Преодоление административных барьеров при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

Эффективность государственного управления в определенной сфере деятельности неразрывно связана с качеством государственного контроля как функции государственного управления. Таможенный контроль как один из видов государственного контроля и как функция государственного управления в сфере перемещения товаров через таможенную границу не является в этом смысле исключением. Качество контрольно-надзорной деятельности таможенных органов как органов исполнительной власти обусловливает конечный результат государственного управления в таможенной сфере, который в целом совпадает с целями осуществления таможенного контроля как такового - обеспечением соблюдения таможенного законодательства, защитой прав и законных интересов физических и юридических лиц. Одной из проблем современной системы таможенного контроля в целом, а также отдельных его направлений являются административные барьеры при его прохождении.

По мнению автора, в качестве административного барьера выступает избыточная административная процедура (предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции) или ее часть, условие (действие, операция). Следовательно, все административные процедуры (последовательный порядок действий) и операции (действия любых участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу), отсутствие которых не отразится на эффективности таможенного контроля (не снизит ее) и не ухудшит положение подконтрольных или иных лиц, можно считать административными барьерами.

Кроме того, в научной литературе используется понятие административных ограничений. Так, И.Н. Барциц считает важной составляющей совершенствования контроля и надзора дальнейшее разумное сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности. По его мнению, эти задачи решаются в настоящее время не в полной мере.

Административные процедуры и операции в рамках таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, безусловно, имеют определенную специфику. Она обусловлена двумя факторами: особенностью товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности, и наличием дополнительного участника рассматриваемых правоотношений - правообладателя, интересы которого должны быть обеспечены посредством рассматриваемого вида таможенного контроля.

Административные барьеры при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, можно классифицировать по различным критериям.

Во-первых, это лицо, для которого существует административный барьер. В соответствии с этим критерием административные барьеры можно разделить на административные барьеры для правообладателей, таможенных представителей, декларантов, уполномоченных экономических операторов, физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу, и др.

Во-вторых, административные барьеры могут различаться в зависимости от своего содержания. Следует выделить временные (например, срок приостановления таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных), финансовые или материальные (страхование риска ответственности за причинение вреда при внесении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), организационные (требование дополнительных документов при таможенном контроле) и иные барьеры при прохождении таможенного контроля.

В-третьих, административные барьеры при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, можно разделить в зависимости от административной процедуры или операции, которая является избыточной. Так, можно выделить административные процедуры таможенного декларирования товаров (которые, в свою очередь, подразделяются на декларирование при экспорте, выпуске для внутреннего потребления и др.); внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России для правообладателей; приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных; таможенной проверки и иных форм таможенного контроля и т.д. Соответственно, способы преодоления (сокращения) административных барьеров также будут отличаться разнообразием с учетом лиц, в отношении которых административная процедура или ее условие выступает административным барьером, содержания административного барьера, конкретной административной процедуры (операции), признанной избыточной.

Специалисты предлагают различные способы преодоления административных барьеров. Эти способы зависят от сферы, в которой созданы и существуют препятствия со стороны государственного управления для осуществления определенной деятельности (сфера экономики в целом или сфера предпринимательской деятельности в частности; сфера правоохранительной деятельности и др.).

Л.К. Терещенко и А.В. Калмыкова в целях сокращения административных барьеров в экономике предлагают следующие меры.

  1. Мониторинг административных барьеров, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
  2. Идентификация и выявление приоритетных проблем.
  3. Поиск и формулирование решений приоритетных проблем.
  4. Совершенствование действующего законодательства, направленного на решение приоритетных проблем.
  5. Реализация осуществления программы преобразований; мониторинг действия программы и нормативных правовых актов, направленных на решение приоритетных проблем.
  6. Развитие института саморегулирования.
  7. Установление персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий.

Г.Б. Казаченко и Е.В. Самойленко предлагают введение понятия "административный барьер" в Общую часть Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнение Особенной части составами конкретных административных правонарушений, которые связывались бы с понятием "административный барьер".

В качестве одного из способов снятия излишних административных барьеров на протяжении длительного времени рассматривается развитие и внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Способы преодоления административных барьеров при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, дифференцированы автором в зависимости от субъекта, сталкивающегося с ними, а также выделены способы преодоления административных барьеров для правообладателей и иных лиц.

В качестве первой группы способов нами предлагаются следующие.

Упрощение административной процедуры внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России (ТРОИС). Данное упрощение способно иметь несколько вариантов реализации.

Во-первых, это отмена предоставления обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу при внесении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС.

Во-вторых, это предоставление возможности внесения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС в электронной форме.

В-третьих, отмена необходимости подтверждения сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных. К сведениям о товарах, обладающих признаками контрафактных, относятся сведения, представляющие собой подробную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.), указание уполномоченных импортеров, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот, экспортеров, производителей и др.), включая коды товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТС), а также о предполагаемых местах ввоза на таможенную территорию ТС (вывоза с таможенной территории ТС) и импортерах (экспортерах) товаров в случае, если имеется такая информация. На практике данное условие административной процедуры внесения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС выступает реальным барьером для правообладателя. Кроме того, нельзя исключать возможность полной отмены института ТРОИС при условии установления принципа "ex officio" на постоянной основе.

