Предварительное информирование при перевозках товаров морским транспортом

 

С каждым годом ужесточаются требования по нормативам выполнения таможенных операций. Уже сегодня участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) требуют, чтобы все таможенные операции при пересечении таможенной границы выполнялись в течение нескольких минут.
Всемирная таможенная организация рекомендует для ускорения работы таможенных служб использовать технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД (с представлением документов в электронной форме), применять компьютерные системы для автоматизации выполнения таможенных операций.
 

Компьютерные системы работают быстро, но они не обладают интеллектом и интуицией человека. Кроме того, информации, имеющейся в таможенных базах данных, может оказаться недостаточно, и нужно обращаться с запросами к информационным системам других ведомств и организаций, что требует определенного времени. При сокращении нормативов времени на выполнение таможенных операций это потенциально приводит к снижению качества таможенного контроля. Поэтому в таможенных автоматизированных системах появилась подсистема управления рисками, а участникам ВЭД предлагается подавать необходимую таможенным органам информацию заблаговременно, до поступления транспортного средства с товаром на пункт пропуска. Последнее дает таможенному органу дополнительное время для таможенного контроля, а участнику ВЭД - для решения о возможности выпуска товара еще до прихода транспортного средства с товаром в пункт пропуска.

Таможенная служба России сегодня широко использует технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД и выполнения таможенных операций на основе электронных форм документов. Предварительное информирование в электронной форме - один из важнейших принципов современных таможенных технологий. В российской таможенной службе уже действуют системы предварительного информирования для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. С 2012 г. планируется внедрение технологии предварительного информирования для перевозок воздушным и морским транспортом.
С целью проработки технологии и подготовки приказа ФТС России по использованию предварительного информирования при перевозках морским транспортом с июля 2011 г. в Находкинской таможне проводится эксперимент по осуществлению таможенного контроля с использованием предварительного информирования при перевозках морским транспортом.

Следует отметить, что Находкинская таможня является пионером в российской таможенной службе по разработке технологий использования предварительной информации на морском транспорте. Еще в 2001 г. на таможенном посту "Морской порт Восточный" Находкинской таможни начала функционировать экспериментальная система по таможенному оформлению морских судов и транзита перевозимых на них контейнеров по предварительной информации. Проводилась эта работа в рамках проекта КЛИР-ПАК, уже через несколько лет 100% всего транзита и часть импортных товаров в порту "Восточный" оформлялись по технологии этого проекта.

Программно-техническая поддержка настоящего эксперимента обеспечивалась порталом ООО "Компания "Проминвест" в международной сети Интернет (В его основу положен портал www.fill-bill.ru ООО "СТМ" (Санкт-Петербург), который был доработан с учетом требований эксперимента), штатными программными средствами Находкинской таможни, в частности КПС "Морской пункт пропуска", КПС "Учет товаров на ВХ".

Портал Fill-Bill и его программное обеспечение предназначены для организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, перевозчиков и других участников ВЭД в процессе оформления внешнеторговых сделок, в том числе подготовки пакета документов, необходимых для оформления товара в таможенном отношении. В целях эксперимента был создан корпоративный портал fill-bill.prominvest.ru "Компания ООО "Проминвест" (рис. 1 - не приводится), к которому могли подключаться не только участники ВЭД, принявшие решение участвовать в эксперименте, но и некоторые подразделения Находкинской таможни.

Средства портала позволяют лицу, создающему документы для таможенных целей, сформировать на основании документов, полученных от других участников ВЭД, весь пакет электронных документов для таможни в актуальных таможенных форматах в соответствии с альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (эти форматы разработаны ГНИВЦ/ЦИТТУ ФТС России).

Для работы с порталом в отделе специальных таможенных процедур (ОСТП) таможенного поста "Морской порт Восточный" Находкинской таможни было оборудовано специальное рабочее место, на компьютер которого была установлена программа-клиент для взаимодействия с созданным порталом. После получения с портала и предварительной обработки информация через промежуточный носитель может переноситься в штатные программные средства (КПС "Морской пункт пропуска" - МПП), с помощью которых осуществляется регистрация данных о судне. Разнесение рабочих мест для работ с порталом и штатными программными средствами таможенного органа было обусловлено требованиями информационной безопасности.

В ходе данного эксперимента отрабатывалась технология предварительного информирования с целью последующего ускорения таможенных операций при прибытии/убытии морского судна, осуществляющего морскую перевозку в зоне деятельности таможенного поста "Морской порт Восточный" Находкинской таможни.

В созданной экспериментальной системе процесс подготовки и использования предварительной информации можно представить в виде следующих этапов:

1) подготовка и передача на портал предварительной информации заинтересованными лицами сведений о партиях товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза;

2) загрузка с портала и проверка таможенным органом информации о перемещаемых товарах на соблюдение запретов и ограничений;

3) создание таможенного идентификационного номера (далее - ТИН), который можно рассматривать как предварительное решение таможни о выполнении участником ВЭД требований законодательства при ввозе/вывозе товарной партии. Передача ТИН декларанту;

4) передача ТИН перевозчику при предоставлении груза к перевозке;

5) внесение перевозчиком ТИН в бортовой коносамент;

6) уведомление таможенного органа перевозчиком о прибытии/убытии товарной партии путем подачи декларации о грузе по приходу/отходу судна, содержащей сведения о коносаментной партии с указанием ТИН;

7) проверка таможенным органом декларации о грузе и принятие решений по организации таможенного контроля.

На первом этапе участники ВЭД, пользуясь стандартными программными средствами, разработанными ООО "СТМ", формируют и направляют на портал документы, которые могут использовать другие участники сделки. При этом, в частности, формируется пакет документов, включающий основные документы, предъявляемые в соответствии с таможенным законодательством в таможенный орган при прибытии/убытии судна с товаром в пункт пропуска. Важной особенностью этого пакета документов является то, что содержащийся в нем документ "ПИ - Сведения о товарной партии" включает поле с информацией о коде товара.

