Услуги таможенных органов

 


Таможенное законодательство России не содержит понятия "государственные услуги в области таможенного дела", так же как и российское законодательство - понятие "государственная услуга" в целом. Вместе с тем Регламент Федеральной таможенной службы, утвержденный Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479, закрепляет, что ФТС России разрабатывает, утверждает и обеспечивает опубликование перечней государственных услуг, а также требований к качеству и доступности государственных услуг. Однако до сих пор данный перечень отсутствует, что порождает в науке оживленные споры об услугах, оказываемых таможенными органами.


В настоящее время ФТС России принято три Административных регламента по оказанию услуг в сфере таможенного дела, из чего можно утверждать о легальном существовании трех следующих государственных услуг: 1) по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (Приказ ФТС России от 24.05.2006 N 469); 2) по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (Приказ ФТС России от 23.07.2008 N 906); 3) по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (Приказ ФТС России от 01.08.2008 N 951).


Предоставление таможенных услуг основано на положениях Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), который не позиционирует их в качестве государственных услуг и, более того, по-разному определяет их правовую природу. Так, в соответствии с подп. 10 ст. 403 ТК РФ осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела относится к одной из основных функций таможенных органов.


Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единообразный подход к определению сущности информирования и консультирования. Одна часть административных регламентов государственных органов определяет информирование (консультирование) по вопросам сферы их компетенции как государственную функцию, другая - как государственную услугу.


Вопрос о разграничении понятий "функция" и "услуга" является в настоящее время особенно актуальным. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает следующие определения функции и услуги, которые могут служить отправной точкой в их разграничении. Функция - "нормативно установленный вид властной деятельности органа государства", а услуга - "способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц". Заслуживает внимания также подход Н.В. Путило, которая отмечает, что услуги связаны с использованием административного потенциала, но, в отличие от функций, не предполагают прямое исполнение полномочий, являющихся основным назначением органа. В продолжение этой же мысли Л.К. Терещенко указывает, что "там, где речь идет о властно-распорядительных полномочиях, не могут иметь места государственные услуги".


В связи с этим информирование и консультирование, осуществляемые государственными органами за рамками их основных (прямых) функциональных обязанностей, должны рассматриваться как государственные услуги. Представляется, что информирование и консультирование, осуществляемые таможенными органами по запросам заинтересованных лиц по мере возникновения потребности, являются полноценными государственными услугами и должны быть исключены из основных функций таможенных органов.


Предоставление таможенными органами таких государственных услуг, как принятие предварительных решений, основано на ст. 41 ТК РФ, которая закрепляет право федерального органа, уполномоченного в области таможенного дела, и иных таможенных органов принимать предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны.


Однако по какому критерию информирование, консультирование и принятие таможенными органами предварительных решений отнесены к государственным услугам? Анализируя закрепленные административными регламентами ФТС России государственные услуги, можно выделить следующие их общие признаки. Услуги предоставляются таможенными органами на безвозмездной основе. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.


Однако данный признак не следует рассматривать в качестве отличительной особенности государственной услуги, так как совершение таможенными органами в интересах обратившихся лиц в рамках исполнения государственных функций юридически значимых действий также осуществляется на безвозмездной основе. Следует согласиться с Н.В. Путило, которая определяет сущность государственной услуги как получение гражданином благ, выгодных лично ему, не связанных с исполнением обязательств. А.В. Нестеров к государственным услугам относит бесплатные услуги, оказываемые в соответствии с регламентами и стандартами государственных услуг уполномоченными услугодателями добровольно обратившимся заинтересованным лицам.


На основании изложенного представляется, что государственную услугу в сфере таможенного дела характеризуют следующие признаки.


Во-первых, добровольность обращения лиц в таможенные органы, если оно не связано с исполнением требований таможенного законодательства. Так, если рассматривать государственные функции, закрепленные в административных регламентах ФТС, то обращение в таможенные органы заинтересованных лиц за совершением определенных действий (включение в реестр, выдача квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, оформление пассажирской декларации и т.п.) основано на выполнении норм ТК РФ и представляет собой, по сути, таможенную обязанность.


