Россия в Таможенном союзе ЕврАзЭС: таможенно-правовое регулирование защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

 

Правовое регулирование защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в последние годы все чаще привлекает внимание ученых и практиков во многих отраслях юриспруденции. Активно разрабатываются вопросы, связанные с особенностями как гражданско-правового, так и уголовно-правового регулирования в данной области. Отдельную составляющую в сфере правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности представляют нормы таможенного законодательства Российской Федерации, которые после образования Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) претерпели существенные изменения. Таким образом, основной целью данной публикации является рассмотрение особенностей таможенно-правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в России как государстве - члене Таможенного союза.

Как известно, впервые в России нормы таможенного законодательства, направленные на защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, были закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), принятом в 2003 г. До принятия данного законодательного акта защита прав на объекты интеллектуальной собственности с использованием норм таможенного законодательства не осуществлялась. В соответствии с ТК РФ (ст. 403) субъектами обеспечения защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности выступали таможенные органы РФ. Однако, в соответствии с закрепленными полномочиями, таможенные органы могли осуществлять подобную защиту только в отношении тех объектов интеллектуальной собственности, которые были включены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы, а их деятельность в данной области сводились к следующему: таможенные органы должны были принимать соответствующие меры, направленные на приостановление выпуска товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности. При этом данные меры осуществлялись таможенными органами не по собственной инициативе, а только на основании заявления правообладателя. Кроме того, меры, направленные на приостановление выпуска товаров, могли приниматься таможенными органами либо в случаях перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, либо при совершении действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Основной целью приостановления выпуска товаров таможенными органами являлось предоставление правообладателю возможности использования судебной или административной защиты своих прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (гл. 38 ТК РФ).
За почти десять лет действия ТК РФ таможенные органы, по мнению экспертов, в том числе и международных, были признаны наиболее активными государственными органами, борющимися с контрафактной продукцией. В частности, по данным Ассоциации европейского бизнеса (Ассоциация европейского бизнеса была основана в 1995 году. Эта некоммерческая организация объединяет более 600 компаний из стран Евросоюза и России. Среди членов ассоциации - крупные многонациональные корпорации и малые предприятия. Всех их объединяет стремление установить надежные связи между ЕС и РФ, а также способствовать улучшению делового климата России), 45% правообладателей считают, что среди государственных структур Российской Федерации таможенные органы наиболее эффективно пресекают потоки контрафакта. По данным ФТС России, за последние пять лет таможенными органами было возбуждено более 6000 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности. В 2010 году возбуждено 1076 дел об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (Необходимо отметить, что с момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (с 01.07.2011) понятие "таможенная граница" относится только к Таможенному союзу (ст. 2 ТК ТС). Применительно к Российской Федерации такое понятие отсутствует), содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных, из них 1060 дел - по статье 14.10 КоАП РФ "Незаконное использование товарного знака" и 16 дел - по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ "Нарушение авторских и смежных прав". Всего за 2010 год судами признано контрафактными около 10 млн. единиц продукции, задержанной таможенными органами, а за первый квартал 2011 года выявлено уже 2,9 млн. единиц контрафактной продукции. Всего с 2007 года таможенными органами выявлено более 40 млн. единиц контрафакта. Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, кондитерские изделия, лекарственные средства, CD, DVD-диски (Здесь и далее приводятся данные с официального сайта ФТС России).

