Информационные технологии в таможенных услугах

 

Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями (далее - ИТ-технологии), без которых невозможно представить дальнейшее развитие общества. Этому способствовали формирование единого всемирного информационного пространства, создание глобальных информационных систем и технологий, структурирование информационных потоков и ресурсов, превращение информации в предмет рыночной востребованности. Применение ИТ-технологий в органах государственной власти, деятельность которых сопряжена с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, на современном этапе особенно актуально. Именно ИТ-технологии являются одним из основных факторов, определяющих тенденции развития Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) и инструментов таможенного администрирования.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ-технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
ФТС России, как и любая другая государственная структура, ориентирована на внедрение перспективных технологий с целью повышения эффективности своего функционирования и качества предоставляемых услуг конечному потребителю. Одним из инструментов реализации таких технологий и являются ИТ-технологии. Разработка и внедрение информационных таможенных технологий - своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность совершения таможенных операций.
Реализация таможенной службой поставленной государством задачи по созданию стабильных и благоприятных условий для развития внешней торговли и проведения эффективного таможенного контроля не может быть эффективно осуществлена без внедрения и использования современных ИТ-технологий, необходимость применения которых обусловлена быстрым увеличением объема международного товарооборота, усложнением его структуры, ограниченностью кадровых ресурсов таможенных органов и желанием участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) свести к минимуму потери времени и материальных средств в ходе таможенного декларирования товаров.
Руководители таможенных служб многих стран мира сходятся во мнении, что внедрение ИТ-технологий, несмотря на высокий уровень затрат, не является прихотью, а представляет собой суровую необходимость. В настоящий момент правительства выделяют значительные бюджетные средства на финансирование мероприятий, связанных с разработкой, внедрением, совершенствованием, развитием ИТ-технологий в органах государственной власти. Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, на внедрение и использование ИТ-технологий в государственных органах Правительством РФ в бюджетах на 2012 - 2014 гг. заложено около 181 млрд руб.
ФТС России придерживается мнения, что "за ИТ-технологиями будущее таможенной службы России". В связи с этим ФТС России был принят ряд федеральных программ по модернизации таможенной системы и внедрению ИТ-технологий в процессы регулирования и администрирования внешнеторговой деятельности, благодаря которым она была признана одной из самых технологичных и технически оснащенных служб России.
В таможенной службе России ведется постоянная работа по внедрению и адаптации современных инструментов таможенного администрирования и контроля, основанных на ИТ-технологиях и международных нормах. Среди таких инструментов можно отметить:
- использование ИТ-технологий при совершении таможенных операций (электронное декларирование и информирование по каналам связи и через Интернет (ЭД 1 и ЭД 2));
- разработку новых программных продуктов, обеспечивающих защиту, полноту и конфиденциальность обрабатываемых данных;
- программное использование системы управления рисками;
- электронный документооборот, позволяющий осуществлять информационный обмен данными;
- внедрение электронной подписи;
- инновационные технические системы таможенного контроля;
- модернизацию информационной сети ЕАИС таможенных органов;
- разработку Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
Благодаря внедрению и использованию вышеуказанных инструментов ФТС России уже добилась существенных результатов в реализации своих повседневных задач, направленных на обеспечение экономической безопасности и совершенствование таможенного регулирования внешней торговли.
Однако на сегодняшний день на фоне стремительного прогресса информационного общества, постоянного усиления процессов глобальной интеграции и широкого применения ИТ-технологий в государственном аппарате, в рамках реализации Федеральных целевых программ "Электронная Россия...", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" [5] и "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" Правительство РФ ставит перед ФТС России новую задачу - повысить качество и доступность государственных услуг в таможенной сфере (далее - таможенные услуги). Для решения данной задачи необходимы внедрение ИТ-технологий и использование электронных способов передачи информации. Распоряжением ФТС России от 16.04.2010 N 96-р была создана рабочая группа по разработке и управлению реализацией ведомственной программы внедрения ИТ-технологий в деятельность ФТС России и координации перехода к предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде.
Среди основных проблем, выявленных рабочей группой, стоит отметить "бумажный порядок" оказания таможенных услуг, установленный в соответствии с Регламентом ФТС России, утвержденным Приказом ФТС России от 28.11.2007 N 1479. Большинство таких услуг направлено лишь на ведение реестров и носят информационно-справочный характер. В соответствии с нормами, регламентирующими порядок предоставления государственных услуг, существуют следующие ограничения:
- необходимость предоставления заявителями документов исключительно на бумажных носителях лично или по почте;
- необходимость межведомственного взаимодействия путем направления соответствующих писем, ведения журналов учета на бумажных носителях;
- необходимость выдачи результата предоставления государственной или муниципальной услуги в целом или ее отдельной процедуры исключительно на бумажном носителе.
Естественно, что данный порядок ввиду своей негибкости и объемности не способен отвечать жестким требованиям развитого информационного общества.
Еще одним важным барьером, сдерживающим переход на оказание таможенных услуг в электронном виде, является недостаточный уровень компьютерной грамотности как граждан - потенциальных потребителей таможенных услуг в электронном виде, так и государственных служащих, участвующих в предоставлении таможенных услуг в электронном виде.
Отсутствуют координация и единые технологические стандарты при создании информационных систем федеральными и региональными органами государственной власти. Органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку однотипных программных решений.
При закупке и внедрении программного обеспечения не уделяется должного внимания применению решений, основанных на открытых стандартах, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.
