Внешнеэкономическая сделка как объект административного правонарушения в таможенном деле

 

В современном обществе с точки зрения экономических и политических интересов внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономияческая сделка являеются одними из ключевых.

Как отмечалось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, "самоизоляция - это путь в тупик". Необходимо продолжать процесс интеграции в мировую экономику, активизировать действия во внешнеэкономической политике. Россия ставит перед собой задачу взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, наряду с этим она готова содействовать своим компаниям в повышении эффективности и выходу на новые рынки.

При этом не будет преувеличением утверждение, что взаимовыгодная торговля тесно связана с информацией о потенциальном партнере, для чего необходима своего рода "презентация" государства, причем не только в области торговли, но и в сфере науки, культуры.

Для регулирования отношений, возникающих в процессе обмена и торговли товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности между государствами, необходим четко определенный на законодательном уровне понятийный аппарат. В научной литературе не раз возникали дискуссии по поводу различных ключевых понятий, используемых как в международном частном праве, так и в таможенном праве, например "участник ВЭД" и "внешнеэкономическая сделка". Отсутствие законодательно закрепленного понятия "внешнеэкономическая сделка", отвечающего современным требованиям рынка, создает проблемы при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности при нарушении ими таможенного законодательства.

Согласно таможенному законодательству все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет российское лицо, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось на основании внешнеэкономической сделки; иное лицо, если такая сделка не заключалась. При этом в тех случаях, когда в основе действий российской стороны лежит внешнеторговая сделка, необходимость определения или корректировки понятия "внешнеэкономическая сделка" в большинстве случаев не возникает. Другое дело, когда предметом спора является, например, договор о ввозе картин для организации выставки на территории Российской Федерации. Суды в подобном случае не признают договор внешнеэкономической сделкой, несмотря на то что сторонами являются российское и иностранное юридические лица. При этом суды делают упор на отсутствие коммерческого характера сделки, т.е. цены сделки (даже при наличии оплаты услуги по организации выставки).

Действительно, процесс внешнеэкономического сотрудничества прежде всего связан с торговым оборотом, а значит, с заключением договоров. Основу любого договора составляют равные права и возможности сторон, в том числе и выбор права, которое подлежит применению к договору (ст. 1210 ГК РФ), дающее, по мнению судов, основание иностранному представителю иностранного юридического лица оформить ввозимое как собственный багаж, а это в нашем случае ни много ни мало более полусотни картин XVII - XXI вв. (остается позавидовать представителю). Однако если речь идет о внешнеэкономической сделке, то кроме интересов сторон следует учитывать интересы государства, так как согласно п. "ж", "к", "л" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, валютное регулирование и вопросы внешней политики относятся исключительно к ведению Российской Федерации. Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 7-П, публично-правовые таможенные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу товаров, непосредственно связаны с имущественными отношениями, с участием как зарубежных, так и российских контрагентов, на которых возложено обеспечение соблюдения таможенных требований. При этом исполнение таможенных обязанностей, публично-правовых по своему характеру, во многом зависит от исполнения имущественных обязательств соответствующих контрагентов. При этом забота о выборе контрагента и обеспечение выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежат на российской стороне, она отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Таким образом, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, можно говорить о виновности в недекларировании или недостоверном декларировании российского юридического лица даже вне зависимости от того, признает суд вышеописанную сделку внешнеэкономической или нет.

Однако вернемся к понятию "внешнеэкономическая сделка". В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об экспортном контроле" под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Некоторые ученые предлагают свое толкование понятия внешнеэкономической сделки, основываясь на гражданском законодательстве Российской Федерации. При этом отмечается, что главным признаком внешнеэкономической сделки является факт нахождения сторон сделки на территории разных государств.

Другие полагают, что основным критерием является предпринимательский, коммерческий характер сделки, из состава внешнеэкономических, по их мнению, необходимо исключить сделки бытового характера (договор дарения).

Третьи считают, что ключевым в толковании понятия "внешнеэкономическая сделка" является термин "международная коммерческая сделка". Обязательным условием осуществления международной коммерческой сделки называют ее заключение с иностранным партнером. При этом основываются на Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи (Венской конвенции) и Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров. Согласно Венской конвенции международная коммерческая сделка - это договор (соглашение) между двумя или несколькими организациями, находящимися в разных государствах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями. Международный характер договора вытекает из того, что сторонами (субъектами) выступают коммерческие предприятия (фирмы), находящиеся в разных странах. Так, договор не будет считаться международным, если он заключен между субъектами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства. В то же время договор признается международным, если он заключен между субъектами одной государственной (национальной) принадлежности, но их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она является одним из направлений внешнеэкономической деятельности, которая наряду с внешней торговлей, где в основе действительно находится коммерческая сделка, включает также осуществление обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Кроме того, Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусматривает внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям. Согласно этому же Закону юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям, обязаны вести учет операций по перемещению таковых. Более того, Таможенная конвенция A.T.A. для временного ввоза товаров разделяет внешнеэкономическую деятельность на международную коммерческую и культурную деятельность. Стамбульская конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. определяет порядок временного ввоза для организации и проведения выставок, в том числе и с благотворительной целью. То есть в понятие "внешнеэкономическая деятельность" следует включать и культурную деятельность, к которой относится ввоз товаров для выставок, а договор, на основе которого такой ввоз возможен, является внешнеэкономическим.

Таким образом, необходимо дополнить Таможенный кодекс Российской Федерации определением внешнеэкономической сделки, которое, по нашему мнению, должно быть сформулировано следующим образом:

"Внешнеэкономическая сделка - это договор, заключенный между резидентом и нерезидентом, находящимся за пределами таможенной территории Российской Федерации, на возмездной или безвозмездной основе, по поводу перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности".