Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

 

Комментарий к статье 19 Закона РФ "О таможенном тарифе": Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

 

Статья 19 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Названный метод является основным методом таможенной оценки товаров и подлежит применению во всех случаях, когда выполняются его условия, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".

Согласно п. 1 комментируемой статьи таможенной стоимостью товаров, оцениваемых по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, признается стоимость сделки с ввозимыми товарами, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, с некоторыми обязательными дополнительными начислениями к ней, перечисленными в ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе". Цену сделки и указанные дополнительные начисления называют структурными компонентами таможенной стоимости.

Отметим, что приведенное определение раскрывает содержание понятия таможенной стоимости только при применении первого метода ее определения. Общее, универсальное определение понятия таможенной стоимости не закреплено ни в отечественном законодательстве, ни в международно-правовых актах (см. подробнее комментарий к ст. 12 настоящего Закона).

При проведении таможенной оценки по первому методу ключевым понятием и основным компонентом таможенной стоимости выступает стоимость сделки с ввозимыми товарами, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, дополненная в соответствии со ст. 19.1 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе". Такой ценой является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (п. 1 ст. 19 Закона). Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров (п. 8 комментируемой статьи).

Исходя из изложенного, законодательное определение таможенной стоимости при ее расчете по первому методу можно выразить формулой:

Таможенная стоимость = Стоимость сделки с ввозимыми товарами = Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Сведения о цене сделки содержатся прежде всего во внешнеторговом договоре, дополнениях к нему, спецификациях, заказах и иных документах, признаваемых неотъемлемой частью соответствующих договоров, инвойсах. Цена сделки, указанная в инвойсе, иначе называется фактурной стоимостью. Все документы, используемые в целях таможенной оценки товаров, должны содержать количественно определяемую и достоверную информацию (подробнее см. комментарий к п. 3 ст. 12 настоящего Закона).

Пункт 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" содержит перечень условий применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При невыполнении хотя бы одного из таких условий первый метод не может быть применен. Это условия:

1. Не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами. Не исключают таможенную оценку товаров по первому методу только ограничения следующего характера:

- установленные федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Новая редакция Закона РФ "О таможенном тарифе" конкретизировала и расширила круг нормативных правовых актов, которыми могут быть определены ограничения, не влияющие на применение первого метода таможенной оценки, включив в него указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Данная редакция Закона в полной мере соответствует подп. "а" п. 1 ст. 1 Соглашения о применении статьи VII ГАТТ;

- ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;

- существенно не влияющие на стоимость товаров. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ в качестве примера ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров, названы требования продавца автомобилей к их покупателю не продавать автомобили или не демонстрировать их до определенной даты, ознаменующей начало года выпуска модели.

2. Продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено. В прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" данное условие было сформулировано менее конкретно ("продажа и цена сделки не зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено"), что допускало расширительное толкование соответствующих положений Закона. На практике это приводило к тому, что различные условия, характеризующие конкретную сделку и не типичные для подавляющего большинства внешнеторговых сделок, рассматривались таможенными органами как влияющие на продажу товаров или цену сделки (например, наличие между поставщиком товаров и их покупателем дилерского соглашения, в силу которого последний обязался не закупать аналогичный товар у третьих лиц; поступление товаров не непосредственно от продавца по внешнеторговому договору, а от иного лица - фактического отправителя товаров; сбор и переработка продавцом товаров под будущие поставки под контролем представителя покупателя и др.). Поскольку влияние подобных условий на продажу или цену товаров трудно определить (каким именно образом данное условие повлияло на продажу или цену товаров, в чем выразилось это влияние, какова его мера), делался вывод, что это и есть "условие, от которого зависят продажа и цена сделки и влияние которого не может быть учтено". Избранная законодателем новая редакция рассматриваемой нормы вносит определенность: первый метод таможенной оценки не применим, если таможенным органом точно установлены конкретные условия внешнеторговой сделки, установлено влияние этих условий на продажу товаров или их цену, однако рассчитать конкретный показатель такого влияния (в стоимостном выражении) не представляется возможным.

Вывод о влиянии определенных условий сделки на продажу или цену товаров может быть сделан, например, на основе анализа самих документов на оцениваемые товары, а также информации о ценах сделок с аналогичными товарами, совершенных при сопоставимых условиях.