Упрощение административной процедуры приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данная процедура регламентирована ст. 331 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенный орган в течение одного рабочего дня обязан связаться с правообладателем и получить от него информацию, характеризующую его позицию в отношении товара, выпуск которого приостановлен. Подобное взаимодействие с учетом информационного обмена между ФТС России и Роспатентом необходимо перевести на электронную платформу.

Во вторую группу способов входят способы преодоления административных барьеров для декларантов, таможенных представителей и иных подконтрольных лиц. Они имеют более общий, универсальный характер и во многом совпадают со способами минимизации административных барьеров при прохождении таможенного контроля в целом. Последние в условиях административной реформы и оптимизации таможенного законодательства в рамках евразийской экономической интеграции имеют устойчивую тенденцию к снижению.

Отражение ее мы находим в действующем таможенном законодательстве. Согласно статье 11 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ", одним из принципов деятельности таможенных органов является недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

Таможенному контролю подлежат все товары, перемещаемые через таможенную границу. В то же время этот контроль не должен быть избыточным, он должен быть сведен к необходимому минимуму, способному обеспечить права и законные интересы лиц, а также должный уровень безопасности личности, общества и государства.

Следует согласиться с мнением О.Ю. Бакаевой о том, что законодатель, с одной стороны, признал обязательность таможенных процедур, а с другой - гарантировал частным субъектам защиту от излишней требовательности таможенных органов.

В качестве способов преодоления административных барьеров для подконтрольных лиц при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, автором предлагаются следующие.

Использование информационных технологий при осуществлении таможенного контроля. Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на систему государственного управления не вызывает сомнений. Система таможенного контроля также стремительно меняется под воздействием актуальных тенденций цифровой революции. При этом в данном направлении еще есть куда двигаться. Так, в условиях высокого уровня межведомственного информационного обмена между ФТС России и Роспатентом необходимо говорить о возможности для декларанта не представлять при таможенном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, документы, подтверждающие правомерность введения товаров в оборот (свидетельство на товарный знак, лицензионный договор). При наличии единой межведомственной информационной базы данные о подобных документах будут автоматически подтверждать заявленные в таможенной декларации сведения.

Развитие системы специальных упрощений при прохождении таможенного контроля. Подобными упрощениями в настоящее время пользуется только уполномоченный экономический оператор. На наш взгляд, следует внести в таможенное законодательство положения о специальных упрощениях для правообладателей, выступающих декларантами товаров, содержащих принадлежащие им объекты интеллектуальной собственности.

Перенос контрольно-надзорного воздействия таможенных органов с этапа предварительного и текущего контроля на этап после выпуска товаров. Пользуясь терминологией Киотской конвенции, следует согласиться с мнением, что таможенный контроль на базе последующего аудита существенно ускоряет движение внешнеторговых грузов и снимает ненужные барьеры. Таможенный контроль после выпуска товаров в последние годы закономерно является одним из приоритетных направлений таможенного контроля. В рамках таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, перенос акцентов на этап после выпуска позволяет ускорить и упростить таможенные операции в отношении рассматриваемой категории товаров при текущем контроле.

Сокращение сроков совершения таможенных операций. Значение сроков при прохождении таможенного контроля трудно переоценить. На протяжении последних нескольких десятилетий сокращение сроков совершения таможенных операций и прохождения таможенного контроля выступает одним из значимых векторов оптимизации таможенного законодательства. Развитие данной тенденции прослеживается и в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Речь идет о различных категориях сроков: срок выпуска товаров, срок регистрации декларации на товары таможенным органом и других. Любое сокращение сроков при прохождении таможенного контроля следует соотносить с процессом преодоления административных барьеров при его прохождении для подконтрольных лиц.

Сокращение перечня документов при таможенном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Специфика перечня документов, подтверждающих сведения о товарах, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в таможенной декларации имеет два аспекта.

Во-первых, это документы, подтверждающие правомерность введения в оборот данной категории товаров как правообладателем, так и иным лицом, выступающим в качестве декларанта.

Во-вторых, в данный перечень входят документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Эти категории документов могут не представляться при условии полноценного функционирования межведомственного информационного взаимодействия между ФТС России и Роспатентом, о котором говорилось выше.

Все перечисленные выше способы преодоления (сокращения) административных барьеров при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделенная автором тенденция упрощения и ускорения таможенных операций в развитии таможенного законодательства последних десятилетий выражается в сокращении административных барьеров при прохождении таможенного контроля в целом и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в частности. Подобное сокращение осуществляется всеми выделенными выше способами в той или иной мере. Развитие тенденции к преодолению административных барьеров при прохождении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, позволит в полной мере обеспечить права и интересы правообладателей, бизнеса, потребителей продукции, а также государства как регулятора отношений в области создания и использования интеллектуальных прав.

Автор: Агамагомедова С.А., кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" (г. Пенза).

Февраль 2017 г.