С образованием Таможенного союза и вступлением в силу ТК ТС таможенно-правовое регулирование защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в России, как государстве - члене Таможенного союза существенно изменилось. К чему сводятся эти изменения? Рассмотрим подробнее порядок и особенности таможенно-правового регулирования данной области правоотношений.
Прежде всего отметим, что таможенно-правовое регулирование защиты прав на объекты интеллектуальной собственности основывается на нормах таможенного законодательства, закрепленных, во-первых, в ТК ТС (гл. 46 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности"), во-вторых, в Федеральном законе от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далек - Закон о таможенном регулировании в РФ) (глава 42 "Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности"), и, в-третьих, в Приказе ФТС России от 25 марта 2011 года N 626 "Об утверждении порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности". В числе источников таможенно-правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности необходимо также отметить Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года "О Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза" (Данное Соглашение ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 15 ноября 2010 года N 303-ФЗ "О ратификации Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза"), в котором устанавливается порядок ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (далее - Единого реестра) и включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в данный реестр, а также порядок взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза между собой, с правообладателями (их представителями), с государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра. В соответствии с названным выше Соглашением Комиссией Таможенного союза был также утвержден Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 290 "О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности). В соответствии с данным Соглашением Федеральная таможенная служба Российской Федерации уполномочена на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.

Проведенное обобщение и анализ вышеуказанных правовых норм таможенного законодательства позволяют выделить следующие особенности таможенно-правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров. Важной характеристикой такого товара является то, что он должен содержать объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки или знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара. Характеристика данных объектов интеллектуальной собственности закреплена в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010)) (далее - ГК РФ). Так, к объектам авторского права (Авторскими правами в соответствии со ст. 1255 ГК РФ являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства) относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от их достоинств, назначения, а также способа их выражения (ст. 1259 ГК РФ). Это могут быть литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также другие произведения. К объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, а также 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

В то же время авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Объектами авторских прав не являются:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (Статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010)).

Объектами смежных прав по гражданскому законодательству являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (ст. 1303 ГК РФ).
Объектами смежных прав могут быть:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, так же как и для объектов авторских прав, не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК РФ).
К товарным знакам и знакам обслуживания в соответствии со ст. 1477 ГК РФ относятся, соответственно, обозначения, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, либо обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Исключительное право на товарный знак или на знак обслуживания удостоверяется соответствующим свидетельством. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).
Наименованием мест происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ).
Наименованием места происхождения товара не может быть признано обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Таким образом, перечень товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, защищаемый нормами таможенного законодательства, несколько уже, чем перечень объектов интеллектуальной собственности, закрепленный в Гражданском кодексе РФ. Таможенно-правовой защите, в частности, не подлежат: патентные права, т.е. интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (ст. 1345 ГК РФ); права на селекционные достижения (ст. 1408 ГК РФ); топологии интегральных микросхем (ст. 1448 ГК РФ) и секреты производства (ноу-хау) (ст. 1465 ГК РФ). Не входят в круг таможенно-правового регулирования также и такие объекты интеллектуальной собственности, как право на фирменное наименование (ст. 1473 ГК РФ) или на коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК РФ), а также право на технологию (ст. 1542 ГК РФ).
Более узкий круг объектов интеллектуальной собственности в таможенно-правовой сфере отчасти объясняется тем, что таможенные органы обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности только в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 328 ТК ТС, п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона о таможенном регулировании) и осуществляют противодействие незаконному обороту тех объектов интеллектуальной собственности, которые перемещаются либо через таможенную границу Таможенного союза, либо через Государственную границу Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона о таможенном регулировании).
Основной формой таможенно-правовой защиты объектов интеллектуальной собственности является принятие таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих вышеуказанные объекты (ст. 305 Закона о таможенном регулировании). Такие меры не применимы, если:
1) товары перемещаются физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаются в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2) товары перемещаются по процедуре таможенного транзита;
3) товары перемещаются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования;
4) товары помещаются под таможенные процедуры беспошлинной торговли и уничтожения. В случаях, когда таможенная процедура беспошлинной торговли не завершается реализацией товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли, в отношении этих товаров меры по защите прав правообладателя будут применяться.

При этом важно подчеркнуть, что неприменение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не освобождает лиц, перемещающих их через таможенную границу, от обязанности указания в установленном порядке сведений об объектах интеллектуальной собственности при декларировании товаров.
Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются либо в таможенный реестр, который ведется таможенными органами в Российской Федерации, либо в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза (Соглашение от 21 мая 2010 года "О Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза"). Кроме того, в соответствии со ст. 308 ФЗ N 311-ФЗ в Российской Федерации таможенные органы наделены правом приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в вышеуказанные реестры, если будут обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, и на территории России имеется информация о правообладателе этих товаров или его представителе. В теории и на практике данные полномочия таможенных органов получили название "ex officio" (в переводе с латыни - "по обязанности"), и в Российской Федерации данная практика не разрешалась вплоть до 2011 года: ТК РФ не предусматривал возможности контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенных в реестр. Данное нововведение таможенного законодательства полностью соответствует мировой практике, а также международным документам, регулирующим вопросы, связанные с таможенно-правовой охраной прав интеллектуальной собственности (Среди международных правовых актов, регулирующих вопросы охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, основным на сегодняшний день является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенное государствами - членами ВТО на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 года). Кроме того, данное нововведение позволяет значительно повысить эффективность защиты прав правообладателей при перемещении через таможенную границу контрафактной продукции. Это подтверждает и складывающаяся практика работы таможенных органов России в данном направлении. Например, уже в январе 2011 года минераловодскими таможенниками было возбуждено уголовное дело по факту перемещения товаров, обладающих признаками контрафактных. Объектом нарушения стали игрушки-трансформеры с торговым знаком компании "Bacugan". Также "в результате применения указанной процедуры в 1 квартале 2011 года таможнями Сибирского таможенного управления были выявлены такие товары, как обувь и биологически-активные добавки, обладающие признаками контрафактных, возбуждены три дела об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ (Новосибирская, Томская таможни)" (Сибирскими таможенниками в 1 квартале 2011 года выявлено более 90 тысяч единиц контрафактных товаров).

Выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в вышеуказанные реестры, может быть приостановлен таможенными органами на 7 рабочих дней. Кроме того, таможенные органы имеют возможность продления данного срока до 10 рабочих дней, в случаях подачи правообладателем заявления о включении соответствующих объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр.
Несмотря на расширение полномочий таможенных органов в деле защиты прав интеллектуальной собственности, все-таки главным инструментом защиты интересов правообладателей остается Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - реестр). В проведенном в 2010 году исследовании Высшей школы экономики "Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров" подчеркивается, что Таможенный реестр по-прежнему является основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность. По данным на 25 апреля 2011 года, Таможенный реестр насчитывает 1879 объектов, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям. Последним принадлежит более 50% товарных знаков, среди которых значительная доля приходится на кондитерские фабрики - ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Рот Фронт", ОАО "Концерн Бабаевский", а также на крупнейших производителей автомобилей, автозапчастей и сопутствующих товаров - ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "КАМАЗ", ЗАО "ЗиЛАйПи". Информация обо всех товарных знаках, включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, является общедоступной, бесплатной и размещена на официальном сайте ФТС России.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ведется от имени ФТС России ее структурным подразделением, основными функциями которого являются организация защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами и ведение реестра. Объекты интеллектуальной собственности включаются в реестр на основании заявления правообладателя или его представителя, в котором должны быть отражены следующие сведения:
1) о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе;
2) об объекте интеллектуальной собственности;
3) о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;
4) о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к заявлению должна быть приложена доверенность, выданная правообладателем такому лицу.
В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений уполномоченное структурное подразделение ФТС России имеет право запрашивать у данных субъектов, а также у третьих лиц или у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения запроса.
При непредставлении правообладателем (его представителем) запрошенных документов, имеющих существенное значение для принятия решения, рассмотрение заявления может быть приостановлено. При этом общий срок рассмотрения заявления не может быть более трех месяцев. В данной связи необходимо отметить, что таможенное законодательство не предусматривает приостановление рассмотрения заявления в случаях, если документы, подтверждающие достоверность заявленных сведений, запрашиваются не у правообладателя или его представителя, а и у других субъектов (третьих лиц, государственных органов), которые запрашиваемые сведения не предоставляют. Следуя логике законодателя, в этих случаях приостанавливать срок рассмотрения заявления таможенная служба не правомочна.
При непоступлении от правообладателя (его представителя) запрошенных документов заявление считается отозванным и дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме. Таможенное законодательство оставило не урегулированным вопрос о том, будет ли действовать данное правило в случаях, если запрашиваемые таможенным органом документы не представлены другими субъектами.
К подаваемому в таможенные органы заявлению правообладатель (его представитель) может приложить образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности.
Во всех случаях включение объектов интеллектуальной собственности в реестр возможно только при условии подачи правообладателем письменного обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров (ч. 5 ст. 306 Закона о таможенном регулировании). Данное обязательство подается одновременно с заявлением. Исполнение вышеуказанного обязательства может осуществляться способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Вместо письменного обязательства правообладатель имеет право предоставить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу вышеуказанных субъектов на сумму не менее 300 тысяч рублей (Размер обеспечения обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, в таможенном законодательстве Таможенного союза снижен по сравнению с Таможенным кодексом РФ с 500 тыс. руб. до 300 тыс. руб.).

