Временный ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств физическими лицами

 

Временный ввоз на таможенную территорию и вывоз за ее пределы товаров физическими лицами: общие условия применения

 


Временный ввоз товаров на таможенную территорию России и вывоз за ее пределы в настоящее время, учитывая интенсивность международных связей, являются достаточно распространенными операциями. Они широко распространены не только в коммерческой сфере внешнеэкономической деятельности, но и достаточно востребованы при трансграничном перемещении различных товаров в туристических, образовательных гуманитарных, бытовых целях. Поэтому представляется вполне закономерным, что в рамках специальной процедуры перемещения товаров физическими лицами также уделяется внимание вопросам временного ввоза (вывоза) товаров.


В отношении временного ввоза (вывоза) товаров физическими лицами для личного пользования, прежде всего, стоит отметить два аспекта. Во-первых, временный ввоз товаров на таможенную территорию России и вывоз за ее пределы в рамках специальной таможенной процедуры перемещения товаров физическими лицами не является таможенным режимом. Здесь можно заметить, что установленные ТК РФ условия применения последнего фактически делает его недоступным для "бытовых" целей. Вместе с тем по общему правилу перемещение через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования в части, не урегулированной главой 23 ТК РФ, регламентируется иными нормами ТК РФ (п. 1 ст. 281 Кодекса). Таким образом, в рассматриваемом случае возможно применение отдельных положений, регламентирующих режим временного ввоза и временного вывоза. Например, помещение остатков поврежденных товаров, транспортных средств, ранее временно ввезенных физическими лицами для личного пользования, в части, не урегулированной главой 23 ТК РФ, осуществляется в порядке, установленном регламентацией таможенных режимов.


Во-вторых, некоторые товары могут временно ввозиться в соответствии с международными соглашениями о временном ввозе. В частности, это относится к случаям ввоза профессионального оборудования и ввозу личных вещей работников (членов экипажей воздушных и морских судов, бригад подвижных составов железных дорог) транспорта, участвующего в трансграничном перемещении пассажиров и товаров.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете ATA для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений" Россия с 18 июля 1996 г. присоединилась к указанным таможенным Конвенциям, а также к следующим приложениям Стамбульской конвенции 1990 года:

- приложению A "О документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD)";

- приложению B.1 "О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях";

- приложению B.2 "О профессиональном оборудовании";

- приложению B.3 "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией";

- приложению B.5 "О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей".


Практическое применение положений данных документов физическими лицами достаточно ограниченно, поскольку предполагает обладание специальным профессиональным статусом (например, журналиста) либо узкое целевое назначение товаров (например, выставки).


Кроме того, в настоящее время на основании международных соглашений возможностью в упрощенном порядке временно ввозить товары обладают физические лица, имеющие статус туристов. Это предусмотрено тремя таможенными соглашениями о временном ввозе, подписанными в 1954 г., в которых Российская Федерация по правопреемству по международным обязательствам бывшего Союза ССР:

- Конвенцией о таможенных льготах для туристов;

- Дополнительном протоколе к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающихся ввоза ознакомительных документов и материалов по туризму;

- Таможенной конвенции о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств.


Специально стоит обратить внимание на одну важную особенность режима временного ввоза (вывоза) товаров: данные товары, учитывая их статус (цель перемещения) и освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, находятся под таможенным контролем в течение всего срока их временного состояния.

 

Временный ввоз товаров на таможенную территорию России. Временный ввоз транспортных средств российскими физическими лицами


 

 


В отношении сферы применения установленной главой 23 ТК РФ "упрощенной" формы временного ввоза товаров (т.е. предметного перечня таких товаров, круга возможных бенефициаров данной формы применения рассматриваемой таможенной процедуры, условий применения таможенных инструментов регулирования) можно отметить следующее.


Возможность такого временного ввоза предоставляется главным образом иностранным гражданам. Поэтому далее, если специально не указывается иное, рассматриваются именно правила временного ввоза товаров и транспортных средств иностранными физическими лицами.


