Отграничение коносамента от морской накладной

 

Статья 143 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к видам ценных бумаг государственную облигацию, облигацию, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковскую сберегательную книжку на предъявителя, акцию, приватизационные ценные бумаги, коносамент и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 окт. 1994 г.)).

Особое место среди названных ценных бумаг занимает коносамент. В п. 7 ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. указано: "Коносамент" означает документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа" (Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов от 31 марта 1978 г.).

На основе данного понятия не представляется возможным определение сущности и правовой природы данной ценной бумаги.
В условиях чрезвычайно важной роли коносамента в сфере морских перевозок российское законодательство не содержит четкого определения данной ценной бумаги, да и на научном уровне она является объектом исследования лишь небольшого круга исследователей.
В указанной сфере известны научные изыскания В.А. Белова, С.В. Ротко, А.В. Семенова, А.С. Кокина и других ученых.

На основе норм Кодекса торгового мореплавания можно дать следующее определение коносамента: коносамент представляет собой товарораспорядительную ценную бумагу, которая применяется в сфере морской перевозки груза, выдается перевозчиком груза отправителю в подтверждение наличия договора перевозки при принятии груза к перевозке (или после погрузки груза на борт судна) и содержит установленные законом данные, из которых следует обязанность перевозчика доставить груз в пункт назначения и сдать его получателю (если получатель указан отправителем).

Следует сказать, что коносамент составляется самим перевозчиком на основании подписанного отправителем документа и содержит сведения, касающиеся наименований перевозчика и отправителя, места их нахождения, размера фрахта, подлежащего уплате, наименований портов погрузки и выгрузки груза и других данных, указанных в ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Коносамент выдается отправителю после приема груза для перевозки по требованию самого отправителя. Бортовой коносамент выдается лишь после того, как груз погружен на борт судна.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов данной ценной бумаги. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу. Коносамент (коносаменты) составляется транспортно-экспедиторской фирмой или экспортером и подписывается перевозчиком после того, как перевозчик убедится в том, что товар не поврежден и находится в надлежащем состоянии ("чистый коносамент"). В случае нахождения товара в ненадлежащем состоянии перевозчик вносит соответствующую запись в коносамент с его последующим подписанием ("коносамент с оговорками" или "нечистый коносамент"). Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Законодатель посредством отраженной в Кодексе торгового мореплавания нормы, позволяющей отправителю требовать от перевозчика несколько экземпляров (оригиналов) коносамента (ст. 147 КТМ), значительно расширил возможности и права отправителя груза.

Пункт 19 Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" гласит, что Коносамент выполняет три важные функции, представляя собой:

- доказательство поставки товара на борт судна;

- подтверждение наличия договора перевозки;

- способ передачи прав на находящийся в пути товар другой стороне посредством передачи ей документа (Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" (Публикация МТП N 560)).

При определении функций коносамента составители данных правил не учли то обстоятельство, что коносамент является прежде всего доказательством приема товара. Такая функция, как доказательство погрузки груза на борт судна, имеет место лишь в тех случаях, когда выдан бортовой коносамент.

Важно также подчеркнуть, что по смыслу указанных правил одной из особенностей коносамента является то, что другие транспортные документы, например транспортная и морская накладные, не выполняют последнюю функцию из вышеобозначенных, то есть не представляют собой способ передачи прав на находящийся в пути товар другой стороне посредством передачи ей транспортного документа.

Имеется в виду, что получатель груза в условиях обращения иных транспортных документов не вправе продать груз, находящийся в пути. Противоположная ситуация с коносаментом, который предоставляет возможность получателю (покупателю) путем передачи данной ценной бумаги продать находящийся в пути товар, не дошедший еще в пункт назначения. В данном случае речь идет о коносаменте на предъявителя (когда коносамент передается посредством простого вручения), но никак не об именном коносаменте, при котором перевозчик груза обязан передать груз в порту отгрузки только лицу, указанному в качестве получателя груза (за исключением случаев, когда именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки права требования).

Вместе с тем возможность получателя груза продать товар в пути, получить его самому исключается в случае нахождения у отправителя всех оригиналов коносамента (когда выдавалось несколько коносаментов по просьбе отправителя). Предъявление отправителем перевозчику всех выданных оригиналов коносамента дает право отправителю потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апр. 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. от 22 нояб. 2010 г. N 305-ФЗ)).

При рассмотрении именного коносамента и морской накладной возникают некоторые вопросы их отграничения друг от друга. Статья 146 Кодекса торгового мореплавания гласит, что коносамент может быть выдан на имя определенного получателя. При этом, согласно ст. 148 того же КТМ, именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки права требования. Что касается морской накладной, не являющейся ценной бумагой, то согласно закону, в случае если перевозка груза осуществляется на основании морской накладной, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе. При этом не исключается возможность передачи прав по морской накладной получателем груза другому лицу с соблюдением правил уступки права требования. Данные законодательные положения практически ставят знак равенства между вышеуказанными товарораспорядительными документами, тем более что и один, и другой применяются в сфере морской перевозки груза.

В чем же существенное отличие коносамента от морской накладной? Одно из отличий выражается в том, что коносамент предоставляет более широкие права и возможности отправителю груза, нежели морская накладная. Так, согласно п. 2 ст. 149 КТМ Российской Федерации, отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента.

Кроме того, Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" называют такое неповторимое свойство коносамента, как возможность контролировать доставку товара до пункта назначения, что не характерно для других транспортных документов. Так, в случае предъявления получателю груза счета к оплате, последний желает убедиться в том, что указанный груз отгружен и находится в пути. Для этих целей на коносаменте ставится соответствующая отметка "отгружен". Когда товар принят, но еще не отгружен, на коносаменте ставится отметка "принят к отгрузке". Исходя из данной отметки можно предположить, что товар, находясь в порту отгрузки, ожидает судно.

Данное свойство придает коносаменту некий "живой" характер, отражающий достоверные данные о состоянии груза во времени и пространстве. В таких условиях получатель груза будет спокоен, владея соответствующей информацией.

Таким образом, российское законодательство, направленное на регулирование правоотношений, связанных с обращением коносамента, несовершенно и требует доработок. Так, в основном кодифицированном источнике в сфере торгового мореплавания - в КТМ Российской Федерации - не содержится четкого определения коносамента, что затрудняет как правоприменительную деятельность, так и правопонимание.

На сегодняшний день в условиях развития торгового мореплавания нужно признать ведущую позицию коносамента как товарораспорядительной ценной бумаги в сфере морской перевозки груза и предпринять соответствующие меры по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

В свете изложенного предлагаем дополнить действующее законодательство Российской Федерации путем внесения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации следующего определения коносамента: "Коносамент представляет собой товарораспорядительную ценную бумагу, которая применяется в сфере морской перевозки груза, выдается перевозчиком груза отправителю в подтверждение наличия договора перевозки при принятии груза к перевозке (или после погрузки груза на борт судна) и содержит законом установленные данные, из которых следует обязанность перевозчика доставить груз в пункт назначения и сдать его получателю (если получатель указан отправителем)".

Март 2013 г.