В названных выше Пояснительных примечаниях к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ приведены некоторые примеры зависимости продажи или цены товаров:

- продавец устанавливает цену на импортируемые товары при условии, что покупатель приобретет также другие товары в определенных количествах;

- цена импортируемых товаров зависит от цены или цен, по которым покупатель импортируемых товаров продает другие товары продавцу импортируемых товаров;

- цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с импортируемыми товарами, например, когда импортируемые товары - полуфабрикаты предоставляются продавцом на условии, что он (продавец) получит определенное количество обработанных товаров.

Вместе с тем в Примечаниях указано, что наличие условий, относящихся к производству или маркетингу импортированных товаров, не должно влечь отказ от применения стоимости сделки. Например, то обстоятельство, что покупатель предоставляет продавцу проектную документацию и проекты, выполненные в стране импорта, не является основанием для отказа от использования первого метода таможенной оценки. Аналогично условие о том, что покупатель осуществляет за свой счет, пусть даже по договоренности с продавцом, деятельность, относящуюся к маркетингу импортированных товаров, расходы в связи с этой деятельностью не составляют часть таможенной стоимости и данное условие не влечет отказ от первого метода определения таможенной стоимости.

3. Любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" могут быть произведены дополнительные начисления. Названные выше доходы продавца признаются структурными компонентами таможенной стоимости. Эти расходы должны быть выделены из цены сделки, количественно определены и подтверждены документально. При невыполнении этого требования первый метод таможенной оценки не может быть применен (п. 2 ст. 19.1).

4. Если покупатель и продавец по внешнеторговой сделке, совершенной с оцениваемыми товарами, взаимосвязаны и их взаимосвязь повлияла на цену сделки.

Понятие взаимосвязанных лиц раскрыто в подп. 2 п. 1 ст. 5 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" следующим образом.

Взаимосвязанные лица - лица, отвечающие одному из следующих условий:

если каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;

если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

если они являются работодателем и работником;

если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет пятью и более процентами выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

При этом тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором другого лица или единственным пользователем по договору коммерческой концессии, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из перечисленных выше условий.

В прежней редакции Закона использовался термин "взаимозависимые лица", которыми признавались лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:

один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;

участники сделки являются совладельцами предприятия;

участники сделки связаны трудовыми отношениями;

один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;

оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;

участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;

один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;

участники сделки или их должностные лица являются родственниками.

Как видно из приведенных определений, изменилась не только терминология комментируемого Закона ("взаимосвязанные" вместо "взаимозависимые", что в большей степени соответствует англ. "related" - "связанные", используемому в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ), изменились критерии взаимоотношений участников внешнеторговой деятельности, оказывающих влияние на стоимость сделки. Поскольку не каждый такой критерий подразумевает взаимозависимость лиц, введенный термин "взаимосвязанные лица" в большей степени соответствует юридическому наполнению понятия, для обозначения которого он используется в Законе.

В настоящее время термин "взаимозависимые лица" используется в законодательстве РФ о налогах и сборах, однако его юридическое значение существенно отличается от термина "взаимосвязанные лица", употребляемого в таможенном праве. В соответствии со ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Приведенный перечень критериев взаимозависимых лиц не является исчерпывающим: суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Следует отметить, что согласно ст. 40 НК РФ совершение сделки между взаимозависимыми лицами - один из четырех случаев, когда налоговые органы в целях контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам.

Приемлемость или неприемлемость для таможенных целей так называемых "трансфертных цен", т.е. цен, которые образуются между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию, - одна из сложных проблем, которая была разрешена в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ. Использование в целях определения таможенной стоимости цены товара, образующейся в сделках между связанными лицами, в современных условиях приобретает растущее значение, поскольку более одной трети международной торговли является торговлей между связанными лицами (33 - 35%). Такие торговые сделки начинают совершаться и в России.

По указанной проблеме в Соглашении была выработана следующая позиция, воспринятая в Законе РФ "О таможенном тарифе": факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.

Отметим, что при применении первого метода таможенной оценки ввозимых товаров выяснению подлежит наличие взаимосвязи непосредственно между участниками внешнеторговой сделки: иностранной стороной (продавцом) и российской стороной (покупателем), тогда как при применении четвертого метода определения таможенной стоимости - взаимосвязь между лицами, осуществляющими куплю-продажу товаров на территории Российской Федерации.

Таким образом, наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров, запрос дополнительных документов с целью ее подтверждения (т.е. не является основанием для принятия решения об уточнении таможенной стоимости). Решение об уточнении заявленной таможенной стоимости должно быть принято таможенными органами, если есть обоснованные сомнения в приемлемости цены сделки для целей таможенной оценки товаров. Если такие сомнения у таможенных органов отсутствуют, таможенная стоимость может быть принята по первому методу без проведения дополнительной проверки и запроса у декларанта дополнительных подтверждающих документов.