Положения главы 23 ТК РФ устанавливают достаточно либеральные правила временного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров иностранными физическими лицами (ст. 283 ТК РФ). При этом выдвигается одно существенное требование - эти товары должны ввозиться исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории Российской Федерации.


Положением о применении единых ставок установлено, что иностранные физические лица могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), необходимые этим лицам для личного пользования на территории Российской Федерации в течение срока их временного пребывания (п. 10).


Примерный перечень товаров, временный ввоз которых иностранными физическими лицами допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов, содержится в приложении N 2 к Правилам перемещения товаров для личного пользования.


Для российских физических лиц предусмотрена возможность временного ввоза лишь транспортных средств при следующих условиях:

а) такие транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства (п. 7 ст. 283 ТК РФ);

б) в совокупности сроки их временного ввоза не будут превышать шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства (п. 7 ст. 283 ТК РФ);

в) применяется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Как правило, обеспечение уплаты таможенных платежей вносится в таможенных органах Российской Федерации, в регионе деятельности которых лица, временно ввозящие транспортные средства, постоянно проживают (зарегистрированы в установленном порядке).

г) в случае если транспортные средства, временно ввезенные в Российскую Федерацию российскими физическими лицами, не вывозятся за пределы таможенной территории РФ по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги.


Здесь стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, в соответствии с п. 1 ст. 284 ТК РФ российские физические лица "вправе временно вывозить с таможенной территории Российской Федерации товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов". В течение срока своего нахождения за границей такие лица также могут временного ввозить обратно временно вывезенные транспортные средства. При этом в дополнение к указанным выше условиям применяются следующие правила:

- краткосрочном (на срок до 6 месяцев) ввозе (возврате) на российскую таможенную территорию временно пребывающими за рубежом российскими лицами таких транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, государственная регистрация в местах ввоза при предъявлении указанными лицами паспорта транспортного средства (ПТС), оформленного на ввозимое транспортное средство в РФ до его вывоза, производится таможенными органами:

- таможенные органы проводят их государственную регистрацию без внесения обеспечения уплаты причитающихся таможенных платежей лицом, ввозящим такое транспортное средство, на весь заявляемый этим лицом срок временного пребывания на территории РФ.


Во-вторых, согласно ст. 289 ТК РФ допускается временный ввоз запасных частей, необходимых для ремонта транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами на российскую таможенную территорию, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза транспортного средства. Таким образом, российские физические лица, временно ввезшие в РФ зарегистрированные в иностранном государстве транспортные средства, получают право на временный ввоз запасных частей, необходимых для ремонта временно ввезенных ими транспортных средств. С точки зрения применения таможенных инструментов регулирования и ограничений "оборотоспособности" таможенный статус таких запасных частей аналогичен самому транспортному средству, для которого они ввезены: в отношении запасных частей таможенные пошлины, налоги взиматься не будут, однако они должны быть вывезены из Российской Федерации в срок, не превышающий срока временного ввоза транспортного средства.



 

Таможенное оформление временно ввозимых товаров. Срок временного ввоза

 


Таможенное оформление товаров (за исключением автомобилей), временно ввозимых на территорию России физическими лицами для личного пользования, производится в том же порядке, который применяется и при таможенном оформлении сопровождаемого и несопровождаемого багажа. В данном случае необходимо учитывать, что товары будут вывозиться обратно, поэтому целесообразно (а иногда и необходимо) легализовать их временный ввоз документарно, т.е. оформить декларацию.


Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых в РФ, в случае их перемещения границу РФ следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия этих автомобилей (т.е. в пунктах пропуска на Государственной границе Российской Федерации) (п. 30 Положения о таможенном оформлении товаров для личного пользования).