Создаваемый для таможни пакет документов проходит форматно-логический контроль на корректность заполнения. Если документ прошел эту проверку, ему присваивается статус "Требуется проверка".

Второй этап предполагает, что сотрудник ОСТП таможенного поста "Морской порт Восточный", получив с портала пакет предварительной информации со статусом "Требуется проверка", осуществляет проверку на предмет наличия запретов и ограничений при ввозе (вывозе) на территорию (с территории) Таможенного союза товаров и транспортных средств.

Для работы с порталом предварительной информации (далее - ПИ) таможенный инспектор имеет специальную программу-клиент. При ее запуске на экране компьютера таможенный инспектор сначала видит окно, в котором выбирает пункт "Поиск документов".

После этого выбора происходит переход к окну для выбора с портала по разным критериям пакетов, имеющих статус "Требуется проверка", для последующего просмотра документов, анализа кода товара на предмет требуемых разрешительных документов.

Для открытия нужного пакета следует установить курсор на его номер и нажать левую кнопку мыши. При этом инспектор увидит на экране окно с документом "ПИ - Сведения о товарной партии". В левой части окна находится ряд пунктов для выгрузки документа в другие программные системы (ВЭД-Склад, Морской пункт пропуска и др.) и присвоения нового статуса документу.

Подготовленный участником ВЭД документ с предварительной информацией (рис. 6 - не приводится) должен содержать подробное описание товаров с указанием кодов ТН ВЭД, цены, упаковки, количества мест, веса, номеров и марок груза, объема, номеров контейнеров, в которых расположен товар. Описание товара должно соответствовать правилам оформления гр. 31 декларации на товары.

Для анализа кода надо дважды щелкнуть на поле с кодом товара в документе "ПИ - Сведения о товарной партии". При этом происходит загрузка информационно-справочной системы "ВЭД-ИНФО" (разработка ООО "СТМ"), с помощью которой можно получить для данного кода товаров справки по видам и ставкам таможенных платежей, состав разрешительных документов, необходимых для ввоза/вывоза товара. При необходимости таможенный инспектор использует также и другие имеющиеся в отделе программные средства, предназначенные для проверки товаров на запреты и ограничения.

По результатам проверки должностным лицом ОСТП таможенного органа пакету информации присваивается статус "Подтвержден" или "Отклонен" (в последнем случае указывается причина). Статус "Отклонен", в частности, дается в случае наличия требований о представлении разрешительных документов на ввоз/вывоз товара и отсутствия копий этих документов в пакете предварительной информации. При этом формируется указание о представлении необходимой информации.

Для пакета со статусом "Подтвержден" формируется документ "Результат", в котором содержится ТИН и его эквивалент в штрихкоде.

На этапах 3 - 5 при положительных результатах проверки формируется и передается отправителю груза ТИН. В свою очередь отправитель груза передает ТИН перевозчику с указанием уведомить таможенный орган о прибытии партии товара на таможенную территорию, представив декларацию о грузе с ТИН.

Перевозчик вносит ТИН как один из реквизитов в бортовой коносамент.

Шестой этап процедуры предполагает уведомление перевозчиком таможенного органа путем подачи документа "Декларация о грузе при приходе судна" или "Декларации о грузе при отходе судна", содержащего ТИН по каждой коносаментной партии.

На последнем, седьмом, этапе выполняется проверка таможенным органом пакета документов, представленных по приходу (отходу) судна, и принятие решений по организации таможенного контроля в соответствии с внутренними инструкциями таможенного органа. При этом таможенный инспектор может просмотреть ранее представленные для получения ТИН документы, вывести отчет по судну, в котором указаны ТИН по каждому коносаменту.

На ноябрь 2011 г. в эксперименте приняли участие 24 организации, на портал ООО "Проминвест" поступило около 3000 пакетов документов, таможенным органом было выдано 107 ТИН. При этом около 40 судов было оформлено без выхода таможенного наряда на борт судна.

Хотя разработанная технология, ее реализация, правовая поддержка и требуют совершенствования, но полученные результаты уже показали реальную возможность и целесообразность использования предварительного информирования в таможенных целях при перевозках морским транспортом, а постоянный рост участников эксперимента (стивидоров, перевозчиков, импортеров, экспортеров) говорит о заинтересованности в таких технологиях участников ВЭД.

Таким образом, по мнению участников экспериментов, уже существующая нормативно-правовая база и объем представляемой ПИ позволяют использовать ее при решении следующих задач:

- таможенный контроль судов и прибывающих на них товаров;

- помещение товаров под процедуру таможенного транзита;

- таможенное декларирование товаров.

Пакет с ПИ можно использовать как часть документов, представляемых в таможенный орган при таможенном декларировании товаров.

В то же время эксперимент выявил ряд трудностей информационно-технического характера.

1. Представляемая таможенному органу ПИ должна подписываться электронной подписью.

2. Пакет с ПИ должен размещаться в информационной системе таможенных органов (по аналогии с действующей технологией ПИ для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом).

3. Программные средства морского пункта пропуска должны иметь возможность выборки и загрузки данных из пакета ПИ, что позволит практически полностью исключить человеческий фактор при занесении данных в штатные средства таможенного органа, осуществляющего фиксацию данных о прибывающих/убывающих морских судах и товарах на них.

4. Отсутствие предварительной информации целесообразно рассматривать как рисковую ситуацию с соответствующими мерами реагирования. Такое требование соответствует положениям Концепции предварительного информирования и будет стимулировать декларантов и перевозчиков к представлению ПИ в таможенный орган.

Декабрь 2012 г.