Если же на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде обязан сообщить об этих признаках декларанту и обеспечить тем самым реализацию последним права доказать правомерность заявленной таможенной стоимости и избранного метода таможенной оценки. Декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

Стоимость сделки при продаже товаров между связанными лицами должна быть принята таможенными органами и товары оценены с использованием первого метода, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени одной из проверочных величин:

1) стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в РФ покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;

2) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу вычитания в соответствии со статьей 22 настоящего Закона;

3) таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой по методу сложения в соответствии со статьей 23 Закона.

В используемой в Законе формулировке о том, что заявленная таможенная стоимость должна быть близка к проверочной величине, имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени, заложен оценочный критерий, определяемый в каждом случае в зависимости от конкретных условий. В Пояснительных примечаниях ВТО к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ разъяснено, что при определении действительно ли одна стоимость близка ("вплотную приближается") к другой стоимости должен быть учтен ряд факторов, включая природу импортированных товаров, характер отрасли, сезон, в котором импортируются товары, а также является ли различие в стоимости существенным в коммерческом отношении. Поскольку эти факторы могут различаться в каждом конкретном случае (например, для одного типа товаров небольшое различие в стоимости может быть неприемлемым, тогда как для товаров другого типа приемлемым может быть и большое различие в стоимости), невозможно применить единообразный стандарт, такой как фиксированный процент, ко всем случаям. Отметим, что законодательством РФ о налогах и сборах установлен 20%-ный критерий существенного колебания цен товаров (работ, услуг) по сравнению с рыночными ценами идентичных (однородных) товаров, используемый в целях контроля за полнотой исчисления налогов (п. 3 ст. 40 НК РФ).

При сравнении заявленной таможенной стоимости с использованием указанных выше проверочных величин учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, признаваемых структурными компонентами таможенной стоимости в соответствии со ст. 19.1 комментируемого Закона, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.

Важное положение закреплено в п. 6 комментируемой статьи о том, что проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров.

Рассмотренные четыре условия являются специальными условиями применения первого метода таможенной оценки, несоблюдение которых влечет неприемлемость цены сделки для целей определения таможенной стоимости товаров. Однако ошибочным было бы предположение, что первый метод не применим только в указанных четырех случаях.

Прежде всего таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, если не выполняется общее требование о том, что таможенная оценка должна проводиться с использованием количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона). Данное требование распространяется на все методы таможенной оценки, и при использовании первого метода должно выполняться в отношении как цены сделки, так и всех дополнительных начислений, подлежащих включению в таможенную стоимость. В п. 2 ст. 19.1 Закона прямо предусмотрено, что при отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений к цене сделки метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применим.

Спорным в юридической литературе является вопрос относительно возможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по договорам купли-продажи с отсрочкой или рассрочкой оплаты, а также по внешнеторговым договорам иного, чем купля-продажа, вида. Разные исследователи приводят различные перечни условий ввоза товаров и видов договоров, использование которых исключает таможенную оценку товаров по первому методу. В такие перечни, в частности, включены: бесплатная поставка товаров (подарки, образцы, реклама); ввоз товаров на условиях консигнации; ввоз товаров материнской компанией для дочерних фирм, не являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности; поставка товаров через посредника без продажи ему товаров; ввоз товаров на условиях аренды (лизинг), поставки товаров в счет гарантий; вывоз отходов производства в другую страну; наличие в договоре купли-продажи условия о том, что покупатель покупает товары лишь у этого продавца (ограничение в отношении прав покупателя на оцениваемый товар); бартерный контракт; покупка с условием о том, что в дело включается эксперт (продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено); ввоз товаров в уставной фонд; ввоз выставочных или иных образцов изделий (бесплатная поставка).

С приведенными перечнями в полной мере нельзя согласиться. Так, если товары ввозятся в РФ на основании договора консигнации, применение первого метода исключено, поскольку на момент пересечения товарами таможенной границы цена сделки (как она определена для целей таможенной оценки товаров) попросту отсутствует. Вместе с тем в случаях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (по которым нет реального движения денежных средств, например, товарообменные операции, в том числе бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки в форме дара), если в документах, сопровождающих перемещение товаров через таможенную границу (контракт, счет-проформа, таможенная декларация страны вывоза), имеется стоимостная оценка каждого из товаров и выполняются иные установленные законодательством РФ условия, товары могут быть оценены по первому методу.

