О гармонизации таможенного законодательства в области экспертизы товаров

 

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию возникла проблема гармонизации института таможенной экспертизы в российском законодательстве с нормами Всемирной торговой организации в области таможенной экспертизы товаров. Это связано с тем, что России придется осуществить мероприятия по приведению процедур таможенного контроля в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации. В частности, это:

- сокращение времени таможенного оформления;

- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, таможенное администрирование в России из декларации должно превратиться в действующий правовой институт, в рамках которого должны быть учтены законные интересы участников внешнеэкономической деятельности (декларантов, полномочных лиц в отношении товаров, а также правообладателей).
В соответствии с данными требованиями таможенные экспертизы на таможенной территории России должны соответствовать стандартным требованиям Всемирной таможенной организации. В связи с этим придется решать задачи гармонизации методик выполнения таможенных экспертиз, аккредитации экспертных таможенных структур и унификации требований к результатам таких экспертиз в национальном законодательстве России как с учетом требований нормативных правовых актов Таможенного союза, так и Всемирной торговой организации.

В соответствии с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) порядок назначения и проведения таможенных экспертиз должен соответствовать международным требованиям, в том числе международным стандартам (методикам) проведения экспертных исследований товаров.

На наш взгляд, целесообразно детализировать требования в процедурах назначения и проведения таможенных экспертиз в российском таможенном законодательстве. В частности, в таможенном законодательстве России нужно установить порядок назначения и проведения таможенных экспертиз и исследований, включая отбор выборок и взятие проб (образцов) товаров в таможенных целях.

Кроме процедуры назначения и проведения таможенных экспертиз необходимо выделить процедуру назначения и проведения исследования проб (образцов) товаров в таможенных целях при осуществлении таможенного контроля, так как данные исследования могут проводить не только должностные лица таможенных органов, но и декларанты.
Исследования проб (образцов) товарных потоков (партий товаров) вне рамок экспертиз дает возможность таможенным органам проводить исследование действительных свойств товарных потоков, пересекающих таможенные границы, в плановом порядке для таможенных исследовательских целей. Результаты таких исследований могут быть использованы для планирования профилей риска, получения достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав интеллектуальной собственности, и т.д.

Требования прозрачности и партнерского подхода подразумевают возвращение некоторых норм Таможенного кодекса России в современное таможенное российское законодательство, в частности возможность присутствия заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности при проведении экспертных исследований. Кроме того, методики отбора выборки и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях должны быть публичными, так как участники внешнеэкономической деятельности имеют право на использование таких методик в необходимых случаях.

В российском таможенном законодательстве, имеющем отношение к таможенной экспертизе товаров, должны регулироваться правовые отношения, юридические взаимодействия и формы юридических документов в сфере таможенной экспертизы, согласованные с нормами Всемирной торговой организации в данной сфере.

Наличие такого большого комплекса проблем, стоящих в экспертной области в таможенном деле России, определяет необходимость проведения научных исследований правового института таможенной экспертизы.

Важной темой в теории и практике таможенной экспертизы является стандартизация, которая подразумевает унификацию объектов стандартизации, их совместимость и взаимозаменяемость. Стандартизацию таможенной экспертизы необходимо понимать не в смысле национальных стандартов. Это связано с тем, что при проведении таможенных экспертиз практически не используются национальные стандарты, так как в них устанавливаются требования по объективному качеству (пригодности) на однородную продукцию. При проведении таможенной экспертизы исследуются свойства товаров, влияющие на классификацию товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяются страны происхождения и таможенная стоимость, а также технологические свойства при переработке товаров.

Кроме того, в российском таможенном законодательстве необходима норма, посвященная взаимному признанию как заключений эксперта, так и методик экспертиз и исследований, в том числе методик отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров. В частности, это процедуры верификации результатов экспертизы и валидации методик. Для этой цели потребуются процедуры добровольной сертификации методик исследования и отбора выборок и взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях третьей стороной. В противном случае возможно получение противоречивых заключений эксперта в разных государствах, входящих во Всемирную торговую организацию при экспертном исследовании одного и того же образца (пробы) товара.

Основной фигурой в российском таможенном законодательстве в таможенной экспертизе является таможенный эксперт, к которому обычно относят независимое сведущее физическое лицо, где под "независимостью" понимают незаинтересованность в результате таможенного контроля. Само сведущее лицо должно обладать специальными знаниями (специальной проверяемой компетентностью).

В таможенном российском законодательстве применяются понятия "таможенный эксперт" и "эксперт, выполняющий экспертизу в таможенных целях". Фактически таможенный эксперт - это юридический режим, в котором выступает должностное лицо экспертно-криминалистической структуры Федеральной таможенной службы России.

Кроме того, в Федеральной таможенной службе известен юридический статус должностного лица экспертно-криминалистической структуры, который заключается в присвоении данному лицу права на самостоятельное проведение исследования товаров по определенной экспертной специальности после успешной стажировки и экспертной аттестации.

В определенных случаях должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, может назначить на юридическую роль эксперта компетентное лицо для проведения таможенной экспертизы в таможенных целях.

Учитывая необходимость проведения исследования товарных потоков, должна быть введена юридическая роль исследователя, на которую назначается должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения таможенного органа при проведении исследования конкретного товарного потока.

Так как в таможенной практике России встречаются факты необоснованного (неправомерного) назначения специального исследования товара должностными лицами таможенных органов в юридической роли специалиста, то необходимо четко разграничить юридическую роль специального исследователя и специалиста. В правовой доктрине существует разделение юридических ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.

Далее необходимо остановиться на смысле таможенной экспертизы в России. При классификации экспертиз как таковых выделяют экспертизы в таможенном деле. Обычно в таможенной практике используют особый класс экспертиз - таможенные экспертизы. При этом можно выделить подкласс экспертизы - экспертизу при таможенном контроле, в которую входят таможенные экспертизы и криминалистические экспертизы.

В качестве объекта таможенной экспертизы выступают товары, транспортные средства, средства идентификации, таможенные и иные документы, имеющие отношения к перемещаемому товару, сделке или субъектам и необходимые для совершения таможенных операций. Данный класс таможенных экспертиз отличается от классических товароведческих экспертиз, судебно-товароведческих экспертиз и так называемых "товарных" (товароведных) экспертиз. Особенностью таможенных экспертиз товаров является экспертное исследование товаров, а не продукции, которая исследуется в товароведении на соответствие требованиям национальных стандартов по объективному качеству (пригодности) и технических регламентов по безопасности продукции.

Следующим важным вопросом является первичная правовая подготовка (переподготовка) должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов России по учебным программам, согласованным с аналогичными программами Всемирной торговой организации, а также взаимное признание результатов аттестации претендентов на присвоение статуса эксперта (на право самостоятельного проведения исследований товаров по определенной экспертной специальности).

Также важным вопросом являются взаимная валидация методик экспертного исследования и их добровольная сертификация в органах подтверждения соответствия государств - участников Всемирной торговой организации.

Отметим, что экспертно-криминалистические структуры Федеральной таможенной службы выполняют функции таможенных лабораторий. В частности, они проводят таможенные экспертизы, которые в правовой доктрине России относятся к досудебным (ведомственным) экспертизам. Результаты таких экспертиз могут быть использованы как при рассмотрении дел об административных правонарушениях, так и в судебных процессах, в том числе в арбитражном процессе. В связи с этим, с методической точки зрения, таможенные экспертизы товаров не отличаются от судебных экспертиз товаров, поэтому подразделения таможенной экспертизы экспертно-криминалистической службы Федеральной таможенной службы могут в добровольном порядке внедрить в своей деятельности национальный стандарт ГОСТ Р 52960-2008 "Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025".

В рамках Всемирной таможенной организации существует Группа европейских таможенных лабораторий (GCL), которая представляет собой организационную структуру для координации деятельности таможенных лабораторий государств - членов Европейского союза (ЕС). Основным достижением GCL считается создание Общей политики качества на основе международного стандарта ISO 17025, а также унификации методов исследования товаров и отбора проб (образцов) товаров. Кроме того, представители таможенных лабораторий GCL принимают участие в выработке политики по единообразному толкованию стандартов ЕС в области товаров.

Международное сотрудничество в области гармонизации национального законодательства с международными нормами в области экспертной деятельности позволяет единообразно понимать экспертную компетентность, программы подготовки и аттестации экспертов, а также осуществлять взаимную аккредитацию экспертных структур. Кроме того, это позволяет взаимно признавать методическое обеспечение экспертной деятельности и получать заключения экспертов, обоснованных с необходимой точностью по содержанию и сопоставимых - по форме. Для этого в рамках гармонизации необходима унификация процедур апробации и валидации методик исследования товаров.

Учитывая, что данная нормотворческая работа должна базироваться на научно обоснованных рекомендациях ученых, работающих в данной области, необходимо срочно планировать данные исследования, так как выполнение такой работы потребует определенного времени.

 

Октябрь 2012 г.