Отношение к информации, полученной таможенными органами

 

Комментарий к статье 8 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Отношение к информации, полученной таможенными органами

Основы правового режима информации, полученной таможенными органами, определены в ст. 8 ТК.
Для выполнения своих функций таможенные органы нуждаются в различного рода информации о лицах, участвующих в таможенных правоотношениях, товарах, перемещаемых через таможенную границу, и т.д.
Таможенные органы обладают правомочиями требовать документы и сведения, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и необходимо для выполнения задач таможенной службы (совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля и т.д.).
Статья 8 ТК содержит норму, в соответствии с которой любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с предписаниями законодательства, может быть использована исключительно в таможенных целях, в том числе в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Данное правило соответствует стандартам Киотской конвенции и было закреплено в Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 10).
Законодательство предусматривает, что таможенные органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны предотвращать несанкционированный доступ к информации, предупреждать возможность неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации и осуществлять постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В ст. 44 ТК закреплено, что информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации соответствующие отношения регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Таможенное законодательство Таможенного союза уделяет особое внимание информационным системам и информационным технологиям в таможенном деле, выделив эту проблематику в отдельную главу ТК (глава 4).
Особый правовой режим устанавливается в отношении информации ограниченного распространения. Такая информация, во-первых, не должна разглашаться, во-вторых, не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях и, в-третьих, не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство предусматривает обязанность таможенного органа передавать информацию, например, иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью, налоговым органам и т.д.).
Под действие особого режима защиты подпадают:

а) информация, составляющая государственную тайну, то есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

б) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну;

в) информация, составляющая налоговую тайну;

г) информация, составляющая банковскую тайну, то есть информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;

д) любая иная конфиденциальная информация, то есть информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.

Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа к ним должностных лиц таможенных органов.
Таможенные органы одного государства - члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства - члена Таможенного союза при условии, что такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства - члена Таможенного союза. При передаче информации в этом случае должны соблюдаться требования законодательства данного государства - члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - членов Таможенного союза.
Государства - члены Таможенного союза заключили Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

К оглавлению: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС