Списание денежных средств со счета организации за размещение и хранение груза в зоне таможенного контроля

ОАО, производящее перевозку грузов, находящихся под таможенным контролем, и ООО (грузополучатель) заключили между собой договор об эксплуатации железнодорожного пути не общего пользования при станции Б, находящегося в собственности ОАО. После чего ОАО списало со счета ООО плату за пользование вагонами в период, когда эти вагоны пребывали в зоне таможенного контроля при завершении процедуры внутреннего таможенного контроля на станции Б. Как считает ОАО, плата за размещение и хранение груза до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита должна быть возложена на грузополучателя. Правомерно ли это, в случае, если плата за перевозку перечислена, а понесенные организацией расходы не связаны с выполнением работ по указанию таможни?

 

Списание денежных средств со счета ООО незаконно и необоснованно.

В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК РФ таможенный орган назначения оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в максимально короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства РФ, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В силу указанной нормы обязанности перевозчика в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем, возникают в рамках публичного правоотношения. При внутреннем таможенном транзите они действуют до момента получения перевозчиком от таможенного органа свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита. До момента выдачи товара грузополучателю договор перевозки не считается исполненным, а грузополучатель не имеет права на распоряжение грузом.

Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Главой 10 ТК РФ (внутренний таможенный транзит) предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура внутреннего таможенного транзита.

При перевозке указанных товаров на перевозчика возложена обязанность по оформлению разрешения на внутренний таможенный транзит, исполнение которой является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности. Перевозчик обязан завершить внутренний таможенный транзит в силу требований закона, а не в силу инициативы или указания таможенного органа.

Таким образом, обязанность по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита в соответствии со ст. 92 ТК РФ возложена на перевозчика. У грузополучателя в данной части каких-либо обязательств не возникает.

В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта РФ расходы перевозчиков, в том числе связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст. 22 УЖТ РФ, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства размера понесенных расходов, времени задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Таким образом, обязательным условием применения ст. 22 УЖТ РФ является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженных в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.

В рассматриваемом случае работы, связанные с размещением и хранением груза в зоне таможенного контроля, обусловлены исполнением перевозчиком (ОАО) обязанности по получению разрешения на завершение внутреннего таможенного транзита. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что связанные с размещением и хранением груза расходы вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов.

При таких обстоятельствах списание со счета ООО денежных средств незаконно и необоснованно.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2010 по делу N А82-7862/2009-22; ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.06.2006 N А19-36582/05-12-Ф02-2606/06-С2; ФАС Поволжского округа от 24.06.2008 N А55-662/08; ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А21-2158/2008).