Таможенная стоимость и налоговая база исчисления таможенных платежей

 

Цели использования таможенной стоимости как основы для исчисления таможенных платежей регламентированы ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе". К ним относятся:

- обложение товара пошлиной;

- внешнеэкономическая и таможенная статистика;

- применение иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая валютный контроль внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

Методы исчисления таможенной стоимости вывозимых и ввозимых товаров различны. Если товар вывозится за пределы РФ, его таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. При этом цена сделки представляет собой фактическую стоимость товара.

Таможенная стоимость вывозимых товаров всегда превышает их общую фактическую стоимость, так как в нее включаются расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. К ним относятся:

- комиссионные и брокерские вознаграждения;

- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

- соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт следующих вывозимых товаров и услуг:

сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия как составные части вывозимых товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен вносить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

- поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

- налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таким образом, таможенная стоимость представляет собой основу расчета таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ и включает, помимо общей фактической стоимости, отдельные компоненты.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, производится путем применения одного из шести методов. Правовые основы их регламентированы разделом IV Закона РФ "О таможенном тарифе".

Метод по цене сделки с ввозимыми товарами - основной для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В данном случае таможенная стоимость складывается из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, и других компонентов при условии, что ранее они не были включены в цену сделки. Среди них: расходы по доставке товара до авиапорта, морского или речного порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ (стоимость транспортировки, погрузки-выгрузки, страховки); расходы, понесенные покупателем (комиссионные и брокерское вознаграждение, стоимость тары и упаковки); соответствующая часть стоимости товаров, которые были предоставлены импортером в целях использования для производства или продажи на экспорт оцениваемых товаров (сырье, детали, оборудование, вспомогательные материалы и др.); лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности; часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Метод по цене сделки с идентичными товарами используется при оценке товаров, одинаковых во всех отношениях с оцениваемыми товарами. В качестве критериев для установления такой аналогии применяются физические характеристики и качество товаров, их репутация на рынке, страна происхождения, производитель. Метод применяется, если товары:

- проданы для ввоза на территорию РФ;

- ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

- ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях.

Если при использовании этого метода выявлено более одной цены сделки с идентичными товарами, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Метод по цене сделки с однородными товарами может быть использован, когда таможенная стоимость товара определяется по цене сделки с товарами, однородными с ввозимыми.

Однородными признаются товары, которые, не будучи одинаковыми во всех отношениях, обладают сходными характеристиками и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, однородными можно признать телевизоры марок "Сони" и "Панасоник".

Однородность товаров определяется исходя из следующих факторов: качество товаров, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Товары не могут быть признаны идентичными или однородными, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, а также если их проектирование, опытно-конструкторские работы, художественное оформление и иные аналогичные работы выполнены на территории России. Данная методика используется применительно к товарам, изготовленным не производителем, только в случае отсутствия информации об однородных товарах, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров.

Метод на основе вычитания стоимости применяется, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения первоначального состояния. За основу в данном случае принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ. Срок реализации не должен превышать 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров для участника сделки, который не является взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены вычитаются расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы на продажу, транспортировку, страхование. Полученная сумма также уменьшается на объем ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом или продажей товаров.

Метод на основе сложения стоимости - это метод, при котором для определения таможенной стоимости принимается цена товара, включающая:

- стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

- общие затраты, характерные для продажи в РФ из страны вывоза товаров того же вида (на транспортировку, погрузку-выгрузку, страхование);

- прибыль, обычно получаемую экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.

Необходимая информация обычно получается за пределами России, при этом производитель, как правило, заинтересован в предоставлении таможенным органам таких данных.

Резервным методом определяют таможенную стоимость товаров с учетом мировой практики. Он используется, когда иными методами невозможно определить таможенную стоимость. Таможенный орган использует собственную информацию о ценах на товар. При этом нельзя использовать цену товара на внутреннем рынке; цену товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; цену на внутреннем рынке на товары российского происхождения; произвольно установленную или не подтвержденную достоверно цену товара.

Рассмотренная последовательность методов определения таможенной стоимости не может быть изменена. Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена при использовании предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Контроль таможенной стоимости предполагает оценку правильности выбора метода ее определения, структуры таможенной стоимости, документального ее подтверждения, а также достоверности с использованием системы управления рисками. Контроль может быть выполнен и после выпуска товаров.