Во-вторых, государственные услуги представляют собой получение определенных благ в сфере таможенного дела исключительно в интересах обратившегося лица. Так, при информировании и консультировании заинтересованное лицо получает необходимую информацию в сфере таможенного дела, которая позволяет ему правильно сориентироваться в тех или иных вопросах таможенного дела; принятие предварительного решения позволяет участнику внешнеэкономической деятельности существенно упростить и ускорить проведение таможенного оформления и таможенного контроля.


Однако ограничивается ли предоставление таможенными органами услуг тремя вышеуказанными государственными услугами? В науке существуют различные точки зрения. Под влиянием административной реформы и принятия ТК РФ, закрепившего принципиально новую идеологию таможенного дела, возникла научная концепция "сервисной таможни". При этом понятие "сервисная таможня" используется в значении "государственный поставщик", т.е. государственная организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированные на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности, а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур. В целом концепция "сервисной таможни" - это особый взгляд на систему таможенной деятельности. Результат ее - таможенные услуги, под которыми авторами концепции понимаются "комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД", а под таможенным сервисом - организованное обслуживание потребителей таможенных услуг.


Вместе с тем данная концепция подвергается обоснованной критике. Так, А.Б. Новиков справедливо отмечает, что происхождение концепции "сервисной таможни" может объясняться системной подменой понятия "таможенное дело" комплексным понятием "таможенные услуги" и что ее сторонники часто используют термины "таможенная деятельность" и "таможенные услуги" в качестве синонимов, а цели и задачи в таможенной системе, включая сервисные, трансформируются в цели и задачи в сфере таможенных услуг. По сути, в данной концепции речь идет об оказании государственных услуг такому клиенту или заказчику, как государство, а данная теоретико-правовая конструкция в структуре административной реформы не используется. Н.В. Путило, подвергая критике использование публичных услуг как теоретико-правовую конструкцию, близкую к функциям государства, согласно которой государство находится в услужении общества, а субъектом, получателем этих услуг является общество, абстрактный народ, отмечает, что "данный подход не следует использовать для понимания и регулирования публичных услуг, получателем которых является конкретное лицо, а предоставляет их государственный служащий".


Рассматривая концепцию "сервисной таможни", А.Б. Новиков указывает, что таможенное дело обобщенно может быть представлено в виде трех блоков: регулирование внешнеторговой деятельности, таможенный контроль и таможенные услуги. ФТС России предоставляет государственные услуги в области внешней торговли, а именно услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других.


Представляется, что перечисление услуг таможенных органов является простым набором разнопорядковых действий (функций, услуг, таможенных операций) данных органов, без указания на признак, по которому они отнесены к их услугам. Например, согласно ст. 403 ТК РФ таможенное оформление является одной из основных функций таможенных органов, причем выражающей предназначение системы таможенных органов в целом. Кроме того, таможенное оформление является не правом, а законной обязанностью любого лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу. При таможенном оформлении таможенные органы как раз реализуют свои властно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством. Вышеизложенное исключает отнесение таможенного оформления к государственной услуге.


Также в соответствии со ст. 87 ТК РФ таможенное сопровождение представляет собой таможенную операцию, которая осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства, в связи с чем объективно не может рассматриваться в качестве государственной услуги.


Что касается предоставления таможенными органами услуги по хранению товаров, находящихся под таможенным контролем на складах временного хранения (ст. 115 ТК РФ) и на таможенных складах (п. 4 ст. 226 ТК РФ), то существенными особенностями являются, во-первых, возмездный характер ее оказания, во-вторых, договорная основа ее предоставления. Считаем, что правовое оформление данной услуги в форме публичного договора и распространение на действия по ее оказанию норм гражданского законодательства исключают возможность принятия административного регламента ее предоставления, а следовательно, и определения ее в качестве государственной услуги.


Все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии единообразного понимания государственных услуг в сфере таможенного дела и их перечня, что объясняется отсутствием соответствующей нормативной базы. Вместе с тем в настоящее время необходимо принятие нормативного акта, определяющего понятие и сущность государственной услуги в целом. Именно после этого станет возможной разработка правовой концепции государственной услуги в сфере таможенного дела.