Товары, находящиеся под таможенным контролем

 

Комментарий к статье 96 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Товары, находящиеся под таможенным контролем

Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем, раскрывается в ст. 96 ТК. Определение времени начала и окончания периода нахождения товара под таможенным контролем различается в зависимости от того, ввозятся такие товары на таможенную территорию или вывозятся с нее.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Особый порядок установлен для товаров, образовавшихся и находящихся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров (например, отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров (при возможности их дальнейшего использования), отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории). Такие товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Моменты завершения нахождения ввозимых товаров под таможенным контролем исчерпывающим образом перечислены в п. 2 ст. 96 ТК.
Во-первых, из-под таможенного контроля выводятся товары, помещенные под одну из следующих таможенных процедур:

- выпуск для внутреннего потребления (за исключением условно выпущенных товаров);

- реимпорт;

- отказ в пользу государства;

- уничтожение.

Если товары, помещаемые под таможенный режим выпуска для свободного обращения, приобретают статус условно выпущенных (например, по причине непредставления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров), то такие товары продолжают оставаться под таможенным контролем. Они выводятся из-под таможенного контроля только после того, как условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза в соответствии со ст. 200 ТК (в приведенном выше примере - после того как недостающие документы будут представлены таможенному органу).
Во-вторых, выводятся из сферы действия таможенного контроля товары, обращаемые в собственность государства - члена Таможенного союза.
В-третьих, утрачивают статус находящихся под таможенным контролем товары, фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза.
К таким товарам приравниваются товары, в отношении которых таможенными органами был признан факт их уничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Особо оговаривается, что считаются выведенными из-под таможенного контроля:

а) отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, которые были отнесены к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

б) части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, которые были признаны производственными потерями.

Товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента:

а) регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации;

б) совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза (например, при поставках товара трубопроводным транспортом).

Временем завершения нахождения вывозимых товаров под таможенным контролем является один из следующих моментов:

а) пересечение таможенной границы таможенного союза;

б) отзыв таможенной декларации (в случае, когда товары фактически не вывозятся с таможенной территории Таможенного союза).

Заявленная таможенная процедура может предполагать принятие декларантом на себя обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров (таможенные процедуры временного ввоза, временного вывоза, таможенной переработки вне таможенной территории и т.д.). В этом случае таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств в соответствии с заявленными таможенными процедурами.
Действенность и результативность таможенного контроля гарантируется наделением таможенных органов правом останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. Для этого таможенные органы могут воспользоваться собственными средствами (включая имеющиеся у них таможенную авиацию и таможенный флот), а также обратиться за приданными силами и средствами к соответствующим правоохранительным органам.
По общему правилу, мероприятия в рамках проведения таможенного контроля должны осуществляться в зоне таможенного контроля либо в иных местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них (ст. 95 ТК). В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы наделяются правом останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них (п. 7 ст. 96 ТК). При этом устанавливаются два процедурных ограничения для проведения контрольных мероприятий вне зоны таможенного контроля:

1) время такого контроля не должно превышать двух часов;

2) по факту проведение контрольных действий вне зоны таможенного контроля должен составляться акт по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"), один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Оба ограничения нацелены на ограничение случаев немотивированного нарушения законных интересов участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС