Система управления рисками в таможенном деле РФ

 

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства. Тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и ограниченные возможности таможенной службы РФ требуют постоянного ее совершенствования и поиска оптимальных форм и механизмов осуществления своих функций.
Традиционно риски недостоверного декларирования в товарном разрезе в Федеральной таможенной службе РФ оценивались на основе сопоставления данных об экспорте и импорте стран - торговых партнеров. Помимо этого, частично использовался и другой способ - косвенная оценка экспорта и импорта на основе балансовых отношений. Каждый из этих методов обладает определенными достоинствами и недостатками, что не позволяет рассматривать любой из них в отдельности как полноценный методологический подход к выявлению и оценке рассматриваемых рисков. Значительной проблемой также является отсутствие необходимых статистических данных на текущий период из-за существенного "отставания" фактической статистики во времени. В то же время при принятии решений по таможенному контролю необходимо учитывать и ближайшую перспективу направлений и масштабов недостоверного декларирования, т.е. необходим прогноз показателей рисков в товарном разрезе с упреждением как минимум до одного года. Таким образом, исходя из практических потребностей для целей таможенного контроля стал объективно необходим комплексный прикладной инструментарий, включающий в себя методы обобщенной оценки различными способами существующих рисков недостоверного декларирования и многовариантного прогнозирования сложившейся ситуации, что было невозможно реализовать без использования методов вероятностного оценивания и эконометрического моделирования.
Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств - членов Таможенного союза. Такие области рисков определяются Комиссией Таможенного союза.
Для этого таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т.п.
В настоящее время на практике таможенные органы в РФ зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования системы управления рисками, что видно на примере практики контроля таможенными органами таможенной стоимости. В этой связи неоспоримой оказывается необходимость борьбы таможенных органов с фальсификациями цен сделок, в том числе путем использования системы управления рисками. Однако вместо проведения детального анализа и расследования для выявления фальсификаций сведений о цене сделки таможенные органы на практике активно используют только один-единственный показатель - цену единицы товара. При этом во многих случаях делают они это крайне прямолинейно, устанавливая среднюю цену товара по коду ТН ВЭД и в дальнейшем используя подход, в рамках которого если таможенная стоимость декларируется импортером ниже такого уровня, то это автоматически признается случаем фальсификации.
В результате использования таких "грубых" и упрощенных показателей товары, поставляемые добросовестными импортерами, часто автоматически оказываются в "группе риска", в результате чего подвергаются более детальной проверке правильности определения таможенной стоимости. Более того, в отдельных случаях таможенные органы принимают решения о невозможности принятия заявленной таможенной стоимости, несмотря на то что все документы, запрошенные в рамках проверки, представлены импортером и отсутствуют правовые основания для непризнания заявленной таможенной стоимости.
Системы СУР сегодня представляют собой закрытую для широкого круга должностных лиц, принимающих участие в таможенном оформлении и таможенном контроле, систему. Уполномоченные должностные лица таможенных постов не видят надобности и эффективности применения системы на практике. В связи с тем что формат документального контроля остался практически в том же виде, каким он был до внедрения СУР, должностные лица, как и многие участники ВЭД, субъективно воспринимают эту систему как ненужное дополнение и усложнение таможенного оформления. Все это в результате негативно влияет на эффективность системы в целом: неверная интерпретация должностными лицами таможенных постов положений профилей рисков, неверное применение мер, неверное фиксирование результатов, нежелание взаимодействовать с координирующим подразделением таможни и вести собственную работу по анализу и применению СУР в таможенном оформлении и таможенном контроле, проведение такой работы "для галочки".
В связи с этим целесообразно разработать комплексную систему "популяризации" СУР среди должностных лиц таможенных органов, исключить формулировки, позволяющие двоякую трактовку положений нормативных документов, распространить СУР на весь процесс таможенного оформления и таможенного контроля, упростив изначально таможенное оформление, а дальнейшие действия должностных лиц таможенных органов регламентировав в основном положениями СУР с учетом выявленных рисков.
На основании полученных результатов практики применения СУР для ее дальнейшего эффективного внедрения сегодня необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях, определить слабые стороны в оперативных мероприятиях и программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех узких мест, которые препятствуют оперативной работе. В дальнейшем необходимо принять соответствующие организационные меры по устранению выявленных недостатков, снижению их негативного влияния, предпринять все возможные меры по снижению экономического ущерба. Одним из путей решения данных проблем будет повсеместное массовое внедрение технологии совместного использования электронного декларирования и системы управления рисками.
СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Таможенном союзе в соответствие с критериями качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации (ВТО):
- сокращение времени таможенного оформления;
- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и самое главное - подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.
Система управления рисками внедряется в таможенные органы на территории Российской Федерации с 2004 г. Игнорирование требований таможенного контроля на практике нередко заканчивается значительными финансовыми потерями, испорченной деловой репутацией либо привлечением лиц к административной или уголовной ответственности. Виновными в несоблюдении положений таможенного контроля могут оказаться не только лица, перемещающие товары (например, при перемещении товаров через границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля), но и таможенные органы (например, в результате необоснованного ограничения прав собственности, в случаях наложения ареста на товары или их изъятия). Рассмотренные положения требуют системной модернизации процедур применения системы управления рисками на таможенной территории и обусловливают актуальность выбранной темы исследования. Ученые США, Швеции, Германии активно занимаются разработкой теории управления таможенными рисками, которая предполагает дифференциацию участников ВЭД по степени соблюдения ими существующего законодательства, с целью уменьшения нагрузки на таможенные службы, профилактики нарушений таможенных правил (управление рисками), повышения надежности таможенного контроля. Эти методики являются государственной тайной.
Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что управление рисками - это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений.
Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую значимость и требует автоматизированного подхода в его использовании с целью оперативной таможенной работы в реальном времени, одним из направлений которого является внедрение и повсеместное распространение электронного декларирования товаров.
Отдельные вопросы системы управления рисками в РФ рассматривались в работах П.Н. Афонина, Э.А. Багирова, С.В. Барамзина, В.Е. Бурдина, С.Н. Гамидуллаева, К.А. Корнякова, В.В. Новикова, Г.Ю. Песиголовца, В.Б. Рудакова, Ш.С. Сафарова и др. Вместе с тем комплексно проблема совершенствования процедур применения СУР в условиях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза еще не рассматривалась. Последние разработки Федеральной таможенной службы России по вопросам управления рисками в таможенном контроле связаны с профилями риска.
 

Декабрь 2011 г.