В отношении отдельных видов товаров контроль таможенной стоимости проводится в специальном порядке. Он заключается в выпуске товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости без предъявления требования таможенного органа о предоставлении дополнительных данных для ее подтверждения. При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

- иностранная организация-производитель (ее дочернее или уполномоченное предприятие) совершает первую продажу в Россию ввозимых товаров от собственного имени;

- организация-экспортер представляет в центральный таможенный орган документы по установленному перечню;

- товары ввозятся российской организацией, проводящей на постоянной основе на территории России их розничную и (или) оптовую продажу либо использующей их в своей коммерческой деятельности (например, при сервисном обслуживании). Такая организация не должна иметь в течение последнего года нарушений таможенного и налогового законодательства, а также применять упрощенную систему налогообложения;

- в отношении ввозимых товаров уплачена полная сумма таможенных платежей, рассчитанных исходя из заявленной декларантом таможенной стоимости;

- таможенная стоимость определена путем правильно выбранного метода по цене сделки с ввозимыми товарами и подтверждена соответствующими документами.

При использовании общего порядка определения таможенной стоимости таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности ее определения. Если представленных документов недостаточно для принятия такого решения, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает разумный срок их представления, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации.

После получения документов и анализа или письменного заявления о причинах, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней принимают решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости либо о необходимости ее корректировки. Корректировка достигается изменением величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или применением другого метода определения таможенной стоимости.

Если в установленные сроки декларант не представит запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не даст объяснения причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трех рабочих дней начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений.

В случае согласия декларанта скорректировать заявленную таможенную стоимость в рамках выбранного метода и (или) определить ее с использованием другого метода он в течение 15 дней с даты принятия такого решения самостоятельно корректирует таможенную стоимость в соответствии с установленным порядком. При отказе декларанта от корректировки таможенный орган определяет таможенную стоимость самостоятельно с последующим уведомлением об этом декларанта. Если в процессе корректировки требуется доплата таможенных пошлин и налогов, декларанту одновременно с решением по таможенной стоимости выставляется требование о таможенных платежах.

В соответствии с п. 7 ст. 323 ТК РФ дополнительно исчисленные суммы таможенных пошлин и налогов должны быть уплачены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Пени на дополнительную сумму таможенных пошлин и налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Таким образом, таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара. В ее исчислении участвуют три стороны: продавец, покупатель и таможенный орган. При этом таможенный орган играет решающую роль в определении таможенной стоимости, так как он принимает в расчет не только обстоятельства данной конкретной внешнеторговой сделки, но и существенные характеристики других однородных сделок "с целью обеспечения справедливого характера таможенно-тарифного регулирования (элемент государственного регулирования внешнеторговой деятельности) для того, чтобы ни один из импортеров (экспортеров) не находился в более предпочтительном или, наоборот, в худшем положении из-за различий в методике определения расчетной базы по уплате таможенных платежей с товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ".

Следует отметить, что вопрос определения и заявления таможенной стоимости считается одним из наиболее острых в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и свойствен не только российской практике. Любой же конфликт по поводу налогообложения, как верно отмечает А.О. Якушев, является "индикатором неэффективного действия" определенной правовой нормы. Для участников внешней торговли знание правил определения таможенной стоимости перемещаемых товаров необходимо как для реального повышения эффективности экспортно-импортных операций, так и для планирования прибыли или убытков от конкретных внешнеторговых сделок.

В 2003 г. проведение корректировок таможенной стоимости территориальными таможенными органами позволило дополнительно взыскать в бюджет более 237 млн. долл. Несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью не может служить основанием для приостановления выпуска товаров.

Процедура исчисления таможенных платежей определена таможенным законодательством. В ст. 324 ТК РФ установлено, что таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно, кроме случаев выставления требования о такой уплате (например, при просрочке платежа). Исчисление проводится в валюте РФ. Если же требуется пересчет иностранной валюты, то применяется курс, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей на момент принятия декларации таможенным органом.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений таможенные платежи исчисляют исходя из ставок, действующих на день пересечения границы, а если такой день установить невозможно - на день обнаружения таможенным органом таких товаров.