Правовой основой использования ИТ-технологий на единой таможенной территории как таможенными органами, так и участниками ВЭД является таможенное законодательство Таможенного союза, базирующееся на Конвенции ООН "Об использовании электронных сообщений в международных договорах" 2005 г., Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли 2005 г., практике применения информационных систем и технологий в таможенной сфере, установленной в гл. 7 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
В Таможенном кодексе Таможенного союза из 372 статей более чем в 40 предусмотрены порядок и правила использования информационных технологий на единой таможенной территории, основными из них можно считать:
- ст. 43 "Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами";
- ст. 44 "Информационные ресурсы таможенных органов";
- ст. 45 "Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации";
- ст. 124 "Обмен информацией между таможенными органами";
- ст. 180 "Таможенная декларация".
Использование ИТ-технологий и электронных способов передачи информации при оказании таможенных услуг и осуществлении таможенных операций в России дополнительно регламентировано Федеральными законами от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Важным нововведением является установленный для органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, запрет требовать от заявителя информацию и документы, которые находятся в распоряжении данных органов, организаций и (или) иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Использование ИТ-технологий при осуществлении таможенных услуг и таможенных операций регулируют следующие статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации":
- п. 8 ст. 11 "Принципы деятельности таможенных органов";
- пп. 13 п. 1 ст. 19 "Права таможенных органов";
- п. 1 ст. 51 "Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела";
- п. 8 ст. 86 "Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному таможенному оператору";
- статьи гл. 7 "Информационные системы и информационные технологии".
В настоящее время ФТС России подготовила поправки в указанный Федеральный закон в части перехода на межведомственное взаимодействие в электронной форме, которые устранят препятствия для организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при предоставлении таможенных услуг в электронной форме. Участникам ВЭД не нужно будет представлять документы на бумажном носителе, выдаваемые другими федеральными органами исполнительной власти.
Эффективное внедрение ИТ-технологий в таможенные услуги может дать следующие положительные результаты:
- обеспечение доступности и качества услуг любому гражданину (независимо от возраста, уровня достатка, образования и местожительства) или организации в удобное время в удобном месте (дома или на рабочем месте), получение результата при минимальных затратах времени и усилий;
- существенное сокращение сроков предоставления таможенных услуг и затрат на передачу, хранение, обработку информации;
- автоматизация некоторых процессов, касающихся взаимодействия участников ВЭД с таможенной службой России, а также самой таможенной службы с иными органами исполнительной власти;
- повышение качества предоставления таможенных услуг;
- перевод большинства таможенных операций в электронную форму и упрощение обеспечения соответствия информационных систем таможенной службы России с информационными системами зарубежных стран.
Оказание таможенных услуг в электронной форме позволяет сократить время, необходимое для выполнения тех или иных внутренних типовых процессов и процедур, а также напрямую влияет на повышение экономической эффективности деятельности таможенных органов путем высвобождения площадей, которые ранее использовались для хранения документов; повышения производительности труда; сокращения затрат на бумагу и печать документов, почтовые отправления, передачу, хранение и обработку информации.
Кроме того, следует отметить, что удобства, связанные с использованием ИТ-технологий при получении таможенных услуг, ведут к сокращению количества представляемых документов на бумажных носителях, упрощению процесса обмена документами и сведениями между участниками ВЭД и таможенной службой, устранению коррупционных издержек.
От сроков и качества предоставления таможенных услуг напрямую зависят срок прохождения таможенных процедур и таможенных операций, финансовые издержки экспортеров и импортеров, связанных с простоем транспортных средств, хранением товаров и декларированием.
Безусловно, одним из главных направлений повышения качества таможенных услуг является переход на современные информационные таможенные технологии: предварительное информирование, электронное декларирование, электронное сопровождение таможенных грузов с использованием системы "ГЛОНАСС", развитие информационно-логистических центров в федеральных округах и регионах России, системное взаимодействие этих центров между собой и с таможенными органами в целом, применение информационного обмена на наиболее проблемных направлениях международного товарооборота для обеспечения безопасности и облегчения процедур, обеспечение соответствия российских систем учета информационным системам зарубежных стран.
Потребность в единообразии применения таможенного законодательства является, на наш взгляд, одним из самых важных условий автоматизации таможенных операций. Информационные таможенные технологии, будучи продуктом, построенным на строгом соблюдении правил, закрепленных в таможенном законодательстве, должны обеспечивать единообразный подход и применение правил и требований к оценке каждой внешнеэкономической сделки. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Использование ИТ-технологий в таможенных услугах позволит объединить таможенную информационную систему с информационными системами банков и торговых партнеров, тем самым ускоряя продвижение товаров между странами, создавая условия для развития транзита и повышения уровня таможенного контроля. Это будет способствовать созданию благоприятных условий ВЭД, влиять на темпы роста экономического развития, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения.
При вступлении России и стран Таможенного союза в ВТО в сферу таможенных услуг неизбежно придут иностранные компании, которые будут соперничать с российскими таможенными представителями. Только освоив все современные информационные технологии и автоматизированные системы, которые разрабатывает и внедряет ФТС России, компании таможенных представителей смогут стать достойными конкурентами и предложить участникам мировой торговли услуги высокого качества.
Таким образом, переход на новый виток развития таможенной системы немыслим без адекватного развития информационных таможенных технологий. Электронному бизнесу, электронной торговле и электронным внешнеторговым документам должны соответствовать информационно-компьютерная таможенная служба и таможенные услуги, отвечающие требованиям современного информационного общества.
 

Сентябрь 2012 г.