Поданное правообладателем заявление рассматривается в уполномоченном структурном подразделении ФТС России в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. По результатам рассмотрения может быть принято одно из двух решений: либо о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, либо об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.
Отрицательное решение, то есть решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр, принимается в случаях, когда:
- представленные документы не подтверждают принадлежность заявителю прав на объект интеллектуальной собственности;
- заявителем представлены недостоверные сведения;
- правообладателем не соблюдено требование, касающееся представления им письменного обязательства о возмещении имущественного вреда.
В любом случае о принятом решении правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме в течение трех дней со дня его принятия.
Кроме включения объектов интеллектуальной собственности в реестр, в практике возможны случаи, когда в него необходимо внести изменения, касающиеся того или иного объекта. В соответствии с таможенным законодательством изменения в реестр могут вноситься исключительно на основании информации, которая поступает:
1) от правообладателя (его представителя) об изменении сведений, указанных в заявлении о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр либо в прилагаемых к нему документах (В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (п. 11 ст. 306 ФЗ N 311-ФЗ));
2) от правоохранительных или иных государственных органов, а также от физических или юридических лиц о том, что лица, указанные в реестре в качестве правообладателя, лишены прав или ограничены в правах на объект интеллектуальной собственности.
В любом случае внесению изменений в реестр предшествует принятие ФТС России соответствующего решения, которое выступает в качестве основания для изменения реестра.
Внесению изменений в реестр также может предшествовать проверка поступившей информации на основании решения ФТС России, о чем правообладатель и таможенные органы уведомляются не позднее одного рабочего дня после принятия соответствующего решения. В период проведения проверки принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенными органами не осуществляется. Течение срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в реестр, может быть приостановлено на время, необходимое для проверки, но не более чем на два месяца.
Таможенно-правовая охрана объектов интеллектуальной собственности прекращается в связи с исключением соответствующего объекта из реестра, которое осуществляется:
1) по заявлению правообладателя;
2) при непредставлении правообладателем обязательства о возмещении имущественного вреда;
3) при прекращении правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке;
4) если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав (Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации) либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;
5) при выявлении недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр.
В целом все действия, осуществляемые таможенными органами России в рамках осуществления функций, связанных с ведением реестра, подразделяются на две категории. Одну часть таких действий полномочна осуществлять только Федеральная таможенная служба, вторую часть составляют действия, реализуемые региональными таможенными управлениями и таможнями. Так, ФТС России осуществляет:
- прием и регистрацию заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению реестра;
- рассмотрение заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;
- принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр;
- включение в реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- присвоение объекту интеллектуальной собственности, включаемому в реестр, регистрационного номера;
- внесение в реестр изменений;
- исключение объектов интеллектуальной собственности из реестра;
- доведение данных реестра до сведения таможенных органов и обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателей исключительного права использования наименования места происхождения товара (далее - правообладатели) (их представителей);
- представление заинтересованным государственным органам, гражданам и организациям выписок из реестра;
- опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих изданиях: бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня";
- информирование, в том числе с использованием информационных технологий, о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты, затрагивающие вопросы, связанные с ведением реестра и принятием мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
- общее руководство деятельностью таможенных органов по вопросам, связанным с ведением реестра, обменом информацией, имеющей отношение к ведению реестра, а также доведением данных реестра до сведения правообладателей (их представителей), участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц, контроль за осуществлением указанной деятельности региональных таможенных управлений (далее - РТУ) и таможнями (Организация работы и координация деятельности структурных подразделений таможенных органов по исполнению функции, связанной с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в РТУ и таможне осуществляется подразделением по защите прав интеллектуальной собственности, а в случае их отсутствия - подразделением, к компетенции которого отнесены вопросы организации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности).