Данная позиция поддерживается таможенными органами. Так, в письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов" разъяснено, что товары, ввозимые во исполнение внешнеторговых договоров купли-продажи, предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа, а также договоров международного финансового лизинга, предусматривающих переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга, могут быть оценены с использованием первого метода.

При этом указано, что, учитывая положения пункта 2 статьи 323 ТК РФ о том, что заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации, суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты не включаются в таможенную стоимость товаров, при соответствующем подтверждении таможенному органу заявленных сведений о цене сделки и сумме процентов за отсрочку или рассрочку оплаты. Для обеспечения надлежащего документального подтверждения заявленной таможенной стоимости в рассматриваемом случае рекомендовано в соответствии с мировой практикой принимать во внимание одновременное соблюдение следующих условий:

- наличие во внешнеторговом договоре раздельного указания цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, и суммы процентов за отсрочку или рассрочку оплаты;

- определение во внешнеторговом договоре условий в соответствии с общими правилами о договоре купли-продажи (количество, ассортимент, качество, комплектность, тара и (или) упаковка и другие необходимые сведения о товарах, подлежащих продаже с отсрочкой или рассрочкой оплаты; условия поставки; цена сделки, подлежащая уплате; валюта цены; валюта платежа и т.д.), а также условий оплаты товара, связанных с предоставлением отсрочки или рассрочки оплаты (размер процента, взимаемого с заемщика; сроки оплаты цены сделки и процентов; документы, на основании которых будет производиться оплата, и т.д.);

- документальное подтверждение цены сделки, подлежащей уплате за ввозимый товар, которая может быть принято в основу определения таможенной стоимости в соответствии с установленным Законом порядком;

- размер процента за отсрочку или рассрочку оплаты не превышает среднего уровня процентов, начисляемых по аналогичным долговым обязательствам в связи с отсрочкой или рассрочкой оплаты за товары, ввезенные одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. При отсутствии данных о таких обязательствах и (или) если есть основания полагать, что такие данные не являются достоверными, для целей контроля таможенной стоимости предельную величину процентов рекомендовано считать равной 15%, как установлено статьей 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в иностранной валюте при рассмотрении вопроса об отнесении процентов по долговым обязательствам к расходам.

 

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате

 

Согласно новой редакции ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, оцениваемых с использованием первого метода, является стоимость сделки с ввозимыми товарами, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ, дополненная в соответствии с настоящей статьей.

Цена сделки - основной компонент таможенной стоимости. Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем продавцу за ввозимые товары. Указанные платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца.

В целях таможенной оценки товаров к цене сделки должны быть добавлены дополнительные начисления, образующие таможенную стоимость товаров и называемые ее структурными компонентами (элементами). Общими условиями включения дополнительных начислений в цену сделки являются:

- соответствующие расходы фактически понес покупатель в связи с покупкой и ввозом оцениваемых товаров;

- расходы не были включены в цену сделки.

Перечень дополнительных начислений не претерпел кардинальных изменений по сравнению с закрепленным в п. 1 ст. 19 прежней редакции Закона РФ "О таможенном тарифе", в этот перечень включены:

1. Расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

2. Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

- сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров.

В соответствии с п. 4 настоящей статьи распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых товаров предметов может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел эти предметы у продавца, не являющегося взаимосвязанным лицом с покупателем, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом с покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем, независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная цена их приобретения или производства подлежит уменьшению в целях получения (определения) стоимости этих предметов с учетом их использования;

- материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых для производства оцениваемых товаров.

В отношении предоставленных покупателем товаров и услуг, указанных в предыдущем абзаце, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся затрат на их приобретение или аренду (п. 5 комментируемой статьи).

3. Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам.

4. Любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

5. Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ.

6. Расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ.

7. Расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

Приведенный перечень дополнительных начислений к цене сделки с ввозимыми товарами является исчерпывающим. Это значит, что какие-либо иные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, за исключением рассмотренных выше, не производятся (п. 3 ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Рассмотренные дополнительные начисления, подлежащие включению в таможенную стоимость, отражаются в соответствующих графах декларации таможенной стоимости (ДТС), подаваемой к грузовой таможенной декларации (ГТД) и являющейся неотъемлемой частью последней.

Дополнительные начисления должны производиться при выполнении общего правила, закрепленного в п. 3 ст. 12 настоящего Закона о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Это требование конкретизировано в п. 2 ст. 19.1 настоящего Закона, согласно которому дополнительные начисления к цене сделки с ввозимыми товарами производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.