В месте прибытия таможенный орган оформляет на срок, необходимый для доставки автомобиля к месту временного пребывания или постоянного проживания физического лица, ввозящего автомобиль, удостоверение ввоза транспортного средства, форма и порядок заполнения которого устанавливаются таможенным ведомством. В дальнейшем срок действия данного удостоверения ввоза транспортного средства продлевается таможенным органом, в регионе деятельности которого временно пребывает или постоянно проживает лицо, временно ввозящее автомобиль. Для иностранного физического лица указанный срок сразу продлевается на весь период временного пребывания на российской таможенной территории.


В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Приказом ФТС России от 5 октября 2006 г. N 965 предусматривается введение нового средства идентификации - штрихового кодирования, которое представляет собой технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на представлении информации по определенным правилам для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину. Этим Приказом утверждена технология использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля за транспортными средствами, которые зарегистрированы в иностранных государствах, временно ввозятся физическими лицами для личного пользования в РФ и на которые согласно установленному порядку таможенными органами при регистрации (продлении регистрации) выдаются удостоверения ввоза транспортного средства (УВТС). Данная технология штрихового кодирования должна применяться с 1 марта 2007 г. (по мере оснащения таможенных органов соответствующими информационно-техническими средствами) при осуществлении таможенного контроля, учета и регистрации указанных транспортных средств.



Срок временного ввоза


ТК РФ срок временного ввоза иностранными физическими лицами товаров на таможенную территорию России специально не ограничивается и определяется периодом временного пребывания таких лиц на данной территории. Исключение составляют случаи, когда:

- временно ввозимые товары подлежат декларированию в письменной форме в соответствии с п. 2 ст. 286 ТК РФ и (или)

- Правительством РФ установлены предельные сроки временного ввоза в отношении отдельных видов товаров, включая транспортные средства, временно ввозимых в РФ иностранными физическими лицами.


Здесь можно отметить, что в соответствии с Положением о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, предусмотрены более строгие правила, в соответствии с которыми временный ввоз товаров физическими лицами допускается лишь с разрешения таможенного органа на срок, не превышающий срок фактического пребывания лица в РФ, с учетом целей и иных обстоятельств поездки, а также соответствующего заявления иностранного физического лица (п. 27 и п. 28 Положения).


Таким образом, срок временного ввоза товаров и транспортных средств определяется при их таможенном оформлении таможенным органом, исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания в РФ в рамках предельных сроков, установленных Правительством РФ (если такие сроки определены).


Установленный таможенным органом срок нахождения временно ввезенных товаров на таможенной территории может быть продлен при одновременном выполнении следующих условий:

- иностранным физическим лицом, ввезшим товар, представлен соответствующий мотивированный запрос (подаваемый в письменной форме в таможенный орган по месту временного проживания этого лица, п. 28 Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования);

- первоначально установленный таможенным органом срок был менее определенного Правительством временного предела нахождения временного временно ввезенных товаров на таможенной территории. Продление срока допускается только в пределах таких сроков, установленных Правительством РФ.


Фактически специальный срок временного ввоза установлен для запасных частей. Таможенным законодательством (п. 1 ст. 289 ТК РФ) допускается возможность временного ввоза на российскую таможенную территорию с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов запасных частей при соблюдении следующих условий:

- такие запасные части необходимы для ремонта транспортных средств, также временно ввезенных физическими лицами на данную территорию;

- временно ввозимые запасные части будут вывезены из РФ в срок, не превышающий срока временного ввоза транспортного средства.



 

Таможенные платежи в отношении временно ввозимых товаров

 


Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении:

а) товаров, временно ввозимых на российскую таможенную территорию иностранными физическими лицами исключительно для личного пользования на период их временного пребывания на данной территории (п. 1 ст. 283 ТК РФ, п. 10 Положения о применении единых ставок). Примерный перечень товаров, временный ввоз которых иностранными физическими лицами допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов, установлен приложением N 2 к Правилам перемещения товаров для личного пользования;

б) принадлежащих иностранным физическим лицам либо арендованных ими или взятых во временное пользование транспортных средств;

в) временно ввезенных товаров при их обратном вывозе с территории России.