В рамках данных функций РТУ и таможни осуществляют гораздо меньший объем действий, в частности:
- предоставляют бесплатно информацию, в том числе с использованием информационных технологий, о действующих правовых актах, связанных с регулированием вопросов ведения реестра;
- осуществляют бесплатно консультирование по вопросам, связанным с ведением реестра, включением объектов интеллектуальной собственности в реестр и их исключением из него;
- обеспечивают свободный бесплатный доступ к информационным стендам, содержащим информацию о правовых актах, затрагивающих вопросы, связанные с ведением реестра;
- обеспечивают доведение данных реестра до сведения подчиненных таможенных органов, правообладателей (их представителей), участников внешнеэкономической деятельности, территориальных подразделений государственных органов, иных заинтересованных лиц.
Как видно, на уровне Федеральной таможенной службы выполняется основной объем действий таможенных органов, связанных с ведением реестра. Кроме этих функций, таможенные органы осуществляют непосредственную организацию защиты прав интеллектуальной собственности. И здесь основная нагрузка ложится на РТУ и таможни, которые должны:
- обеспечивать принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обладающих признаками контрафактных, как включенные, так и не включенные в реестр;
- проводить проверки в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 307 Закона о таможенном регулировании;
- доводить до подчиненных таможенных органов перечень объектов интеллектуальной собственности, не внесенных в реестр, по которым ранее принимались меры в соответствии со ст. 308 Закона о таможенном регулировании;
- осуществлять сбор и передачу в вышестоящие таможенные органы информации о принятых мерах в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (включенные и не включенные в реестр), действиях (бездействии) правообладателей (их представителей), а также иной информации, имеющей отношение к объектам интеллектуальной собственности, включенным в реестр.
Федеральная таможенная служба в рамках организации защиты прав интеллектуальной собственности осуществляет:
- продление срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- проведение в установленных Законом о таможенном регулировании случаях проверочных мероприятий;
- доведение до таможенных органов перечня объектов интеллектуальной собственности, по которым принимались меры, предусмотренные ст. 308 Закона о таможенном регулировании.
Как видно из анализа норм таможенного законодательства, основной мерой защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами выступает приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которое осуществляется в соответствии со ст. 331 ТК ТС. Так, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в любой из таможенных реестров, под таможенные процедуры таможенным органом обнаруживаются признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней. Данный срок может продлеваться таможенным органом не более чем еще на 10 рабочих дней, но только по запросу правообладателя (его представителя), если они обратятся в уполномоченные органы за защитой своих прав (Исчисление срока действия решения о приостановлении выпуска товаров начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия). Любое из указанных решений принимается в письменной форме до истечения срока выпуска товаров руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом (Перечень лиц, уполномоченных на принятие решения о приостановлении выпуска товаров, определяется начальником таможни) в виде резолюции на рапорте, составленном должностным лицом подразделения по защите прав интеллектуальной собственности таможенного органа либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные (функциональные) обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее - уполномоченное должностное лицо), незамедлительно после выявления признаков контрафактности. В рапорте обязательно должно содержаться указание признаков контрафактности и мотивированное обоснование приостановления выпуска.

