Информационные таможенные технологии: электронное декларирование, удаленный выпуск, предварительное информирование, карта таможенных платежей, электронный фрахт

 

Внедрение информационных технологий в государственных органах положительно сказывается на развитии экономики. Таможенная служба не является исключением. Таможенная служба Российской Федерации в течение последних десяти лет активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность. Очевидно, что применение информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товара, сделать его более прозрачным для бизнеса.

В настоящее время в целях упрощения таможенного оформления и повышения качества предоставления государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) разработан и внедрен ряд информационных таможенных технологий. Среди основных можно выделить:

- электронное декларирование;

- предварительное информирование;

- удаленный выпуск;

- карту таможенных платежей;

- предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде;

- работу с разрешительными документами и др.

Внедрение информационных технологий (Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет") в таможенной сфере позволило Федеральной таможенной службе (ФТС России) при обеспечении поддержки собственных таможенных процессов и содействии международной торговле создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, минимизировать влияние человеческого фактора, сократить расходы на государственное управление.
Основой для применения данных информационных технологий являются положения таких правовых актов как:

- Таможенный кодекс Таможенного союза (п. 2 ч. 2 ст. 15, ст. ст. 42, 43, 54, 95, 98, п. 3 ст. 158, п. 2 ст. 163, п. 1 ст. 169, п. 4 ст. 176, п. 3 ст. 179, п. 5 ст. 180, п. п. 5 - 6 ст. 183, п. 5 ст. 187);

- решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа;

- Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 21 мая 2010 г.;

- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- Приказ ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт));

- письмо ФТС России от 28 марта 2012 г. N 01-11/14513 "О применении технологии удаленного выпуска товаров".

 

Электронное декларирование

 

Внедрение электронного декларирования в таможенной службе Российской Федерации началось в 2002 г. с применения технологии ЭД-1, заключающейся в передаче электронных таможенных деклараций по выделенному каналу связи. В 2008 г. начала внедряться технология ЭД-2, которая для передачи электронных деклараций применяла Интернет.
Первая электронная декларация с использованием технологии ЭД-1 была выпущена 25 ноября 2002 г., а с использованием технологии ЭД-2 - 9 сентября 2008 г. Штатное внедрение новой технологии в ФТС России началось в сентябре 2009 г. Данные о количестве электронных деклараций, выпущенных с использованием технологий ЭД-1 и ЭД-2 по годам, приведены в табл. 1. В настоящее время 66100 участников ВЭД из 77950 зарегистрированных используют электронное декларирование.

Таблица 1

Данные о количестве выпущенных электронных деклараций

Количество электронных деклараций
(в % от общего кол-ва таможенных
деклараций)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

по ЭД-1

3

5,99

6,7

6,9

10,5

10

по ЭД-2

0

0,0

2

16,1

77,5

86

Итого

3

6

8,7

23

88

96

Для подачи таможенной декларации в электронном виде необходимы три составляющие - электронная цифровая подпись, программный продукт, позволяющий создать электронную декларацию, собственный абонентский пункт (технология ЭД-1) или информационный оператор (технология ЭД-2), который предоставляет услуги по передаче информации и обеспечивает выполнение требований безопасности при пересылке сведений от участника внешнеэкономической деятельности до Центрального информационно-технического таможенного управления (ранее - Главный научно-информационный вычислительный центр Федеральной таможенной службы (ГНИВЦ ФТС России)). Различия технологий ЭД-1 и ЭД-2 приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение технологий электронного декларирования ЭД-1 и ЭД-2

ЭД-1

ЭД-2

Подключение к ведомственной сети
таможенных органов. При удаленном
нахождении от таможенного органа
необходимо построение каналов связи

Подключение к Интернет

Необходимость создания собственного
узла доступа

Использование услуг информационного
оператора (41 оператор)

Только один поставщик программного
обеспечения (ЛЭТИ)

7 поставщиков программного
обеспечения + портал ФТС

Затраты на использование системы
электронного декларирования
(программное обеспечение +
настройка) от 500 тыс. до 1,5 млн.
руб.

Затраты при использовании системы
электронного декларирования через
информационного оператора - около
100 тыс. руб.