Стоит напомнить, что для российских физических лиц предусмотрена возможность безналогового временного ввоза лишь транспортных средств и при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 14 Положения о применении единых ставок), а в случаях временного ввоза транспортных средств физическими лицами, постоянно проживающими в РФ, исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов подлежит обязательному обеспечению.


Таможенным законодательством также допускается возможность временного ввоза на российскую таможенную территорию с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:

- запасных частей, необходимых для ремонта транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами на данную территорию (п. 1 ст. 289 ТК РФ);

- топлива для транспортных средств, находящегося в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.



 

Передача третьим лицам временно ввезенных товаров

 


Стоит затронуть вопрос о возможности передачи временно ввозимых товаров (транспортных средств) в пользование третьим лицам. Иностранным физическим лицам предоставлено право временно ввозить товары на российскую таможенную территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов только исключительно для их личного пользования на период их временного пребывания на данной территории. Исходя из данного целевого назначения и обусловленного им освобождения от уплаты указанных таможенных платежей, возможность передачи таких товаров в пользование третьим лицам исключается. Такое ограничение может быть снято только при условии уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов, однако в данном случае эти товары уже не будут иметь статус "временно ввезенных".


Аналогичным образом решается вопрос и в отношении транспортных средств, временно ввезенных иностранными физическими лицами, хотя формально в п. 2 ст. 283 ТК РФ требование их целевого использования (в личных целях) прямо не повторяется, но, как представляется, это вытекает из общих принципов и правил временного ввоза иностранными физическими лицами товаров на российскую таможенную территорию без уплаты таможенных пошлин, налогов.


Иные правила установлены в отношении транспортных средств, временно ввозимых российскими физическими лицами. Как уже отмечалось, такие лица в соответствии с п. 7 ст. 283 ТК РФ могут временно ввозить транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и в совокупности сроки временного ввоза не превышают шести месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввозимого транспортного средства.


Поскольку данным пунктом ни прямо, ни косвенно (путем отсылки к иной норме) не установлено требование об использовании таких временно ввезенных транспортных средств (с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов) исключительно для личного пользования ввозящими их физическими лицами, тем самым не исключается возможность предоставления третьим лицам права пользования ими на территории Российской Федерации транспортных средств, но в пределах установленных максимальных сроков (в совокупности в пределах шести месяцев в течение одного календарного года).



 

Хищение временно ввезенных товаров


 

 


Специального упоминания заслуживает ситуация, когда временно ввезенный на таможенную территорию России товар был похищен. Подобная ситуация явилась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Поводом для рассмотрения явилась жалоба иностранного гражданина, который временно ввез на территорию России автомобиль. Во время временного нахождения на территории России последний был угнан. Предварительное следствие по факту угона было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Таможенный орган, отказав в возбуждении в отношении указанного иностранного лица дела об административном правонарушении за невывоз в установленный срок с таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенного транспортного средства, тем не менее принял решение о взыскании с него ввозной таможенной пошлины и пени.


В связи с принятием Конституционным Судом вышеназванного Определения от 12 мая 2005 года N 168-О Федеральная таможенная служба обратилась в Конституционный Суд РФ с ходатайством дать официальное разъяснение данного Определения, ответив на вопрос, распространяется ли сделанный в нем вывод только на те правоотношения, которые были предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации (временный ввоз автотранспортного средства иностранным физическим лицом), либо он применим и в случаях хищения любых иностранных товаров, находящихся на территории Российской Федерации с условным освобождением от уплаты таможенных платежей.


В принятом Конституционным Судом РФ Определении по данному ходатайству отмечено, что "разъяснение Определения от 12 мая 2005 года N 168-О не требуется, поскольку ответ на поставленный в ходатайстве Федеральной таможенной службы вопрос содержится в самом Определении. При его принятии Конституционный Суд Российской Федерации исходил из фактических обстоятельств конкретного дела заявителя (временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации иностранным физическим лицом автотранспортного средства в некоммерческих целях), которые были установлены судами и иными правоприменительными органами. Что касается иных ситуаций, о которых идет речь в ходатайстве Федеральной таможенной службы, то вопрос о применении к ним положений статей 283, 319 и 320 Таможенного кодекса Российской Федерации входит в компетенцию соответствующих правоприменительных органов".



