Блок «Торговля услугами и инвестиции» Договора о Евразийском экономическом союзе

Рассматриваются вопросы по блоку Договора Евразийском экономическом союзе «Торговля услугами и инвестиции».

 

 

Вопрос 1. Каким образом в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) обеспечивается либерализация рынков услуг?

Ответ: С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор).

Впервые Договором предусмотрены обязательства государств-членов:

  • сокращать имеющиеся ограничения и изъятия;
  • увеличивать количество секторов услуг, в которых будет осуществляться торговля услугами в рамках единого рынка;
  • не ухудшать действующие на дату вступления в силу Договора режимы, установленные как в международных соглашениях, так и в национальном законодательстве;
  • устранять действующие и не допускать возникновение новых барьеров при национальном или наднациональном регулировании торговли услугами, учреждении и деятельности.

Важное новшество, которое вступило в силу с началом функционирования нового интеграционного объединения, - формирование единого рынка услуг. Если Беларусь, Россия и Казахстан имеют единый рынок по большинству товаров, которые перемещаются в рамках ЕЭП свободно, то теперь достигнута аналогичная договоренность и по услугам (по нескольким десяткам секторов).

В Договоре раскрыта новация, без которой не может быть интеграции, поскольку одним из элементов единого рынка услуг является взаимное признание квалификаций и разрешений на поставку услуг, которое обеспечивается в рамках поэтапной либерализации секторов услуг.

Договор впервые дает определение и устанавливает правовые основы "единого рынка услуг", основными составляющими которого являются:

а) освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица;

б) возможность оказания услуг, выполнения работ на основании разрешения на поставку услуг, выданного на территории государства-члена, где зарегистрирован услугодатель;

в) признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг (например, гражданин Республики Беларусь, получивший после 1991 года диплом Белорусского политехнического института с присвоенной ему квалификацией инженера-строителя, уже сейчас вправе без подтверждения своей квалификации работать в любом городе России в секторах, определенных в качестве услуг, относящихся к единому рынку).

Таким образом, с 01.01.2015 государства-члены приняли на себя обязательства по формированию и функционированию единого рынка услуг, в рамках которого услугодателям в дополнение к уже имеющимся режимно-защитным механизмам предоставлен максимально возможный уровень свободы.

То есть единый рынок услуг - это состояние регулирования данного рынка, где сторонами не применяются дискриминационные ограничения, изъятия любого характера. Страна рассматривает услугодателя страны-партнера как своего, то есть регулятору нельзя сказать, что вот этими видами услуг в стране будут заниматься только свои, отечественные предприниматели. Это означает, что каждая компания уже может на всем пространстве ЕАЭС осуществлять деятельность, как у себя на родине - без получения дополнительных регистрации, свидетельства, лицензий и прочих разрешительных документов, если подобные документы имеются у услугодателя, выданные на территории государства-члена, резидентом которого он является.

 

Вопрос 2. Каких основных положительных последствий можно ожидать от функционирования единого рынка услуг в конкретных секторах услуг?

Ответ: Отсутствие необходимости в получении дополнительных разрешений и связанных с ними расходов, а также затрат, связанных с содержанием юридического лица и непризнанием квалификаций работников. Это влечет за собой усиление здоровой конкуренции и увеличение производства товаров, экспортного потенциала, снижение цен (тарифов) как на услуги, работы, так и на товары.

Так, к примеру:

а) компания, осуществляющая деятельность в области сельского хозяйства, учрежденная в Алматинской или Костанайской областях, сможет беспрепятственно оказывать такие же услуги в любом ином регионе - Беларуси, России или Армении - без открытия компании с автоматическим признанием выданного на территории Казахстана разрешения;

б) российские предприятия, состоящие в СРО и имеющие свидетельство на определенные виды работ, вправе осуществлять данную деятельность в любых областях Беларуси, Казахстана или Армении без дополнительного получения соответствующих аттестатов и сертификатов или лицензий в уполномоченных организациях Беларуси, Казахстана или Армении.