Допускается подача неформализованных
документов (сканы, фото)

Предоставляются только
формализованные документы

Необходимо использование специальных
программ для заполнения электронных
деклараций

Возможно использование стандартных
программ для заполнения электронных
деклараций

Таможенный инспектор работает в трех
программных средствах - система
электронного декларирования,
конвертатор ЭГТД, программное
средство АИСТ-РТ21

Таможенный инспектор работает в
одном программном средстве -
АИСТ-РТ21 или АИСТ-М

Закрытая спецификация обмена

Открытая спецификация обмена

При возврате электронной декларации
протокол ошибок формируется
инспектором вручную

При возврате электронной декларации
протокол ошибок формируется
автоматически по результатам
форматологического контроля

Долгосрочные документы хранятся в
электронном архиве без
автоматического доступа из
представленной описи документов к
электронной декларации

Долгосрочные документы поступают в
АИСТ-РТ21. Доступ к документам
осуществляется автоматически из
описи документов к электронной
декларации

К преимуществам российской системы электронного декларирования можно также отнести:

- сокращение времени таможенного оформления (до трех часов вместо двух дней);

- доступность подключения;

- возможность подачи электронной декларации на любой таможенный пост ФТС России;

- прозрачность процесса декларирования и сокращение непосредственных контактов с сотрудниками таможенных органов.

К числу минусов можно отнести: необходимость получения электронной цифровой подписи (срок действия 1 год) (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в ред. от 10 июля 2012 г.)), технические проблемы передачи данных, ручной ввод данных в электронные документы. Кроме того, "вдобавок к электронной декларации таможня требует еще и ворох бумажных документов... Большая часть разрешительных документов по-прежнему выдается другими ведомствами и министерствами на бумаге". Таможенные органы обязаны эти документы проверять.

Федеральная таможенная служба активно стимулирует использование электронного декларирования, о чем свидетельствует снижение сборов за таможенное оформление (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1286 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863") на 25% и отмена необходимости предоставления паспорта сделки при подаче электронной декларации.

Обязательным электронное декларирование станет с 1 января 2014 г., а использование бумажных деклараций будет разрешено в отдельных случаях, предусмотренных законодательством.
В мае 2013 г. ФТС России планирует начать эксперимент по автоматическому выпуску товаров, т.е. без участия сотрудников таможенных органов. Предполагается, что информационная система будет выпускать электронную декларацию, поданную декларантом. При этом сотрудник таможенного органа не будет принимать участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара.

 

Предварительное информирование

 

Примечание. В данной статье рассматривается система предварительного информирования участниками ВЭД таможенных органов о планируемом пересечение транспортными средствами и грузами границы Таможенного союза при их ввозе

Одним из показателей уровня развития таможенной службы является использование предварительной информации при таможенном оформлении. Использование предварительной информации служит основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли (WCO High Level Strategic Group Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade). На предварительной информации основано управление интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (Integrated Supply Chain Management Guidelines (WCO, June 2004)) и применение Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999).

Предварительное информирование таможенных органов (далее - ПИ) заключается в представлении в таможню государства - члена Таможенного союза (далее - ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах не менее чем за два часа до планируемого ввоза товара на территорию ТС (Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом").

Предварительная информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится: в странах - участницах ТС или в любом другом государстве. В тестовом режиме система предварительного информирования (Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. N 192 "Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации") на территории Российской Федерации начала работать с 2008 г.

Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза с 17 июня 2012 г., предварительное информирование стало обязательным. Для товаров, ввозимых иными видами транспорта, представление предварительной информации необязательно.

Для представления предварительной информации в ФТС России создан Портал электронного предоставления сведений (edata.customs.ru), основанный на использовании WEB-технологий и сети Интернет. При ввозе товаров через участки границ других государств - членов ТС предварительное информирование должно быть осуществлено через информационные системы соответствующих таможенных служб.

Предварительное информирование "позволило на 30 минут сократить время таможенных операций для тех грузовиков и фур, по которым такая информация поступила заранее. Но если машина уже прибыла в пункт пропуска, а информации на таможне нет, то данные вводятся в ручном режиме". Сокращение времени таможенных операций на 30 минут происходит исключительно за счет того, что данные не вводятся в ручном режиме, а сверяются с данными, указанными в транспортных и коммерческих документах, которые в бумажном виде предъявляются при пересечении границы. Таким образом, предварительное информирование не освобождает перевозчика от предоставления бумажных транспортных и коммерческих документов сотрудникам таможенных органов в пункте пропуска для проверки сведений, указанных при предварительном информировании.

Предварительное информирование (Приказ ФТС России от 5 июля 2012 г. N 1345 "Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары") особенно актуально в условиях угроз и опасности роста международного терроризма. Подобные программы одобрены рядом стран, например "Партнеры по защите" (PIP) таможенной службы Канады, "Передняя линия и аккредитованный клиент" таможенной службы Австралии, "C-TPAT" и CSI таможенной службы США, "SEP and FrontLine" таможенной службы Новой Зеландии и др.

