Метод сложения

 

Комментарий к статье 23 Закона РФ "О таможенном тарифе": Метод сложения

 

В случаях, когда таможенная стоимость товаров:

- не может быть определена по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами и по методу вычитания (первый - четвертый методы); или

- не может быть определена по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами (первый - третий методы) и декларант меняет порядок последовательного применения методов вычитания (четвертый) и сложения (пятый) на обратный (см. подробнее комментарий к ст. 12 настоящего Закона);

- то она определяется по методу сложения.

В новой редакции ст. 23 Закона РФ "О таможенном тарифе" подробно регламентирован порядок определения таможенной стоимости по методу сложения. Основой для таможенной оценки по данному методу служит расчетная стоимость. В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ рассматриваемый метод так и называется "computed value method" - метод расчетной стоимости.

Расчетная стоимость представляет собой сумму следующих компонентов:

1) расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходы на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров. В данный вид расходов включаются:

а) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами; расходы на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

- сырья, материалов и комплектующих, являющихся составной частью ввозимых товаров;

- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров. Стоимость проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на территории РФ и необходимых для производства оцениваемых товаров, включается в пределах, оплаченных производителем.

Перечисленные выше расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных их производителем или от его имени. Основой указанных выше сведений являются коммерческие счета производителя товаров при условии, если такие счета соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров.

Повторный учет одних и тех же показателей не допускается.

Термином "общепринятые принципы бухгалтерского учета" обозначена система правил бухгалтерского учета, принятая в установленном порядке в соответствующий период в соответствующей стране (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная оценка по методу сложения осуществляется с учетом правил бухгалтерского учета, принятых в установленном порядке в стране производства оцениваемых товаров;

2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентные той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в РФ.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 настоящего Закона товары того же класса или вида - это товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности, включая идентичные или однородные товары. В целях таможенной оценки товаров по методу сложения может использоваться информация только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые (в отличие от метода вычитания, в рамках которого допускается использование информации о продажах товаров того же класса или вида, ввезенных из других стран). Вопрос о том, относятся ли товары к одному классу или виду, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в РФ, возможно, более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация.

Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитываются в целом и определяются на основе сведений, представленных производителем или от его имени. Проверка документов и сведений, представленных производителем или от его имени, может производиться таможенными органами РФ в соответствии с международными договорами РФ и нормами международного права (п. 5 комментируемой статьи).

Если представленные производителем сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно получают при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта оцениваемых товаров для вывоза в РФ, то расчет суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов может быть осуществлен на основе соответствующих сведений, полученных из других источников. Если для расчета суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов используются имеющиеся у таможенного органа сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, то по заявлению декларанта таможенный орган обязан предоставить произведенные на их основе расчеты и указать источник таких сведений.

Как видно из рассмотренных правил применения метода сложения, он основывается на информации, которой располагает производитель товаров. В этой связи на практике данный метод применяется крайне редко, поскольку производители отказываются предоставлять такую информацию контрагенту по внешнеторговой сделке и таможенным органам РФ как содержащую коммерческую тайну, а истребование ее невозможно, так как производитель товаров находится вне юрисдикции РФ. В п. 5 настоящей статьи прямо установлено, что таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости. В комментарии ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ отмечено, что использование метода расчетной стоимости по большей части ограничено случаями, когда покупатель и продавец взаимосвязаны и производитель готов предоставить органам власти страны импорта необходимую информацию об издержках производства и при необходимости ее подтвердить;

3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

5) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.