Необходимо отметить, что положениями Договора предусмотрена обязанность государств-членов по созданию и обеспечению функционирования единого рынка услуг в максимальном количестве секторов услуг, что означает возможность постоянного расширения перечня секторов услуг, в которых будут действовать правила единого рынка.

 

Вопрос 3. Какие секторы услуг находятся в состоянии единого рынка с 01.05.2015? Насколько готовы к открытию этих рынков предприниматели государств-членов?

Ответ: Единый рынок заработал с 1 января 2015 года в секторах услуг, закрепленных решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 110 по 22 секторам для Беларуси, России и Казахстана. По 6 секторами предусмотрен переходный период для Казахстана до 1 января 2016 года и по 15 секторам услуг, в которых Беларусь и Российская Федерация с 1 января 2015 года создали единый рынок услуг друг для друга (к ним относятся, например, строительные работы, услуги в инженерных областях).

Например: белорусские строители и проектировщики на основании разрешительных документов (аттестатов, сертификатов) на оказание отдельных строительных услуг, выданных в Беларуси, смогут самостоятельно работать (выступать в качестве подрядчиков) на территории России без:

  • вступления в саморегулируемую организацию и получения соответствующих российских аттестатов поставщиков услуг;
  • регистрации организации и/или индивидуального предпринимателя;
  • подтверждения профессиональной квалификации их персонала (опыта работы, образования, переподготовки и тому подобного).

Для предпринимателей Беларуси, Казахстана и России уже с 01.01.2015 функционирует единый рынок услуг в таких секторах услуг, как услуги в области ландшафта; ведение охотничьего хозяйств; лизинг и аренда; прокат; услуги в области налогообложения; услуги по применению программного обеспечения и по обработке данных, связанные с вычислительной техникой; консультационные услуги в области архитектуры и по вопросам управления; исследование рынка и выявление общественного мнения; услуги по размещению и подбору персонала; по уборке помещений; фотоуслуги; по организации и проведению переговоров и совещаний, переводы; организация развлечений.

Кроме того, учитывая разноуровневую интеграцию с 01.01.2015 еще по ряду секторов услуг, единый рынок услуг функционирует пока только для двух стран (Беларуси и России).

Это такие секторы услуг, как строительные, отделочные работы, услуги, предшествующие строительству; работы по сносу зданий и аренда строительного оборудования с оператором; услуги в инженерных областях, в области градостроительного проектирования, вспомогательные транспортные услуги, включая обработку грузов и транспортных агентств, оформление транспортной документации, проверку грузов, взвешивание (и т.п.), обслуживание и ремонт оборудования (кроме транспортного); оптовой и розничной торговли; комиссионных агентов; франчайзинга; гостиниц и предприятий общественного питания; в области звукозаписи.

Причем по последним пяти секторам услуг Казахстан присоединится к единому рынку услуг уже с 1 января 2016 года.

К сожалению, Казахстан не взял на себя обязательства по единому рынку услуг в таких секторах услуг, как:

  • вспомогательные транспортные, включая обработку грузов и транспортных агентств, оформление транспортной документации, проверку грузов, взвешивание (и т.п.), техническое обслуживание и ремонт оборудования для автодорожного транспорта;
  • относящиеся к обслуживанию и ремонту оборудования, в том числе ремонт предметов личного пользования и бытовых товаров;
  • по посеву, обработке и подкормке сельскохозяйственных культур и по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, возбудителями болезней растений и растениями-сорняками в части фитосанитарных мероприятий против особо опасных вредных организмов, деятельности по локализации и ликвидации очагов распространения карантинных объектов и деятельности по осуществлению фитосанитарной экспертизы подкарантинной продукции, как технологически связанной с деятельностью по локализации и ликвидации очагов распространения карантинных объектов.

Что касается таких чувствительных секторов, как банки, страхование, финансовый рынок в целом, транспорт, единый рынок услуг наступит после проведения работы по сближению и унификации законодательства.

В целях расширения единого рынка услуг решением Высшего совета должны быть определены секторы услуг, подлежащих либерализации, в которых формирование единого рынка услуг будет происходить через переходный период на основе утверждаемых в последующем Высшим советом планов либерализации.