 

Удаленный выпуск

 

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологии удаленного выпуска (далее УВ) товаров. В табл. 3 приведены темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа.

Таблица 3

Темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа

 

2010

2011

2012

Общее кол-во ЭД деклараций, выпущенных с
использование технологии удаленного доступа

6500

54000

200000

В основе технологии удаленного выпуска товаров лежит принцип разделения таможенных процедур. Документальный и физический таможенный контроль товаров осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ (Приказ Федеральной таможенной службы от 22 апреля 2011 г. N 845 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования"). Например, документальный таможенный контроль осуществляется на таможенном посту, расположенном внутри страны, а фактический - в пункте пропуска на таможенной границе.

Применение технологии УВ товаров способствует равномерной загруженности людских ресурсов и снижению нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время сконцентрированы вдоль границы РФ. Применение технологии удаленного выпуска товаров позволяет сократить поток международного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Однако УВ товаров присущи недостатки электронного декларирования - предъявление бумажных документов по запросу таможенных органов.

Применение технологии УВ позволяет перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в том числе и в зависимости от их специализации. Также технология удаленного выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров.

С целью развития технологии удаленного выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 26 специализированных таможенных постов - центров электронного декларирования. Они расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде.

 

Электронный фрахт (E-freight)

 

"E-freight" - программа Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA - International Avia Transport Association). Для организации международной перевозки груза авиационным транспортом необходимо оформить свыше 30 форм бумажных документов. Программа "E-freight" позволяет отказаться от технологий, основанных на бумажном документообороте, и способствует упрощению и модернизации процедур бизнеса в области грузовых авиационных перевозок. Программа "E-freight" поддерживает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных и таможенных документов ("All you need to know about... IATA e-freigh", IATA Cargo, May 2010).

Таким образом, применение таможенными службами программ электронного декларирования оказывает значительное влияние на реализацию программы "E-freight" в процессе грузовой перевозки.

Участие в данной программе принимают четыре российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск). На сегодняшний день первый этап данной программы успешно реализован, ведется подготовка к осуществлению следующего этапа.

 

Карта таможенных платежей

 

Платежная система "Карта таможенных платежей" является инструментом оплаты таможенных и иных платежей. В основу построения платежной системы легла технология расчетов, утвержденная Приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей". В соответствии с данной технологией оплата платежей осуществляется с использованием пластиковой карты, которая является микропроцессорной банковской картой. Она эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. Уплата таможенных платежей с данной карты производится в валюте Российской Федерации. Наличие счета (чека, подтверждающего совершение сделки по такой карте), подписанного держателем карты и инспектором таможенного органа, считается фактическим поступлением денежных средств на счет таможни.

В настоящее время 35% всех таможенных платежей осуществляется с использованием данных карт. Ее используют около 2500 участников ВЭД.

В настоящее время в России действуют два координатора эмиссии микропроцессорных банковских карт: ООО "Таможенная карта" - Таможенная карта и ООО "Мультисервисная платежная система" - Раунд (PayHD) (Приказ ФТС России от 6 ноября 2012 г. N 2222 "О координаторе эмиссии таможенных карт").

Преимущества использования микропроцессорных банковских карт:

- оплата осуществляется в таможенном органе во время оформления товара;

- оплата не зависит от времени работы банка;

- с карты уплачивается необходимая сумма таможенных платежей, в результате не возникает переплат денежных средств;

- не требуется внесение авансовых платежей;

- карта может быть использована только для осуществления таможенных платежей в терминалах, установленных на таможне. Оплата иных операций блокируется (только для таможенной карты);

- возможность оплаты таможенных платежей через сеть Интернет (только для карты "Раунд (PayHD)").

При большом количестве преимуществ у данных карт есть один существенный недостаток. Затраты на обслуживание таких карт довольно высоки и могут составлять от 0,2 до 1,3% от суммы платежа в зависимости от объема таможенных платежей.

 

Портал госуслуг (www.gosuslugi.ru)

 

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг" в ФТС России проведены работы по созданию возможности предоставления государственных услуг (функций) в электронном виде через портал госуслуг.

