или профессиональное оборудование в поисках заказов на свою продукцию, а также для расширения рынков сбыта. Это играет важную роль в создании благоприятных условий для развития промышленности, имеет особое значение для расширения торговли и продвижения интересов российского бизнеса за рубежом. В результате мер, принятых Всемирной таможенной организацией при участии Международной торговой палаты, был разработан блок международных таможенных конвенций, в том числе Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., к которым в 1996 году присоединилась Российская Федерация. Карнет АТА - это международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. Принятие названных международных Соглашений существенно упростило таможенные процедуры в отношении временного ввоза, сделало их более организованными, отвечающими современным требованиям. Суть такого упрощения в том, что временный ввоз основных видов товаров, торговля которыми ведется на мировом рынке, может осуществляться беспошлинно в течение одного года, если они оформлены по единому международному таможенному документу, а именно по карнету АТА.
Таким образом, международные документы, принятые в сфере международных автомобильных перевозок, являются не декларативными установлениями, а реально действующими и широко применяемыми на практике документами, в ряде случаев заметно упрощающими юридические формальности, связанные с перевозкой в международном автомобильном сообщении.
Пункт 6 статьи 11 комментируемого Закона устанавливает, что при нарушении правил международных договоров Российской Федерации, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона (комментируемой статье), органы транспортного контроля и надзора вправе выдать перевозчику или его представителю обязательное для исполнения предписание об устранении такого нарушения. Данная норма также является следствием принятия Российской Федерацией на себя обязательства добросовестного выполнения международных обязательств как следствия приверженности основополагающему принципу международного права - принципу неукоснительного соблюдения договорных и обычных норм; поэтому ее можно считать нормой, реализующей правило, установленное в комментируемой статье.