 

Обратный вывоз ранее временно ввезенных товаров


 

 


Ранее временно ввезенные товары, включая транспортные средства, могут быть обратно вывезены с таможенной территории Российской Федерации через любой таможенный орган. Если товары не вывозятся за пределы российской таможенной территории по истечении установленного срока временного ввоза, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в установленном ТК РФ порядке.


В случае если ранее временно ввезенные товары (транспортные средств) серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, допускается, что они могут не вывозиться обратно за пределы таможенной территории (п. 6 ст. 283 ТК РФ). При этом остатки таких товаров (транспортных средств) подлежат таможенному оформлению в общем порядке, установленном ТК РФ. Здесь стоит напомнить, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования (в том числе и временно ввозимых), в части, не урегулированной главой 23 ТК РФ, применяются общие условия ввоза и вывоза товаров, установленные ТК РФ, в данном случае - предусмотренные для таможенного режима временного ввоза. Кроме того, лицо, ранее временно ввезшее товары, обязано на основании ст. 156 ТК РФ поместить их под один из установленных таможенных режимов.



 

Временный вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории России


 

 


Временный вывоз с российской таможенной территории товаров в упрощенном порядке, предусмотренном главой 23 ТК РФ, разрешается, в отличие от операций по временному ввозу на данную территорию, только российским физическим лицам. Как уже отмечалось выше, данные товары, вывозимые в упрощенном порядке, т.е. без уплаты таможенных платежей, считаются условно выпущенными и находятся под таможенным контролем.


В целях устранения риска возникновения административных и фискальных барьеров при возврате таких товаров на таможенную территорию России предусмотрена возможность их идентификации в момент временного вывоза. Идентификация временно вывозимых товаров осуществляется при соблюдении следующих условий:

- проведение идентификации будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

- идентификация осуществляется по заявлению физического лица таможенным органом в соответствии с порядком, установленным ст. 390 ТК РФ;

- об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары.


Порядок идентификации товаров и транспортных средств, установленный ст. 390 ТК РФ, предусматривает следующее:

- идентификация российских товаров, заявленных к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, осуществляется по просьбе декларанта таможенным органом в месте их декларирования;

- для идентификации используются пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации;

- перечень средств идентификации, установленный рассматриваемой статьей, является открытым. Так, Приказом ФТС России от 5 октября 2006 г. N 965 предусматривается введение нового средства идентификации - штрихового кодирования, которое представляет собой технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на представлении информации по определенным правилам для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в ЭВМ;

- средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения (кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств, при этом необходимо незамедлительно сообщить таможенному органу об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представить доказательства существования указанной угрозы).


За уничтожение, удаление, изменение средств идентификации, используемых таможенным органом при вывозе товаров с территории России, таможенные органы вправе рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении согласно ст. 16.11 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а также повреждение либо утрату таких средств идентификации.


Стоит обратить внимание, что идентификация товаров выступает дополнительным средством обеспечения интересов физических лиц, временно вывозящих товары за пределы российской таможенной территории. Отсутствие такой идентификации согласно п. 2 ст. 284 ТК РФ не препятствует обратному ввозу товаров физическими лицами с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.


Особенности таможенного оформления при временном краткосрочном возврате на территорию ранее временно вывезенных физическими лицами транспортных средств уже рассматривались выше, в рамках анализа правил временного ввоза транспортных средств российскими физическими лицами.


Таможенное оформление товаров (за исключением автомобилей), временно вывозимых на территорию России физическими лицами для личного пользования, производится в том же порядке, который применяется и при таможенном оформлении сопровождаемого и несопровождаемого багажа. В данном случае необходимо учитывать, что товары будут ввозиться обратно, поэтому необходимо легализовать их временный вывоз.