Такие планы либерализации могут предусматривать для отдельных стран-участниц более поздние сроки либерализации отдельных секторов услуг, что не является препятствием для других сторон к созданию единого рынка услуг в таких секторах услуг на условиях взаимности.

 

Вопрос 4. Является ли необходимым условием для формирования единого рынка услуг полная гармонизация или унификация законодательства государств-членов, учитывая, что регулирование деятельности в государствах - членах Союза различное?

Ответ: В разделе XV Договора установлены принципы либерализации, в том числе - пропорциональности, согласно которому уровень гармонизации должен быть достаточным и необходимым для эффективного функционирования рынка услуг учреждения, деятельности или осуществления инвестиций.
Гармонизация законодательства не является "самоцелью" и обязательным условием функционирования единого рынка услуг.

 

Вопрос 5. Является ли упрощение разрешительных требований и процедур необходимым условием для формирования единого рынка услуг и обеспечения либерализации учреждения и деятельности, в том числе по производству товаров?

Ответ: Оптимизация внутреннего регулирования, в том числе путем принятия Высшим Советом правил такого регулирования, предусмотрена Договором и является "фундаментом" для обеспечения свободы движения товаров и услуг, а также любой иной экономической деятельности, включая производство товаров.

 

Вопрос 6. Допустима ли делиберализация условий учреждения, деятельности и торговли услугами?

Ответ: Договор запрещает любое ухудшение условий взаимного доступа по сравнению с условиями, действующими на дату подписания Договора, т.е. не допускает возможность любого отступления от ранее достигнутых договоренностей.

Договор также обязывает государства-члены сокращать действующие ограничения в перечнях изъятий.

 

Вопрос 7. Какие секторы услуг могут подлежать первоочередной и последующей либерализации?

Ответ: Осуществление либерализации торговли услугами осуществляется в приоритетном порядке в отношении наиболее чувствительных секторов услуг для экономики, т.е. тех, которые влияют на себестоимость, конкурентоспособность и объемы производимых и реализуемых на внутреннем рынке Союза товаров.
При определении приоритетных для осуществления либерализации секторов услуг, то есть тех секторов, где создание единого рынка является первоочередным, учитываются те экономические мультипликативные эффекты, позитивное воздействие которых на другие отрасли экономики будет наиболее значительным.

 

Вопрос 8. Какие дополнительные благоприятные условия при торговле услугами, учреждении и деятельности установлены Договором для субъектов предпринимательства государств - членов Союза?

Ответ: Договором предусмотрены нормы, охватывающие принцип транспарентности. В частности, предусмотрена обязанность государств - членов Союза обеспечить открытость своих нормативных правовых актов и их проектов с опубликованием в сети Интернет и предоставлением возможности обсуждения таких проектов с любыми заинтересованными лицами.

Договором установлены единые подходы к установлению в законодательстве государств-членов разрешительных требований и осуществлению разрешительных процедур их компетентными органами. В частности, зарегламентирована процедура рассмотрения заявления на получение любого разрешения, установлена обязанность открытости деятельности органов, отвечающих за выдачу разрешения, а также определены критерии, которым должны соответствовать разрешительные требования и процедуры, чтобы они не создавали неоправданных барьеров при торговле услугами, учреждении и деятельности.

Все эти положения создают правовую определенность для субъектов предпринимательства, снижают излишнюю административную нагрузку, позволяют снизить затраты, связанные с выдачей разрешений и осуществлением большинства видов экономической деятельности.

 

Вопрос 9. Могут ли получатели услуг быть ограничены в получении тех или иных услуг в рамках Евразийского экономического союза?

Ответ: Договором предусмотрено предоставление получателям услуг национального режима (такие же условия, как своим собственным получателям услуг) и режима наибольшего благоприятствования (условия не хуже, чем предоставляемые получателям услуг третьих государств).

При этом одним из новшеств в отношении получателей услуг является предоставление им дополнительных прав, в том числе:

  • невозможность установления требований или условий, ограничивающих получение, использование и оплату услуги, оказываемой услугодателем другого государства-члена, включая выбор поставщика услуг или обязанность получения разрешения компетентных органов;
  • невозможность применения любых дискриминационных требований или условий в зависимости от гражданства, места жительства либо места учреждения или деятельности;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов.

Таким образом, получателям услуг обеспечивается беспрепятственное получение услуг от поставщиков услуг других государств - членов Союза.

 

Вопрос 10. Какие дополнительные права получили инвесторы с 01.01.2015?

Ответ: С 01.01.2015 произошло кардинальное расширение гарантий прав инвесторов с одновременным сохранением всех ранее предоставлявшихся им прав. В связи с этим объем прав и гарантий хозяйствующим субъектам и гражданам значительно увеличен.

Приложением N 16 к Договору введены понятия:

  • "инвестор", что позволило распространить правовые нормы о защите и поощрении инвестиций на все категории инвесторов государств-членов;
  • "инвестиции", что позволило расширить сферу применения норм о защите и поощрении инвестиций, распространяющихся не только на "учреждение" и "деятельность", но и на любые иные виды инвестиций, не охватываемые Соглашением;
  • "деятельность в связи с инвестициями" включающее в себя "владение, пользование и (или) распоряжение инвестициями", что позволяет применять в отношении таких действий защитные меры, включая предоставление национального режима, режима РНБ, а также справедливого и равноправного режима, предусмотренного Приложением N 16.

Защита и поощрение инвестиций распространяется теперь на все (без исключений) формы инвестиций.

Для инвестора предусмотрено право выбора наиболее благоприятного режима (национального или наибольшего благоприятствования).

Улучшено правовое положение инвесторов и иных лиц государств-членов, интересы которых подлежат защите на равных с инвесторами, с даты прекращения существования СССР и образования СНГ, т.е. применена обратная сила в отношении инвесторов и всех инвестиций, которые были вложены в течение последних 23 лет, предшествующих дате вступления в силу Договора.

В актах ТС и ЕЭП отсутствовали режимы и нормы о защите инвестиций, вложенных (вкладываемых) в объекты предпринимательской деятельности в качестве имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку.

Договором предусмотрены: 1) режимы в отношении инвестиций; 2) защитные меры в отношении инвестиций; 3) гарантии прав инвесторов, в том числе на возмещение ущерба при экспроприации, национализации, а также иным мерам, равносильным по последствиям с ними; 4) положения о переходе прав инвесторов и порядке разрешения инвестиционных споров.

Особой дополнительной правовой защитой и режимом пользуются прямые инвестиции.

Установлена гарантия по защите инвестиций при изменении способов осуществления инвестиций, а также форм, в которых инвестиции вкладываются и реинвестируются.

Гарантировано право инвестора на беспрепятственное осуществление переводов денежных средств (денег) и платежей, связанных с инвестициями в любую страну по усмотрению инвестора.

При этом государства-члены должны отменить действующие и не вводить новые ограничения в отношении переводов и платежей в связи с торговлей услугами, учреждением, деятельностью и инвестициями.

Предусмотрена обязанность государств - получателей инвестиций гарантировать инвесторам других государств-членов после выполнения ими всех налоговых и иных предусмотренных законодательством государства-реципиента обязательств:

  1. право использовать и распоряжаться полученными в результате осуществления инвестиций доходами в любых целях, не запрещенных законодательством государства-реципиента;
  2. право использовать и распоряжаться полученными в результате осуществления инвестиций доходами в любых целях, не запрещенных законодательством государства-реципиента.

Установлены гарантии в отношении инвестиций и деятельности, связанной с такими инвестициями, в отношении как видов инвестиций (например, объектов предпринимательства, денежных обязательств, недвижимого имущества, портфельных инвестиций и т.д.), так и в отношении способов защиты (таких как положения о возмещении ущерба и гарантии прав инвесторов при экспроприации или национализации; положения о порядке разрешения инвестиционных споров и тому подобное).

Таким образом, с 01.01.2015 произошло кардинальное расширение гарантий прав инвесторов.


Август 2015 г.