В настоящее время через портал госуслуг ФТС России реализует 14 услуг (функций). В основном предоставление таких услуг (функций) базируется на подаче и получении документов в бумажном виде. Только некоторые услуги (функции) допускают возможность подачи документов и получение ответа в электронном виде через портал услуг (функций) или по электронной почте.

Электронное декларирование и предварительное информирование осуществляется с использованием электронного портала ФТС России.

Таблица 4

Прогнозируемые показатели таможенного администрирования в России

Показатели таможенного администрирования

Единица
измерения

2012

2015

2018

Позиция в рейтинге Doing business по
показателю "Международная торговля"

 

160

79

17

Количество документов, требуемых для
пропуска товара через границу при импорте

штук

10

6

4

Срок подготовки документов, необходимых для
прохождения всех процедур, связанных с
перемещением товара через границу

дней

25

15

7

Срок прохождения таможенных операций и
таможенных процедур для товаров, которые не
подлежат дополнительным видам
государственного контроля и не
идентифицированы как рисковые поставки,
требующие дополнительной проверки

часов

96

24

2

Количество документов, требуемых для
пропуска товара через границу при экспорте

штук

8

4

4

Срок подготовки документов, необходимых для
прохождения всех процедур, связанных с
перемещением товара через границу

дней

25

15

7

Срок прохождения таможенных операций и
таможенных процедур для товаров, которые не
идентифицированы как рисковые поставки,
требующие дополнительной проверки

часов

72

24

2

В 2012 г. ФТС России внедрена автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов, выданных федеральными органами исполнительной власти, которые необходимо представить в процессе декларирования товаров. В этих целях ФТС России была подготовлена 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия. Таким образом, разрешительные документы, необходимые для таможенного оформления, должны поступать в таможенные органы напрямую из федеральных органов исполнительной власти через систему межведомственного электронного взаимодействия и не требоваться от декларанта. Эта система должна позволять не только получать разрешительные документы, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти и находящиеся в их информационных ресурсах, напрямую от них, но и проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в электронных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений должна избавить участников ВЭД от лишних бумажных документов.

Согласно отчетам Всемирного банка Российская Федерация по показателю "Международная торговля - Trading Across Border" в 2009, 2010 и 2012 гг. заняла 162-ю позицию в рейтинге, а в 2011 - 161-ю (Отчеты Всемирного банка "Doing Business 2010", "Doing Business 2011", "Doing Business 2012", "Doing Business 2013"). Это свидетельствует о том, что состояние таможенного оформления за последние четыре года не изменилось, несмотря на то что Президентом РФ и Премьер-министром РФ не раз отмечалось развитие таможенных технологий. Российская Федерация не включена в список государств, улучшивших показатели в данной области в течение 2011/2012 г. (Table 16.3 Who made trading across borders easier in 2011/12 - and what did they do? в отчете Doing Business - 2013). В соответствии с последним отчетом Всемирного банка в Российской Федерации для пересечения границы при импорте требуется 11 документов и 36 дней, при экспорте соответственно - 8 документов и 21 день.

Отчетом ИАТА о статусе внедрения "E-freight" по состоянию на октябрь 2012 г. отмечено отсутствие в России программы создания электронной таможни.
Согласно исследованию (Исследование "Применение в Российской Федерации систем классификации, кодирования и электронной передачи данных для внешней торговли, их взаимной совместимости и соответствия международным стандартам и рекомендациям"), проведенному В. Коростылевым в 2010 г. по заказу Европейской экономической комиссии ООН, в прикладных сообщениях информационных систем используется 104 формата, что свидетельствует о сложности алгоритмов информационного обмена и об отсутствии гармонизации процедур и документов в процессе разработки программных средств. Форматы электронных сообщений, применяемых в системах электронного декларирования и предварительного информирования, разработаны в синтаксисе XML. Международный стандарт UN/EDIFACT при разработке не применялся.

Правительство РФ предпринимает действия по совершенствованию таможенного администрирования. В июне 2012 г. утверждается План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"), который прогнозирует улучшение показателей таможенного администрирования на период до 2018 г.

ФТС России разработала и внедрила ряд информационных систем. Однако бумажные документы применяются одновременно с информационными системами - дополняют их или дублируют. Внедряя информационные системы, таможенная служба развивает информационный обмен, но не создает электронную таможню - таможенное оформление грузов в безбумажном виде - в целом, так как не отказывается от использования бумажных документов в ходе таможенного оформления. "Дорожная карта" предусматривает сокращение количества документов, предъявляемых в ходе таможенного оформления, что должно повлиять на упрощение таможенного оформления в России.

Май 2013 г.