После этого в поданной декларации на товары с признаками контрафактности проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.
Далее таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, вручает уведомление о приостановлении выпуска товаров декларанту и правообладателю или их представителям, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.
В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по почте заказным письмом, курьером, передаются по электронной почте или посредством факсимильной связи. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа их передачи декларанту и правообладателю (его представителю).
Уведомление, направляемое декларанту, должно содержать следующие сведения:
- номер декларации на товары;
- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;
- выявленные признаки контрафактности;
- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия;
- наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя (его представителя);
Уведомление, направляемое правообладателю (его представителю) должно содержать:
- наименование таможенного органа, принявшего решение о приостановлении выпуска товаров, его почтовый адрес, номера телефонов, факсов, телекса, адрес электронной почты и т.п.;
- наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта товаров;
- место нахождения товаров, выпуск которых приостановлен, с указанием адреса;
- описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием наименования объекта интеллектуальной собственности, включенного в реестр;
- выявленные признаки контрафактности;
- срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, и дату его принятия.
К уведомлению могут быть приложены (отправлены по факсу, электронной почте и т.д.) фотографии товаров, выпуск которых приостановлен.
По письменному обращению декларанта и/или правообладателя (их представителей) таможенный орган представляет дополнительную информацию о товарах, выпуск которых приостановлен (о производителе, отправителе, количестве, маркировке и др.), которая может им понадобиться для доказывания нарушения их прав либо отсутствия такого нарушения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Полученная в связи с этим информация является конфиденциальной и не должна разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают или сохраняют статус находящихся на временном хранении. В течение срока приостановления выпуска товаров декларант может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен, но только при наличии письменного согласия правообладателя на их уничтожение. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене.
Кроме того, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления, если:
- в таможенный орган поступило заявление правообладателя (его представителя) об отмене такого решения;
- объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня, когда стало известно о наличии указанных выше оснований.
Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником (или уполномоченным им лицом) того же таможенного органа, в котором принималось данное решение, в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя (его представителя) или на рапорте должностного лица подразделения по защите прав интеллектуальной собственности либо иного уполномоченного должностного лица таможенного органа, составленных не позднее дня, следующего за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, либо дня, когда стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра.
В течение трех дней после принятия решения об отмене приостановления выпуска или принятия уполномоченными органами решения об изъятии, аресте или конфискации товаров таможенный орган направляет в вышестоящий таможенный орган информацию, связанную с принятым решением о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в реестр, номера декларации, наименования товаров, выявленных признаков контрафактности, даты уведомления правообладателя (его представителя), данных об их действиях (бездействии), причины и даты принятия решения об отмене приостановления выпуска, номера и даты решения об изъятии, аресте или конфискации товаров, наименования органа, принявшего такое решение.
РТУ, а также таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, в течение пяти дней после получения информации от подчиненных таможенных органов направляют обобщенную информацию по региону деятельности, касающуюся действий (бездействия) правообладателя, в ФТС России. Остальная информация направляется в ФТС России в соответствии с установленным порядком представления отчетности и/или по запросу Управления.
После отмены решения о приостановлении выпуска товаров их выпуск возобновляется и производится в соответствии с положениями ТК ТС, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.
По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, их выпуск также возобновляется и производится в установленном порядке.
Исключением из данного правила являются случаи, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено (принято) решение об изъятии товаров, наложении на них ареста либо их конфискации, то решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров. Выпуск таких товаров возобновляется и производится в установленном порядке.
Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории Российской Федерации допускается после их выпуска таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании.
Рассмотрение особенностей таможенно-правового регулирования охраны прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации после ее вхождения в Таможенный союз позволяет сделать следующие выводы.
Система таможенно-правового регулирования защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации после вхождения в Таможенный союз существенно изменилась и стала максимально приближенной к международно-правовым нормам, что свидетельствует о продолжающейся в нашей стране унификации таможенного законодательства.
Основными органами государства, наделенными полномочиями осуществлять такую защиту, выступают таможенные органы Российской Федерации.
Их компетенция в данной сфере может быть условно разделена на три основных направления: ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав) и ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование чужого товарного знака).