Таможенная стоимость и ценообразование

 

Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности состоит в том, чтобы поддерживать баланс интересов различных социальных групп и слоев населения в процессе развития и функционирования внешнеторговых отношений. Либеральный постулат, гласящий, что государство не должно вмешиваться в экономику, что рынок сам во всем разберется, является неприемлемым ввиду отсутствия современного, цивилизованного, социально ориентированного рынка.

При этом "внешняя торговля путем обмена различными потребительными стоимостями с другими странами расширяет возможности формирования оптимальных народнохозяйственных пропорций... внешняя торговля является важным фактором социалистических накоплений... Экономическая эффективность внешней торговли определяется соотношением эффекта, достигаемого в результате осуществления внешнеторговых операций, и затрат общественного труда, необходимых для достижения этого эффекта".

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в ст. 2 указывает, что внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Не углубляясь в анализ содержания данного понятия, укажем, что "внешнеторговая деятельность - это процесс обмена товарами и услугами через существующие национальные границы". Таким образом, как видится, товар - одно из основополагающих понятий не только в теории цен и ценообразования, но и в теории и практике регулирования внешнеэкономической деятельности.

Товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ).
Товаром в НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ). Товары - любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (в ред. от 16.04.2010)). А цена товара - один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Законодательство Российской Федерации не содержит легального определения внешнеэкономической сделки. В НК РФ, в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе от 18.07.1999 N 183-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) "Об экспортном контроле" упоминают понятие "внешнеэкономическая сделка" в связи с ее формой, налогообложением по налоговой ставке 0 процентов и в связи с учетом. При всем многообразии подходов в определении данного понятия среди цивилистов сформировалось определение, что понятие "внешнеэкономическая сделка" является собирательным. Под эту категорию подпадают не только отдельные виды договоров, такие, как международная купля-продажа, международные перевозки и т.д., но и односторонние сделки, например доверенности. При этом, как отмечает И.С. Зыкин, "практически при использовании термина "сделка" применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор". Однако следует согласиться с В.А. Бубликом, который прямо относит внешнеэкономический договор к особому типу хозяйственных соглашений, правовой режим которых помимо гражданского определяется также таможенным, налоговым и валютным законодательством.

Отметим, что внешнеэкономическая деятельность (а вместе с ней и внешнеторговая деятельность) "является особым видом деятельности, в связи с чем отношения, складывающиеся при ее осуществлении, регулируются не только нормами международного публичного и международного частного права, но и нормами иных отраслей права, среди которых особое место занимает финансовое право... Финансово-правовые нормы регулируют не только внешнеэкономическую деятельность юридических и физических лиц, но и внешнеэкономическую деятельность государства".

Следовательно, цена внешнеэкономической сделки как обязательное условие контракта, с одной стороны, является гражданско-правовой категорией, а с другой - указывает на публично-правовую составляющую внешнеэкономической сделки. Данный вывод обосновывается следующими положениями.
Прежде всего следует указать на то, что важнейшим признаком внешнеэкономической сделки является перемещение товаров через государственную границу. При перемещении товаров через таможенную границу по действующему законодательству взимаются таможенные платежи, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Таможенные платежи составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Так, например, удельный вес таможенных пошлин, взимаемых при экспорте и импорте товаров, в общих доходах федерального бюджета в 2010 г. составлял 37,3%, в том числе вывозных таможенных пошлин - 30,2% и ввозных таможенных пошлин - 7,1%. При этом в структуре вывозных таможенных пошлин таможенные пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов составляли 90%.

В широком смысле слова таможенные платежи есть денежные средства, которые уплачиваются лицами, перемещающими через таможенную границу товары и транспортные средства, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью их уплаты таможенными органами. Они не уплачиваются в добровольном порядке, по желанию лица, обязательность - их основной признак. При этом, по справедливому мнению Н.И. Землянской, "институт таможенных платежей можно назвать межотраслевым правовым институтом, поскольку его функционирование основано на правовых нормах конституционного, таможенного, финансового и иных отраслей законодательства".

Как видим, из вышеуказанных положений следует, что таможенные платежи суть платежа вообще. Платеж - уплачиваемая сумма, сумма денег, уплачиваемая или подлежащая уплате за что-либо. Следовательно, для того чтобы определить сумму платежа, необходимо исходить из определенных стоимостных показателей. Таким показателем является таможенная стоимость.

"Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, а также в специальном назначении таможенной стоимости. Таможенная стоимость - это некая условная характеристика товаров (в отличие от объективных, неотъемлемых характеристик, таких, как наименование, свойства, количества и т.д.), которая имеет место только после выполнения публично-правового процесса согласно принятым правилам таможенной оценки и используется в публично-правовых целях. Таможенная стоимость характеризует товар как предмет публично-правовых, а не частноправовых отношений. Таможенная стоимость - это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенными платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины".

В зависимости от установленного в таможенном тарифе вида ставки таможенной пошлины объектами налогообложения могут быть таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (адвалорные ставки), их количественные параметры (специфические ставки) либо те и другие критерии (комбинированные ставки). Таким образом, таможенная стоимость является объектом обложения в случае применения адвалорных и комбинированных ставок.

Справочно. Адвалорный - стоимостный; рассчитанный в форме фиксированного процента от общей стоимости товара, сделки налог, комиссионное вознаграждение, таможенная пошлина и т.п.

Вместе с тем следует указать, что глава 8 "Таможенная стоимость товаров" Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (далее по тексту - ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 г., содержит как общие положения о таможенной стоимости, так и отсылочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и на национальное законодательство стран Таможенного союза.

Первоосновой таможенной стоимости служит цена сделки. При этом основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации"). Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме. Иными словами, платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. Следовательно, для подтверждения правильности декларирования таможенной стоимости необходимо проверить: стоимость сделки; учет дополнительных начислений к цене в фактической себестоимости товара.

Следует уточнить, что в силу ч. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Следует указать, что раздел IV "Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) "О таможенном тарифе" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В настоящее время вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК ТС в случаях, когда таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Аналогичное право предусмотрено п. 9 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров").

На практике часто возникают вопросы определения таможенной стоимости. Так, новые правила Центральной акцизной таможни могут привести к росту цен на недорогие импортные вина. Поставщики жалуются, что минимальная таможенная стоимость вина, с которой при ввозе в Россию взимается пошлина в размере 20%, выросла, к примеру, для продукции из Франции на 50%, до 15 долл. за литр, из Италии - на 75%, до 7 долл. При пересчете на европейскую валюту получается, что в этих странах нет вина дешевле 8 и 3,7 евро за бутылку объемом 0,75 л. Опрошенные РБК daily импортеры утверждают, что это не так, и сомневаются в законности новых правил таможни. По мнению специалистов, едва отойдя от стресса, связанного с непростой процедурой продления лицензий, российские импортеры вин столкнулись с очередной проблемой. С 1 июня Центральная акцизная таможня существенно повысила минимальную стоимость ввозимого в Россию столового вина из ряда европейских стран, что автоматически увеличило расходы поставщиков на уплату пошлины. Размер таможенной пошлины при импорте вина составляет 20% от закупочной стоимости. При этом существует понятие так называемого контрольного уровня таможенной стоимости - это цена, ниже которой, по мнению таможенников, нельзя закупить вино за рубежом.
Для различных стран действуют различные контрольные уровни таможенной стоимости: так, минимальная цена 1 л французского вина до недавнего времени была определена на уровне 10 долл. (или 5,4 евро за бутылку 0,75 л), итальянского вина - 4 долл. (2,15 евро за бутылку). Подобные ценовые нормы были утверждены таможней несколько лет назад и воспринимались на рынке как адекватные.
Однако с 1 июня 2011 г. Центральная акцизная таможня пересмотрела уровни минимальных цен на столовое вино из европейских стран, значительно повысив планку. Теперь самое дешевое французское вино необходимо растаможивать исходя из стоимости 15 долл. за 1 л (8 евро за бутылку), итальянское - 7 долл. (3,7 евро).

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров") про недостоверность сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не должно быть учтено при определении таможенной стоимости, есть основания говорить при значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Тем не менее, по мнению А.В. Агаповой, в настоящее время в нормативно-правовой базе, касающейся контроля таможенной стоимости, еще остались моменты, требующие разъяснения. Отсутствует и достаточный уровень информационного обеспечения таможенного контроля в целом и контроля таможенной стоимости в частности. Существующий механизм контроля таможенной стоимости все еще предоставляет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости.

Ю. Туранцева в этой связи делает вывод, что "из всех споров с таможенными органами, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011 г., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35%. То есть каждый третий спор с таможней связан именно с такой корректировкой".

В настоящее время процедура контроля таможенной стоимости входит в активно развивающуюся систему управления рисками. С этой целью из ФТС России поступают данные о средней стоимости различных товаров, представляющие собой результат анализа ситуации, сложившейся на международном и внутреннем рынках данных товаров. Безусловно, в одной цифре невозможно отразить все тенденции и условия формирования цены в каждой конкретной сделке и в этой связи все ценовые показатели на товары, поступающие из ФТС России, являются лишь индикаторами, свидетельствующими о возможном недостоверном заявлении декларантами сведений о таможенной стоимости. На практике это означает, что в случае, когда заявляемая стоимость ниже контрольной, инспектор обязан провести комплекс мероприятий, позволяющих установить причину низкой цены.
При этом необходимо отметить, что от правильного установления цен во многом зависит успех внешнеэкономической деятельности фирмы - субъекта внешнеторговой деятельности. В этой сфере необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру мировых рынков и цен на них, поведение конкурентов на мировых рынках, а также необходимость реализации собственной предпринимательской стратегии. Как пишет В.В. Герасименко, особые сложности в разработке внешнеторговой ценовой политики российских предприятий связаны с неразвитостью маркетинговой деятельности, финансовой неустойчивостью, недостаточным развитием системы международной сертификации и контроля качества продукции, недостаточностью знаний и опыта в области международной торговли.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возрастающей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Причем одной из целей присоединения России к ВТО считают выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспертами и импортерами.

Таким образом, очевидность ценообразующего фактора в системе публичных финансов вообще и в системе таможенных платежей в частности диктует необходимость признания государственного регулирования ценообразования как специфической деятельности в составе финансовой деятельности государства. Причем финансово-правовой механизм государственного регулирования ценообразования в таможенной сфере основывается на преобладающем функциональном значении таможенной стоимости - основы для исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, акцизов, таможенных сборов).

Апрель 2013 г.